Компьютерная зависимость во всем мире уже причислена к разряду заболеваний медицинского характера, так как ее симптомы можно разделить и на психические, и на физические. Лечение компьютерной зависимости давно уже вошло в практику психологов и психотерапевтов, которые занимаются этой проблемой более 20-ти лет.
Что касается «группы риска», то в нее в первую очередь входят дети, чья психика и модель жизни только формируются. Дети наиболее подвержены воздействию приобретаемых привычек, в том числе и вредных, а в итоге и привыканию к ним.
Дети, подверженные компьютерной зависимости
Не секрет, что цифровая техника за последние 20 лет плотно вошла в обиход не только взрослых, но и детей. Нередко ребёнок осваивает гаджеты раньше азбуки, что совсем не радует, так как грозит проблемами для полноценного развития ребёнка. Для примера сравним, как развиваются дети сегодня и как развивались 15-20 лет назад. Они стали другими, потому что другой стала среда.
Ученые бьют тревогу — мозг современного ребёнка под воздействием избытка информации и техники перестраивается, претерпевает не всегда желательные изменения. Английский ученый-невролог Сьюзен Гринфилд, специализирующаяся в области физиологии мозга, утверждает, что «мы живем в эпоху изменения сознания». И происходит это по милости засилья цифровых технологий.
А ведь сам мозг по своему строению и химическому составу остался тем же, что и тысячу лет назад: те же 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с 10 000 себе подобных. Российский психолог Надежда Грекова делает еще один вывод — отдельные участки мозга подвергаются деформации, так как оказываются не задействованы, а значит не получают развития и подпитки извне. Просто мы лишний раз не обременяем себя мыслительными процессами и «перепоручаем» их гаджетам. Мир становится все более рациональным.
Дети начинают осваивать пространство и физический мир через экран смартфона. Внешние стимулы, отвечающие за принятие решений и получение жизненного опыта, просто отходят на задний план. Важные участки мозга, отвечающие за самоконтроль, физическую и творческую активность, оказываются «освобождены» от своего прямого назначения. Поэтому цифровая эра принесла не только прогресс, но и явные «сбои» в развитии ребёнка.
Подготовка детей к взрослой жизни оказывается неполноценной. Кстати, изменились даже детские рисунки. Среднестатистическое изображение семьи и ее членов «в действии» (на кухне, в комнате, на прогулке), как это было раньше, превратилось в схематическое нахождение домочадцев перед экранами мониторов. Постепенно стираются границы между миром физическим и миром виртуальным, компьютерные персонажи входят в жизнь детей как вполне реальные создания. Это уже не герои из сказок, которые помогают развивать фантазию, воображение, а некая данность, присутствующая в жизни ребёнка сама по себе.
Впрочем, легче перечислить те недостатки, которые возникают при чрезмерном использовании гаджетов в развитии ребёнка. Советуем обратить на них внимание, так как эти первые «звоночки» грозят перерасти в серьезные проблемы.
Замкнутость и сужение круга занятий в итоге грозят потерей интереса к окружающему миру, жизни, среде обитания, процессу обучения
- Что касается сна, то и здесь будут проблемы: с одной стороны ,приятно как можно дольше находится в потоке событий и захватывающей информации, с другой — при отсутствии переключения видов деятельности, мозг практически не отдыхает
- Детская психика очень подвижная, поэтому эмоциональные переживания в ходе компьютерных игр будут ее невольно расшатывать. К тому же, может появиться агрессия по отношению к близким, которым такой «перегиб» в общении с компьютером вряд ли понравится
- Компьютерная зависимость, как правило, сопровождается еще и отсутствием аппетита
Практика лечения подобных расстройств позволила создать классификацию стадий этого заболевания. Они различаются по степени компьютерной зависимости, которая становится соизмерима с алкогольной и наркотической зависимостью.
Развитие ребёнка. С компьютером и без
Вспомним детство и развитие ребёнка в пору, когда компьютеров еще в нашем обиходе не было. С момента рождения и до полутора лет ребёнок воспитывается всей семьей, осваивает жилое пространство ползая по полу, сидя в манеже или из коляски, гуляя на улице. Он познает материальный мир не только через созерцание, но и чисто физически, через органы чувств. Далее до 3-х лет он гуляет за ручку, играет на детской площадке, общается со сверстниками, радиус его активности постепенно увеличивается.
С 3-х до 5-ти, помимо игр, у ребёнка появляются первые обязанности по дому. Процесс познания проходит весьма активно: ребёнок гоняет мяч, ездит на велосипеде, ходит в кружки и дошкольные учреждения. Развитие ребёнка происходит при напряжении душевных и физических сил. Он учится жизни на конкретных примерах, у него уже есть свои «любимые места», по которым он путешествует.
Картина детства современного ребёнка отличается большей пассивностью действий. Момент созерцания и впитывания информации растянулся и стал обрастать удобными гаджетами с самого раннего возраста. Игрушки и книжки стали другими, с 3-х лет ребёнку можно уже вручить телефон или планшет, и тем самым «заполнить» моменты ожидания в поездках, магазинах, поликлинике и т. д.
