Дети и автомобиль. Сложное сочетание, несущее в себе потенциальную опасность. О безопасности ребёнка в автомобиле заботятся не только родители, но и целая армия специалистов разных направлений, от врачей до конструкторов автомобилей и законодателей.
Изучение вопросов безопасности ребёнка привело к тому, что в действовавшие ранее правила были внесены изменения, касающиеся перевозки автотранспортом детей до 12-летнего возраста. О сути и смысле поправок рассказывает MedAboutMe.
Дети в автотранспорте: избежать травм
От дорожно-транспортных происшествий (ДТП) не застрахован никто. Можно быть каким угодно аккуратным и осторожным водителем, никогда в жизни не нарушившим ни правил, ни скоростного режима, но все это не будет иметь значения, если на дороге попадется кто-то менее адекватный. Или кошка выбежит перед машиной, или молния ударит, или у идущего впереди грузовика отвалится колесо.
Автомобиль всегда остается транспортным средством повышенной опасности. И потому соблюдение всех правил безопасности движения, до последней буквы, жизненно важно. Особенно, если в машине находятся дети.
Хотя начиналась история детских автокресел совсем не с этого.
Краткая история автокресла для ребёнка
- Впервые специальное сиденье для ребёнка, устанавливаемое в автомобиле, появилось около 85 лет назад, в 1935 году. Но его предназначение было иным, мало связанным с собственно безопасностью малыша в аварийных ситуациях. Роль тех, первых детских кресел — зафиксировать ребёнка так, чтобы он видел дорогу, но не ползал по салону и не мешал водителю управлять машиной. Некоторые из первых кресел крепились к полу салона на стальном пруте, другие устанавливали между передними сиденьями. Сделаны креслица были из текстиля, дерева, стали, кожи, и в случае ДТП не только не предохраняли ребёнка от травм, но даже увеличивали опасность, срабатывая как катапульта и выбрасывая маленького пассажира через лобовое стекло. Особенно велика была такая опасность с креслицами, которые устанавливались на второе переднее сиденье и вообще никак не закреплялись.
- В 1939 году появились первые ремни, удерживающие ребёнка в кресле. Но сама конструкция крепилась в автомобиле настолько неудачно, что ни о какой безопасности и речи не шло.
- В 1957 году Швеция приняла закон об использовании ремней безопасности для пассажиров автотранспорта. Но к детям это не относилось. Только годом позже появился первый документ, касающийся обеспечения безопасности детей в автомобильном транспорте, после чего стали пристегивать и детей.
- Вскоре специалист по безопасности из компании Volvo Н. Болин предложил трехточечный ремень, и началась разработка устройств, обеспечивающих детскую безопасность в автотранспорте. Первые автокресла для детей были запатентованы в Великобритании и в США, Дж. Эймсом и Л. Ривкином.
- Дальше все пошло странным путем: изобретатели так увлеклись, что предлагаемые ими конструкции стали напоминать персональные детские бронированные капсулы. Но потом, в 1967 году, рациональная и надежная компания Volvo опять оказалась впереди всех, предложив действительно удобные и гораздо более приемлемые сиденья для детей, устанавливаемые передней частью против движения. Это обеспечивало большую безопасность при авариях. В это же время автомобили компании стали оборудовать ремнями безопасности на задних сиденьях тоже.
- В 70-е годы появились детские манекены для краш-тестов, и специалисты стали получать важную информацию, позволяющую усовершенствовать детские автокресла в плане безопасности и удобства.
- С 1982 года в большинстве стран Европы перевозка детей до 150 см ростом без специальных устройств безопасности была запрещена. Впоследствии утвержденный тогда стандарт несколько раз редактировался с ужесточением требований. Так, в 1995 году был разработан и внесен в правила стандарт крепления детских кресел ISOFIX, а двумя годами ранее начали вводить штрафы для тех, кто пренебрегал правилами перевозки несовершеннолетних пассажиров в автомобиле.
