Детский сад — это этап дошкольного образования, через который проходит абсолютное большинство детей. В России существуют самые разные варианты детских садов со своими отличиями в организации и образовательных программах. При этом детский сад полезен и для детей, и для взрослых, ведь дети в детском саду получают возможность играть и заниматься со сверстниками и воспитателями, а их родители могут спокойно выйти на работу.
Детские сады
Согласно статистике, только четверо из десяти детей, которым уже есть три года, могут получить места в государственном детском саду. Однако помимо государственных учреждений существуют различные частные дошкольные учреждения, которые тоже оказывают помощь в дошкольном воспитании детей. Некоторые родители целенаправленно выбирают именно частный детский сад, так как считают их более удобными.
Как получить место в бесплатном детском саду
На многих форумах, посвященных вопросу воспитания детей, эта тема является одной из самых обсуждаемых — и не случайно. Нехватка мест в бесплатных (то есть государственных) детских садах особенно очевидна в густонаселенных мегаполисах, однако и в небольших поселках можно столкнуться с большой очередью. Однако то, что многие дети все-таки посещают именно бесплатные детские сады, доказывает, что получить место все же реально.
Основное правило для новоиспеченных родителей — это то, что для увеличения шансов получить место в детском саду необходимо становиться на очередь как можно раньше, буквально в первые месяцы жизни ребенка. В среднем получается, что малыш, поставленный на очередь в детсад в 4-6 месяцев, как раз к трем годам дождется своего места.
Для того, чтобы встать на очередь в детский сад, необходимо подать заявление в департамент образования. Иногда это можно сделать непосредственно в выбранном вами детском саду, откуда уже будут переданы документы в департамент. После регистрации очереди выдается порядковый номер, который подтверждается письмом. То, что вы все еще нуждаетесь в предоставлении вашему ребенку места в детском саду, необходимо ежегодно подтверждать по телефону или лично.
Сегодня также можно подать заявку через интернет (единый портал госуслуг), что очень удобно для многих родителей. Там же вы будете отслеживать статус вашей заявки.
Получить место быстрее возможно для льготных категорий. Это многодетные семьи, семьи, где родители являются военными или работают в органах правопорядка, дети, которые сами являются инвалидами либо инвалидность присвоена их родителям. Если один из родителей получил ранения или погиб при исполнении, такие дети также имеют право льготного поступления в детсад.
Список детских садов
В каждом городе есть целый список детских садов, в которые можно записать ребенка. Чтобы повысить вероятность отдать ребенка в сад вовремя, можно стать на очередь не в одно дошкольное образовательное учреждение, а в несколько. Они могут быть выбраны исходя из места жительства, используемой образовательной программы или по каким-то другим критериям.
Электронная очередь в детские сады
Так как доступ в интернет есть у абсолютного большинства молодых родителей, записать ребенка в детский сад сегодня возможно, не выходя из дома. Для этого предусмотрена электронная очередь в детские сады - заполнение формы на сайте госуслуг, где достаточно выбрать регион и внести сведения о ребенке в соответствующие поля.
Заполняя данное заявление, родители также указывают, в каком именно году желательно поступление ребенка в детсад, относится ли семья к одной из льготных категорий, а также сообщают дополнительные сведения о здоровье ребенка, которые могут стать основанием для необходимости в специальной оздоровительной группе. Можно указать не только наиболее предпочтительный детский сад, но и дополнительные образовательные дошкольные учреждения в соответствии с местом проживания ребенка (до четырех).
Статус заявления и электронную очередь в детские сады легко и просто отслеживать через личный кабинет сайта. Однако важно понимать, что для постановки на учет выбранный детский сад может затребовать оригиналы документов.
С какого возраста отдавать в детский сад
Абсолютное большинство педиатров и детских психологов рекомендуют начинать посещение детского сада после того, как ребенку исполнилось три года. Раньше это делать не рекомендуется, поскольку малыш будет не готов длительное время находиться с чужими для него людьми в отрыве от своей родной семьи. После того, как в возрасте трех лет ребенок проходит возрастной кризис, он уже начинает осознавать себя как отдельного от родителей человека, а, значит, он будет более подготовлен к детскому саду в психологическом плане, менее болезненно переживая разлуку с родителями, пусть даже и временную.
