Дружба — это одна из главных составляющих жизни любого человека. Первый друг, который появляется еще в детстве, часто становится другом на всю жизнь. Поэтому детская дружба — это очень важно и серьезно.
Детская дружба — важные отношения
Что такое детская дружба? Совместные игры возникают еще в песочнице, это и есть первые отношения. Примерно с двух лет малыши начинают тянуться к другим ребятам, детям веселее рядом со своими сверстниками. А вот уже после трех лет малыши начинают организовывать совместные игры. В этот период могут появляться первые конфликты и обиды. Поэтому взрослые должны учить ребёнка строить отношения в коллективе.
В возрасте 4-5 лет ребёнку уже нужен партнер по общению, а не только по играм. Именно в этот период возникает первая дружеская привязанность. И хотя малышу в четыре года еще сложно идти на уступки и слушать другого ребёнка, он постепенно начинает этому учиться. Начиная с шести лет, дети все больше общаются с другими ребятами, вместе ходят в школу, на кружки, спортивные секции, играют после школы. Однако с 6 до 10 лет друзья могут меняться (хотя и не всегда).
А вот в подростковом возрасте ребёнок стремится найти одного верного друга и единомышленника. 11-16 лет — это период, когда у ребёнка появляются тайны и секреты, которыми ему хочется с кем-то поделиться. И если друг предает, то для подростка это всегда большой стресс (в таком случае ребёнку очень необходима поддержка родителей).
Друг может появиться в любом возрасте. У кого-то только в 15 лет, а у кого-то и в 3 года. И хотя детская дружба — это не всегда постоянное и определенное понятие, ребёнка надо учить дружить и общаться с другими детьми. Ведь дружба важна в любом возрасте, и именно в детстве человек зачастую находит настоящего и верного друга, который остается таковым на всю жизнь. И даже, если такового друга не будет, первая дружба важна для выстраивания отношений во взрослом возрасте.
Что для этого надо делать? Прежде всего, ребёнок должен посещать различные кружки и секции, детские площадки. В этом случае малыш постоянно будет общаться с другими детьми, будет видеть, как мама общается с другими взрослыми. Кроме того, следует чаще приглашать других детей и взрослых в гости. Важно не запрещать ребёнку дружить, даже если друг не слишком нравится родителям.
Дружба: что делать, если не складывается?
В современном мире практически исчезли дворовые компании, где ребята учились дружить. Дети много времени проводят за компьютером, предпочитая виртуальное общение реальному. К тому же не все дети свободно общаются и дружат друг с другом. Есть активные экстраверты, которым не составляет труда завести друга. А есть стеснительные интроверты, которым трудно начать разговор или поддерживать его, не говоря уже о дружбе и длительных отношениях.
Что делать, если отношения не складываются? Родители должны помочь своему ребёнку. Вот несколько полезных советов:
- помогать ребёнку включиться в игру на детской площадке — просто подойти вместе с малышом и попросить других ребят взять его в игру или самостоятельно организовать игру и пригласить других детей;
- научить малыша заводить дружбу — знакомиться, предлагать разные игры, угощать других детей, делиться игрушками. И при этом не быть чрезмерно обидчивым, агрессивным или высокомерным;
- устраивать дома веселые детские праздники и приглашать других детей — такое общение отлично сближает ребят;
- в детском саду попросить воспитателя включать ребёнка в ролевые игры — это поможет справиться с застенчивостью;
- объяснять ребёнку, как надо дружить — уважать друга, делиться с ним не только игрушками, но и своими мыслями, внимательно слушать друга, помогать ему, если требуется.
При этом родителям не следует упрекать ребёнка, если он ни с кем не дружит, не вмешиваться в детскую дружбу, если она возникает, не критиковать друзей. Это только навредит. Ребёнок должен всегда чувствовать поддержку родителей, это даст ему ощущение защищенности, и ему проще будет вступать в новые отношения.
Дружба и взаимопомощь
Веселые игры, общение и совместные прогулки — это все необходимый атрибут детской дружбы. Однако важно учить ребёнка тому, что с другом надо не только играть и веселиться, важно и помогать друг другу. Дружба и взаимопомощь неразрывно связаны.
Причем помощь заключается не в том, чтобы дать списать другу домашнее задание или что-то за него сделать, а помочь разобраться в уроке или научиться чему-то. Например, у друга не получается решить задачу, значит, надо ему помочь, а не подсказать. Это поможет другу и дальше самостоятельно справляться с такими задачами. Или друг заболел, значит, надо его проведать, развеселить, подбодрить, чем-то помочь, а не забыть о друге и сразу играть с другими ребятами.
Причем, помогать надо друг другу. Если только один ребёнок помогает другому, дружбой это назвать сложно, скорее это использование друга в своих интересах. Поэтому взрослым следует объяснить ребёнку: дружба и взаимопомощь должны быть с обеих сторон, а не с одной, постараться должен каждый ребёнок. Поэтому помощь и называется взаимной.
Следовательно, если один ребёнок постоянно что-то требует от другого, а сам ничего не дает взамен, не помогает и не хочет это делать, он не является настоящим другом. С таким ребёнком не стоит дружить.
Для дружбы характерна не только потребность эгоистично что-то взять (поддержку, сочувствие, помощь), но и желание поделиться тем же самым. Поэтому дружба и взаимопомощь — это совместимые понятия. И если взаимопомощь может иметь место и среди коллег или приятелей, то есть, существовать без дружбы, то дружба без взаимной помощи — нет.
Друзья могут находить общий язык, доверять друг другу тайны, идти на уступки, помогать друг другу. Прекрасно, если у ребёнка есть друзья. Не обязательно их должно быть много, достаточно 1-2 верных и настоящих друзей. Зачастую самые преданные друзья появляются в детстве. Дружба начинается с игры в песочнице, продолжается в школе и остается во взрослой жизни. Поэтому детскую дружбу надо поддерживать, учить ребёнка дружить и не терять настоящих друзей.