- С 2013 года был принят стандарт i-Size, или R-129, согласно которому до возраста 15 месяцев дети могли сидеть только спиной к направлению движения, затем возраст был уменьшен до 9 месяцев. Но возросли требования к защите от бокового столкновения, потому что именно такие происходят чаще всего и несут наибольшую опасность для пассажиров.
Новые требования к автокреслам: родителям на заметку
Как в прежней, так и в новой редакции правил запрещено перевозить малолетних пассажиров на руках у родителей или других взрослых. Этот категорический запрет вызван не жестокостью законодателей, а пониманием простых физических законов: при резком торможении или ударе никакие руки не удержат малыша и не обеспечат ему максимальную безопасность. Перевозить ребёнка следует только с применением специального кресла, оборудованного системой креплений, рассчитанных на определенный рост и вес.
Детское удерживающее устройство (ДУУ) — это люлька или кресло, закрепляемое внутри автомашины, снабженное системой крепления, лямками или ремнями, позволяющими ограничить подвижность ребёнка максимально комфортным и безопасным способом. В России ДУУ должно отвечать требованиям ГОСТ Р 41.44-2005.
Существует пять групп устройств, разработанных для маленьких пассажиров разного возраста, с учетом среднего роста и веса, соответствующих возрастным категориям. Ориентироваться при выборе кресла или люльки следует на рост и вес детей, возраст имеет второстепенное значение.
Для самых маленьких производятся люльки групп 0 и 0+. Первая — для детей менее 10 кг, вторая — до 13 кг и 15 месяцев. Группа I подходит для детей от 9 до 18 кг, возраст — 1-4 года. Группа II разработана для пассажиров весом от 15 до 25 кг, что соответствует возрасту от 3 до 7 лет. Последняя III группа — от 22 до 36 кг, а по возрасту — от 7 до 12 лет.
Все ДУУ предназначаются для обеспечения безопасности детей, чей рост не превышает 150 см. Если ребёнок обгоняет средние показатели роста и веса, его безопасность следует обеспечивать в соответствии с его физическими данными, а вопрос возраста отступает на второй план.
В прежней редакции не было указано, в каких именно транспортных средствах разрешается перевозить детей. Сейчас это определено: только в салоне легковой автомашины или в кабине грузового транспортного средства. В кузове грузовика, в любом прицепе и на сиденье мотоцикла перевозить детей запрещено.
Более 8 детей допускается перевозить только в автобусе, причем у водителя должно быть специальное разрешение.
Нельзя оставлять ребёнка в машине одного, без присмотра совершеннолетнего сопровождающего. Никаких «на пять минут», никакого «15-летняя сестра присмотрит».
Передние или задние сиденья?
Автолюлька, предназначенная для перевозки ребёнка первых месяцев жизни, может быть установлена как на переднем (спиной к направлению движения), так и на заднем сидении. В последнем случае люлька устанавливается перпендикулярно направлению движения, занимая два места. Ребёнок в люльке едет в положении лежа, что максимально снимает нагрузку с неокрепших мышц шеи и с позвоночника даже при торможении.
Для детей, родившихся раньше срока, для малышей, у которых есть проблемы с дыхательной системой, разработаны люльки, в которых ребёнок может находиться в положении полулежа с дополнительной фиксацией головы.
Детей моложе 7 лет допускается перевозить только в автокресле или пристегнутыми с помощью специального удерживающего устройства.
Пассажиры 7-11 лет могут ехать как на втором ряду сидений, так и на переднем, но использование автокресла, бустера или ДУУ также обязательно. Бустер представляет собой сиденье без спинки, задача которого — приподнять ребёнка над уровнем сиденья так, чтобы штатные ремни безопасности располагались не на шее, а на груди. Это устройство применяют при перевозке подросших детей.