Многое зависит не только от общих рекомендаций в отношении возраста, но и от особенностей конкретного ребенка. Во многих детских садах невозможно устроить ребенка, который на момент поступления в группу не способен сам использовать столовые приборы для еды, а также не может надеть одежду или переодеться на прогулку.
Так как молодая мама перестает получать полную сумму декретных выплат после того, как ребенку исполняется полтора года, ей часто нужно выйти на работу именно в этот период. Ребенка такого возраста можно определить в ясли, однако адаптация к этому может быть гораздо более сложной, чем у старших детей. К тому же, иммунитет малыша пока что является недостаточно сформированным, а это значит, что риск «подхватить» болезнь после начала посещения ясельной группы увеличивается в разы по сравнению с тем, когда ребенок сидит дома с родителями.
Бесплатный детский сад и частный детский сад
Так как помимо бесплатных, то есть государственных детских садов, существуют многочисленные частные учреждения, родители часто встают перед выбором, в какой же из них отдать ребенка. Государственные детские сады с финансовой точки зрения доступны большинству семей, в том числе в бесплатный детский сад могут без проблем ходить дети из семей с доходом ниже среднего. Однако многие родители резко высказываются против бесплатных детских садов, отмечая большое количество детей в группах (что делает практически невозможным реализацию индивидуального подхода к воспитанию), устаревшие образовательные программы и слабое материальное оснащение самого детского сада. Много вопросов возникает и к питанию; кто-то считает рацион, предлагаемый детям, сбалансированным и достаточным, а кому-то не нравится отсутствие разнообразного питания в ограниченном наборе меню столовой государственного детского сада.
Частные детские сады — это далеко не бюджетное решение, средняя стоимость зависит от многих факторов, в том числе, от города проживания, времени, которое ребенок будет проводить, специализации детского сада. В среднем в городах-миллионниках цена от 10.000 до 30.000 рублей в месяц. В Москве эти цифры могут быть существенно выше.
Однако в частном детском саду есть свои плюсы. Часть средств, получаемых администрацией такого садика от родителей в качестве оплаты за пребывание ребенка, направляется на улучшение материальной базы: пособия, игрушки, мебель, ремонт и многое другое. Еще одним плюсом частных детских садов является малое количество детей в группе, что позволяет педагогу полноценно уделить внимание каждому ребенку. Несомненным плюсом также является отсутствие длинных очередей в детский сад; в выбранный частный детский сад не нужно записываться сразу после рождения ребенка — как правило, там всегда есть места. Однако минус часто заключается в неудобном расположении детсада (не все родители хотят возить своих детей утром на другой конец города).
Выбор между частным и государственным дошкольным образовательным учреждением в любом случае остается за родителями. Поэтому важно самому предварительно оценить свои возможности, а также познакомиться с детским садом и его работниками лично.
Детский сад летом
В летний период многие дети уезжают в отпуск со своими родителями, поэтому не нуждаются в том, чтобы ходить в детский сад. Для того, чтобы сохранить место за своим ребенком, важно внимательно прочесть договор с детским садом, где указано, как долго ребенок может не посещать группу. Перед тем, как уехать с малышом в отпуск, отправить его к бабушке или куда-то еще, потребуется написать заявление на имя заведующей этого детского сада.
Если требуется, чтобы ребенок продолжал ходить в детский сад и летом, необходимо знать график работы самого детского сада. Чаще всего в июле и августе часть работников берет отпуск, к тому же количество детей в группах сокращается, поэтому нет необходимости в сохранении их полного числа. Дошкольные образовательные учреждения переходят на работу в дежурном режиме, а некоторые и вовсе закрываются на два месяца. Иногда на весь район остается несколько действующих детских садов летом, в которые временно переводятся дети, остающиеся в городе и продолжающие посещать группу.