К тому же у взрослых появляется момент передышки и прекрасные способы поощрить, сделать подарок, стимулировать хорошее поведение ребёнка. Мы даем образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить детей красивыми вещами, но при этом из-за вечной занятости сокращаем момент общения.
Ввести в обучение и развитие ребёнка элемент «собственного примера» и участия тоже удается довольно редко, гораздо удобнее перепоручить эту функцию «умному» гаджету. Да, современный мир тороплив, время сжимается, а круг обязанностей только растет. В итоге взрослые сами запускают у ребёнка тот «механизм» привыканий и зависимостей, с которым в будущем придется бороться.
Альтернатива компьютерной привязанности должна быть настолько яркой и желаемой, чтобы ребёнок сам захотел разнообразить свою жизнь. Придется научить ребёнка играть, гулять, общаться, читать, готовить еду, покупать продукты… Занятия должны быть разными и близкими детям по духу. Чем больше возможностей нашего мира вы им покажете, тем легче будет проходить их отвыкание от основного и любимого занятия — общения с компьютером, а вместе с ним и от «идеальной» виртуальной жизни.
Психическое развитие ребёнка. Симптомы зависимости
Определить компьютерную зависимость как заболевание довольно сложно. Главная опасность компьютерной зависимости заключается в том, что чаще всего она возникает на самом сложном этапе развития ребёнка, когда его психика только начинает оформляться (с 3-х до 5-ти лет) и наиболее подвержена воздействию зависимости.
Что касается симптомов компьютерной зависимости, то по своим признакам они делятся на психические и физические.
К недостаткам психического развития ребёнка можно отнести следующие:
- Утрату концентрации внимания, проблемы с памятью
- Потерю контроля времени, проведенного за компьютером, и самообман по этому поводу
- Замену реальных социальных связей на хождение по соцсетям и чатам
- Невыполнение данных обещаний и нежелание делать что-либо помимо любимого проживания за компьютером. Отсюда и утрата интереса к своей внешности, к общению с друзьями, социальной жизни
- Перепады настроения, раздражительность, доходящая до агрессии
Физические признаки компьютерной зависимости можно назвать последствием длительного нахождения перед монитором. В числе основных:
- Ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»
- Нарушение осанки и опорно-двигательной системы
- Проблемы с пищеварительной системой, желудочно-кишечным трактом из-за несоблюдения режима приема пищи и малоподвижного образа жизни
- Хроническая усталость от перенапряжения и недосыпания
Многие из этих признаков присущи не только для компьютерно зависимых, но и для тех, кто в силу своей деятельности вынужден проводить много времени перед монитором. Вмешательство гаджетов в психическое развитие ребёнка, как правило, носит добровольный характер, поэтому избавиться от их воздействия по-хорошему довольно проблематично.
Существует еще один вид зависимости — интернет-зависимость, со своим набором признаков. В их числе:
- Просиживание в интернете длительного времени в ущерб здоровью и комфортному существованию
- Втягивание во всемирную паутину с помощью навязчивых приемов: сенсационных сообщений, розыгрышей, призов и т. п.
- Проведение длительного времени в чатах и социальных сетях
- Привязанность к электронной почте и скайпу
- Потребность в постоянной «информационной» подпитке
Все это вполне доступно детям, и по-своему влияет на психическое развитие ребёнка.
Социальное развитие ребёнка. Методы избавления от компьютерной зависимости
Среди основных методов избавления от компьютерной зависимости фигурируют два — психотерапия и психоанализ. Обычно их применяют на той стадии лечения зависимости, когда уже требуется помощь специалиста-психолога. Он составляет план лечения в зависимости от характера заболевания и индивидуальных особенностей пациента. Иногда требуется последующее психологическое сопровождение, так как дети не обладают в нужной мере такими качествами, как самоконтроль и сила воли.
Оба метода направлены на обретение «вкуса жизни», разносторонних интересов и на социальное развитие ребёнка. Конечно, сам процесс сокращения времени пребывания за компьютером влечет за собой новую проблему — чем будут заполнены образующиеся пустоты. Важно найти для ребёнка увлекательное занятие, увеличить общую нагрузку, но делать это надо постепенно.
Полный запрет компьютера может нанести ребёнку психологическую травму, поэтому лучше сокращать время пребывания в сети на 5-10 минут в день, что будет не так болезненно, и параллельно искать для этих временных отрезков не менее интересные дела. Хорошо, если к этому процессу будут подключены друзья и близкие, социальное развитие ребёнка в этом случае будет более активным и вызовет со стороны ребёнка определенную заинтересованность.
Можно предложить и такой ход, как день без компьютера хотя бы раз в неделю. Существует также нетрадиционный и довольно эффективный способ лечения компьютерной зависимости — так называемое внушение. Он проводится под контролем специалиста и воздействует на подсознание.
Конечно, важно установить причину появления компьютерной зависимости. Начаться все может с малого — неумения выразить или занять себя, которое ведет к замкнутости. Со стремления почувствовать себя героем хотя бы виртуально. И все же, как показал опыт, упор стоит делать именно на социальное развитие ребёнка, «живое» общение и коммуникативные навыки, которые не в силах заменить ни интернет, ни скайпы и чаты, игры и социальные сети.