Во всех случаях, когда детское кресло или люлька устанавливаются на переднем сидении, необходимо следить за тем, чтобы подушка безопасности была отключена. Если ребёнок более старшего возраста едет на переднем сиденье, удерживаемый ремнями безопасности, подушка безопасности должна быть подключена.
Важно помнить, что правила перевозки детей распространяются на все случаи, вне зависимости от того, кому принадлежит транспортное средство — родителям, знакомым или любому другому владельцу. Автокресло должно быть, иначе — штраф, от 3000 рублей для физических лиц и до 100 тысяч рублей для юридических. Но дело, конечно, в штрафах, а в заботе о жизни детей.
- Родители должны учитывать, что наиболее безопасным способом перевозки детей является расположение автокресла лицом против движения. И даже если правила разрешают перевозку ребёнка после 2 лет лицом вперед, не стоит торопиться переходить на более «взрослый» способ.
- Кроме того, второе переднее сиденье является наименее безопасным, как показывает статистика. Для ребёнка самым оптимальным местом в легковом автомобиле является среднее заднее сиденье. Так родителю удобно наблюдать за малышом в зеркало заднего вида, и ребёнок может быть надежно закреплен как в автокресле, так и без него, по достижению более старшего возраста.
- Еще один момент: не накрывайте ничем ребёнка в автокресле под ремнями. Любая прослойка между корпусом ребёнка и удерживающим устройством снижает надежность и уровень безопасности. Если надо дополнительно укрыть малыша, то только поверх фиксирующих ремней.
- Не забывайте пристегиваться сами. Дети копируют поведение родителей, и если вы хотите, чтобы они ответственно относились к вопросам безопасности — показывайте пример.
- Не покупайте автокресла, бывшие в употреблении. Они могут иметь дефекты, невидимые с первого взгляда, но снижающие защитные свойства.
- Не приобретайте автокресла с запасом, «на вырост». Правильнее всего совершать покупку вместе с ребёнком, чтобы точно подобрать кресло под рост и вес юного пассажира.
- Наиболее удачной системой считается ISOFIX.
- Перевозка ребёнка на руках у взрослого безопасной не является, и поэтому запрещена.
В возрасте с 5 до 14 лет травмы становятся ведущей причиной смерти детей. Всемирная организация здравоохранения приравнивает количество гибели детей в дорожно-транспортных происшествиях к эпидемии: более половины травм в этом возрасте — следствие ДТП. И если количество травм у детей-пешеходов сокращается благодаря просвещению в школах, то дети-пассажиры страдают все чаще. И причиной тому — невнимательность или нежелание соблюдать требования безопасности взрослыми.
В год в России продается около 500 000 новых автокресел. Это в три раза больше, чем, например, в 2015 году.
Но рождается в нашей стране ежегодно около 1,7 млн детей. Два из трех новорожденных все еще остаются без автокресла.
Про опасности покупки уже бывших в использовании устройств мы рассказали. Но даже среди новых автокресел далеко не все безопасны: те, что произведены в Китае, часто не проходят краш-тест. Специалисты утверждают, что сертифицированное автокресло не может стоит меньше 7 500 рублей, именно на такую сумму (и на наличие всех документов о проверке приспособления) надо ориентироваться.
Правила дорожной безопасности не выдумываются скучающими занудами исключительно для того, чтобы усложнить жизнь автомобилистов и их детей. Каждый запрет, каждая рекомендация или ограничение — результат длительных исследований и всесторонних испытаний, анализа статистики несчастных случаев на дороге. Это становится совершенно очевидным, если посмотреть видеозаписи краш-тестов, в которых роль пассажиров исполняют специальные сложные манекены, напичканные всевозможными датчиками.
После изучения материалов хотя бы нескольких краш-тестов от скептицизма не останется и следа.
Можете проверить. Если после этого появится настоятельное желание пойти и приобрести своим детям новые надежные автокресла — не удивляйтесь и не сопротивляйтесь ему. Это нормально — заботиться о безопасности тех, кого любишь.