Группы в детских садах
Основным критерием разделения детей на группы в детском саду является возраст ребенка. Так как дошкольники разного возраста обладают своими психологическими возможностями, образовательный процесс в каждой из групп в детском саду строится на основании этих возможностей, а также потребностей ребенка. В частных детских садах может практиковаться смешение детей разного возраста в одну группу.
Ясельная группа детского сада
Хотя в большинстве своем дети ходят в детский сад с трех лет, некоторые начинают раньше. Малыши в возрасте до 3 лет попадают в ясельную группу, в большинстве из которых находятся дети от 2 до 3 лет.
При приеме ребенка в ясельную группу родителям требуется учитывать, насколько их малыш уже самостоятелен. Важны такие критерии, как умение взаимодействовать с другими детьми, навыки гигиены, способность самостоятельно одеться и кушать. Не в последнюю очередь требуется обратить внимание на то, может ли ребенок рассказать о том, что происходит с ним в детском саду, в том числе о возможных проблемах.
Развивающие занятия в ясельной группе проходят в игровой форме и проводятся несколько раз в день в зависимости от программы, которую использует детский сад в целом. Чаще всего на занятиях в детском саду дети обучаются рисованию, лепке, танцам и физическим упражнениям. Очень большое внимание уделяется развитию сенсорного восприятия детей, ведь усвоенные в этом возрасте представления о форме предметов, их размере, цветах становятся базой, из которой будет исходить ребенок в ходе дальнейшего освоения окружающего мира и совершенствования своих навыков взаимодействия с ним. А поскольку этот период является периодом становления речи, в программу обязательно включаются занятия и по развитию речи.
Младшая группа детского сада
Младшая группа детского сада организуется для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Малыши в этом возрасте уже намного более самостоятельны по сравнению с ясельной группой, в том числе и при взаимодействии со сверстниками (до этого возраста они скорее играют рядом, а не вместе).
Считается, что ребенок, посещающий младшую группу, уже должен быть способен сам одеться и раздеться, хорошо пользоваться ложкой и во время обеда употреблять пищу поочередно (первое-второе-десерт). Важно и наличие гигиенических навыков: дети 3 лет уже посещают туалет сами, к тому же знают, что после него нужно вымыть руки.
Особенностью детей младшей группы детского сада является то, что воспитатель находится как бы на втором плане, в то время, как на первый план выходит взаимодействие со сверстниками. Дети в детском саду осваивают совместные игры, в том числе наиболее сложную форму — ролевую игру.
Так как большинство детей только начинают посещать детский сад с младшей группы, неудивительно, что они часто болеют. Если учесть, что такие дети также проходят период адаптации, становится понятным, почему именно младшая группа считается наиболее сложной для воспитателя. Дети в такой группе могут существенно отличаться по уровню развития, что приносит дополнительные сложности при занятиях в детском саду и определяет необходимость индивидуального подхода.
Старшая группа детского сада
Старшую группу детского сада посещают дети в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте все навыки ребенка становятся более совершенными: движения более точные и произвольные, происходит развитие крупных мышц, однако мелкая моторика у большинства детей пока что несовершенна. Нервная система также развивается, за счет чего саморегуляция становится более продуктивной, однако все еще недостаточной, так что на занятиях дети нуждаются в руководстве взрослого.
Важно, что старшие дошкольники уже формируют для себя некоторые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Они способны дать оценку поступку героя сказки или кому-то из своего личного опыта. Однако, оценивая поступки сверстников, они высказывают более категоричными суждения, чем в отношении своих собственных действий.
У детей старшей группы детского сада уже формируются определенные предпочтения в социальных контактах; если понаблюдать за группой в свободное время, можно заметить, что дети играют небольшими группами по 2-5 человек, при этом такие группы, как правило, являются однополыми.
Занятия в детском саду
Любой детский сад — это дошкольное образовательное учреждение со своей программой и системой занятий. Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности у любого ребенка является игра, любые занятия проводятся в игровой форме.
Особенности дошкольного развития ребенка
Дошкольный период охватывает возраст от 3 до 7 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие восприятия, благодаря чему день ото дня ребенок дополняет свою копилку знаний об устройстве мира. Поэтому на занятиях в детском саду педагоги стараются обеспечить максимум разнообразных впечатлений, воздействуя на все анализаторы ребенка: зрительный, тактильный, слуховой и прочие.
Продолжается развитие моторики, как мелкой, так и крупной. Однако крупная моторика, то есть все те движения, которые ребенок выполняет в ходе подвижных игр и физических упражнений, развивается раньше, чем мелкая. А поскольку от мелкой моторики напрямую зависит развитие еще одной важной области - речи, в задачи воспитателя входит ее совершенствование. Для этого используются все занятия, которые предполагают мелкие и точные движения пальцами: лепка, занятия с мелкими предметами, рисование и прочее.
Особенностью дошкольного развития ребенка этого возраста заключается в том, что в общении и со взрослыми, и со сверстниками начинают появляться новые черты. Ребенок стремится больше контактировать с теми, кто ближе ему по возрасту; взаимодействие становится более длительным. Взрослые же могут заметить, что у дошкольника появляется множество вопросов, касающихся устройства окружающего мира; недаром этот возраст еще называют возрастом почемучек.
Воспитатели в детском саду уделяют особое внимание социальному развитию ребенка, так как в дошкольном возрасте (особенно к его завершению) дети становятся способны воспринимать моральное состояние другого человека, а также социальные нормы. В рамках воспитательного процесса ребенок обучается замечать состояние сверстников, проявлять сочувствие и готовность оказать помощь и поддержку.
Игры для младшей группы детского сада
Занятия в младшей группе можно разделить на следующие виды:
- Физическое развитие. Вырабатывается правильная походка, умение бегать в разных направлениях и с разным темпом, заниматься на гимнастической стенке, играть с мячом, преодолевать препятствия.
- Умственное развитие. Происходит дальнейшее накопление знание об окружающем мире, в том числе знакомство с некоторыми представителями животного мира, с растениями. Дети усваивают, в том числе на практике, как обращаться с домашними животными, кормить их и ухаживать.
- Развитие речи. Детей учат связно рассказывать о том, что происходит с ними, составлять рассказы по картинкам, воспринимать на слух рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Часто используют потешки, стихи, скороговорки, в том числе для заучивания.
- Развитие математических способностей. Детей знакомят с понятием количества, учат считать до 5. Происходит обучение выделению основных признаков основных признаков геометрических фигур, а также понятиям, помогающим ориентироваться в пространстве (спереди — сзади, сверху — снизу).
- Изобразительное искусство. Рисование, лепка, аппликации помогают ребенку развивать свои творческие способности, а также умение действовать по образцу педагога.
- Музыкальное развитие. На таких занятиях дети знакомятся с тем, как различать звуки по высоте и тональности, учатся хоровому пению и некоторым танцевальным движениям. Малышам также предлагается узнать, как играть на некоторых музыкальных инструментах.
Игры в детском саду, используемые для любого типа занятий, часто предполагают использование дополнительного инвентаря и каких-то наглядных пособий.
Занятия для старшей группы
В старшей группе детского сада находятся дети от 5 до 6 лет, и их способности уже существенно больше по сравнению с дошкольниками младшей группы. Продолжительность развивающих занятий составляет от 20 до 25 минут, при этом занятия могут прерываться небольшими физкультминутками, ведь в этом возрасте детям все еще сложно длительное время усидеть на месте. Перерыв между занятиями, идущими подряд, составляет 10 минут. Те занятия, которые требуют наибольшей концентрации и умственной активности, проводятся в первой половине дня.
Виды занятий остаются такими же, однако, поскольку дети обладают гораздо большими возможностями, сложность занятий повышается.
Подготовка к школе
Хотя основная роль в подготовке ребенка к школе отводится родителям. Занятия в детском саду также помогают сделать так, чтобы процесс адаптации в первом классе прошел наиболее безболезненно. Подмечено, что дети, которые не посещали дошкольные образовательные учреждения, сложнее привыкают к первому классу, в том числе к взаимодействию с одноклассниками.
Подготовка ребенка к школе в детском саду включает в себя:
- Приучение к тому, что занятия не являются чем-то скучным — это способ получить новые знания, поэтому они необходимы всем детям.
- Формирование таких качеств, как усидчивость, направленность на результат, старательность.
- Воспитание умения работать в коллективе сверстников, решать общие задачи совместно, активно общаться с ними.
- Обеспечение активной позиции вместе с организованным поведением в рамках учебной деятельности, а также вне ее, например, в кружках и собственных хобби.
Помимо формирования нравственных качеств в детском саду закладываются основы знаний: на занятиях по математике ребенок знакомится с цифрами, на физкультминутках учится выполнять простые упражнения, а на занятиях по окружающей среде получает знания о животных и растениях, которые окружают его. Разучивание стихов и потешек на соответствующих знаниях тренирует память ребенка, а также обогащает его речь новыми словами. С этим багажом знаний он уже готов к первому классу, и начало школьной программы не представляет для него особых сложностей — разумеется, если этот ребенок не только знает определенные вещи, но и умеет правильно применить свои знания, испытывает потребность решать поставленные перед ним задачи, узнавать новое и тренировать свой ум.
Адаптация ребенка в детском саду
Многих родителей, которые наконец дождались своей очереди в детский сад, волнует вопрос о том, как же их милое домашнее чадо останется в кругу незнакомых детей под руководством незнакомого взрослого (воспитательницы, педагоги, нянечки и другого персонала). Действительно, каждый ребенок так или иначе проходит процесс адаптации — привыкания к новой обстановке, осознания того, что мама, все предыдущее время бывшая рядом с ним, вдруг оказывается где-то далеко. Поэтому к поступлению ребенка в детский сад необходимо готовиться заранее — так ему будет легче адаптироваться и с самого начала сформировать положительное, а не негативное представление о пребывании там.
Дети в детском саду
Хотя детский сад является образовательным учреждением, в котором ребенок получает новые навыки, лучше, чтобы к моменту своего поступления он обладал необходимым их минимумом. Умение самостоятельно одеваться и есть, пользоваться горшком и мыть руки — хороший показатель готовности ребенка, однако не все дети в детском саду умеют это делать. Социальные навыки тоже важны, ведь в свободное от занятий время основное, чем занимаются малыши, - это игра в общем коллективе.
Родителям, которые готовятся к поступлению ребенка в детский сад, важно также знать, что для лучшей адаптации детей их принимают не всех сразу, а небольшими группами. Поэтому лучше всего, чтобы ребенок оказался в одной из первых групп, ведь пока младшая группа полностью не укомплектована, воспитатели могут уделять больше внимания каждому ребенку по отдельности.
Особенности коммуникации
Когда ребенок поступает в детский сад, его общение со сверстниками в большинстве своем сводится к взаимодействию по поводу каких-то предметов — например, игрушек, которые являются общими для данной группы в детском саду, или каких-то других предметов, являющихся объектом одновременного интереса для нескольких детей. Постепенно у детей развивается способность к совместным действиям и интерес уже не к предметам, а к сверстникам, поэтому продолжительность общения увеличивается.
В ходе межличностного общения у детей могут возникать разные эмоции, как положительные, так и негативные — и это нормально, так как малыши в детском саду учатся усваивать какие-то общие правила поведения, например, что игрушками можно делиться. Постепенно именно общение со сверстниками становится центральным интересом, в то время как общение со взрослым в процессе игры в детском саду отходит на второй план. Это происходит по той причине, что на основании взаимодействия с другими людьми ребенок выстраивает понимания того, кто есть он сам, и ему гораздо проще сравнить себя со сверстником, нежели с воспитателем.
Сложности, с которыми сталкивается малыш
Любая новая ситуация, в которую попал ребенок, в той или иной мере является для него стрессовой, и поступление в детский сад — не исключение. Он попадает в непривычную и незнакомую для себя обстановку, существенно отличающуюся от той, к которой он привык дома, и это может вызвать у ребенка негативные реакции. Отличия могут заключаться в следующем:
- Новый распорядок дня. Вполне возможно, что в детском саду время приема пищи, прогулок, дневного сна отличаются от домашнего режима малыша. Это требует времени на перестройку.
- Другой рацион. Даже из детских воспоминаний любого человека очевидно, что еда в детском саду отличается от домашней пищи, и не для всех детей это отличие является положительным. Особенно это касается малышей, которые были «избалованы» тем, что им готовили исключительно то, что они захотят — для таких детей обязательная молочная каша на завтрак может стать серьезной проблемой.
- Характер обучения. Вполне возможно, что до поступления в детский сад родители не регулярно занимались со своим ребенком, а может, обучение носило иной характер и предполагало другой уровень требовательности. Как бы то ни было, занятия, которые происходят в детском саду, нередко становятся причиной, по которой ребенок первое время не хочет туда возвращаться.
- Конфликты с другими детьми. Разное воспитание, уровень развития, особенности характера накладывают свой отпечаток на то, как ребенок взаимодействует с другими детьми. Общение детей в детском саду проходит далеко не всегда проходит гладко. Поэтому родителям важно регулярно общаться со своим малышом и активно интересоваться тем, что с ним происходит, вовремя оказывать поддержку, а также подсказывать, как лучше вести себя в той или иной ситуации. Помните, что для ребенка любая конфликтная или сложная ситуация, которая с ним произошла — это не пустяк, это крайне серьезное событие. Именно так родитель и должен к нему относиться.
Не обязательно, что и вышеперечисленные, и другие, более мелкие факторы станут причиной сложностей в адаптации. Однако они являются актуальными для большинства детей, и это важно учитывать родителям, чтобы заранее подготовить малыша к детскому саду.
Признаки, указывающие на проблемы в детском саду
Существует три степени адаптации ребенка к детскому саду.
- Легкая степень. Если негативные эмоции по отношению к необходимости посещать детский сад и присутствуют, то они проявляются не ярко, а сам период адаптации длится недолго. В это время ребенок может испытывать проблемы со сном, неохотно есть и быть не очень расположен к играм. Как правило, легкая степень адаптации длится примерно месяц, в течение которого состояние ребенка постепенно нормализуется.
- Средняя степень. Характерным признаком данной степени, помимо тех, которые актуальны и для легкой адаптации, является склонность к респираторным заболеваниям. При этом нарушения сна, аппетита и социальных коммуникаций более выражены, а привыкание к новым условиям проходит дольше.
- Тяжелая степень. Ребенок не только плохо ест и спит — он часто и сильно болеет, иногда с осложнениями. Еще одно проявление, характерное для тяжелого протекания адаптационного периода, — это нарушения поведения. Резко усилившиеся капризы, истерики, срывы, перепады настроения без видимой причины, которые могут проходить месяцами — реальная проблема при тяжелой степени адаптации.
Если процесс адаптации у ребенка протекает тяжело, возможно ее перетекание в срыв, сопровождающийся невротическими реакциями. Ранее спокойный малыш становится неуправляемым, категорически не хочет контактировать со взрослыми, а также проявляет патологическое пристрастие к личным вещам. Возможна рвота, тремор, часты истерические реакции на обычные просьбы. Это наиболее крайняя степень, и здесь родителям вполне может потребоваться помощь психолога.
Как помочь ребенку адаптироваться
Чтобы при адаптации ребенка к детскому саду возникало как можно меньше проблем, рекомендуется начинать готовить его к новым условиям заранее, а не внезапно ставить перед фактом таких глобальных перемен. В первую очередь необходимо планомерно подстроить режим дня ребенка так, чтобы он как можно больше совпадал с режимом дня в детском саду (его можно узнать у представителей детского сада или на сайте учреждения). Это поможет малышу избежать резкой перестройки биологических часов, когда он начнет посещать садик.
Некоторые родители, стремясь заранее создать положительное впечатление о детском саде у ребенка, слишком идеализируют его в своих рассказах. В результате ребенок, столкнувшись с реальностью, становится разочарован отсутствием ожидаемого и вполне закономерно не хочет туда ходить. Поэтому лучше, если рассказы родителей будут совпадать с действительным положением дел: расскажите малышу о занятиях, играх и прогулках с другими детьми и не забудьте добавить, что в детском саду понадобится слушать воспитателя.
Первое время, еще до поступления, можно гулять с ребенком около сада, чтобы обстановка не была слишком незнакомой. В дальнейшем стоит присоединиться к вечерней прогулке группы, в которую записали вашего малыша. После того, как наступает день, когда уже можно посещать группу согласно очереди, детей оставляют сначала на пару часов — малышу вполне можно сказать, что мама сейчас пойдет по делам, а он пускай пока поиграет с детьми. Этот этап должен длиться столько, сколько необходимо ребенку для того, чтобы понять: родители не бросают его и в любом случае вернутся, чтобы забрать малыша домой. Далее ребенка можно оставить до дневного сна, затем — на сон (для детей, которые привыкли спать днем исключительно с мамой, чаще всего именно этот момент приносит наибольшие проблемы), а уже потом — на весь день.
Консультация психолога
В большинстве современных детских садов предусмотрены не только воспитатели, но и психологи, первоочередная задача которых заключается в обеспечении психоэмоционального здоровья ребенка. Именно их помощь будет полезна при выявлении проблем с адаптацией, а также в других случаях, например, при нарушениях поведения, связанных с возрастными кризисами или какими-то внешними факторами.
Психолог наблюдает за тем, как ведут себя дети в группе, за их взаимодействием, общением и эмоциями. На основании этого он составляет определенное представление о детях и возможных сложностях с их пребыванием в детском саду, чтобы при необходимости провести индивидуальные или групповые занятия. Важным моментом считается работа психолога не только с самим ребенком, но и с его родителями, так как очень часто корни проблем кроются в нарушениях семейного микроклимата или социальной ситуации, в которой находится ребенок дома.
Праздники в детских садах
В каждом детском саду есть не только обычные занятия, но и праздники, как правило, совпадающие с общими. Каждый такой праздник — повод для ребенка не только порадоваться, но и проявить свои таланты, ведь очень часто к праздникам детям дают особые задания.
Тематические праздники
Темой праздника в детском саду может быть что угодно — как общие праздники вроде Нового года, 8 марта или Дня защитника отечества, так и что-то другое (например, праздник, посвященный осени или весне). Форматы праздников, которые проводятся в детском саду, тоже могут быть различными:
- физкультурные мероприятия, ярким примером которых являются всем известные «Веселые старты». Темой таких праздников может быть день начала Олимпиады, день рождения известного спортсмена или что-то, что может быть приурочено к теме спорта.
- костюмированные представления, тема которых может быть абсолютно любой.
- совместные развлечения детей и родителей, в которых принимают участие не только воспитанники детского сада.
Тематические праздники детских садов по своей направленности могут быть общественно-политическими (День Победы, 1 мая), бытовыми (Новый год, выпускной), а также сезонными, то есть связанными с временами года и их особенностями. Каждый такой праздник заранее разрабатывается воспитателями, поэтому действие происходит по определенному сценарию и с определенным условием.
Участие родителей в детских праздниках
Детям важен не только сам факт праздника и подарков — им очень важно, чтобы их родители в этот радостный момент находились рядом, смотрели на их выступления и радовались победам (если в сценарии праздника предусмотрен некий соревновательный момент). При этом некоторые праздники детских садов организуются таким образом, чтобы сами родители тоже могли принять участие, а не просто выступать в роли зрителей.
Если родители присутствуют как зрители, им необходимо помнить, что этот праздник должен оставить у ребенка только положительные впечатления, поэтому нужно подбадривать ребят — но не отвлекать их, ведь слишком активное отвлечение внимания на себя может сбить ребенка и он забудет слова своей роли, текст стихотворения или движение из танца. Категорически недопустимы какие-то негативные комментарии со стороны взрослых. Нежелательно присутствие детей младшего возраста на таких мероприятиях в качестве зрителей — им может стать скучно, и родители будут вынуждены отвлекаться на них, а не смотреть представление.
Выпускной в детском саду
Выпускной в детском саду является особенным праздником, так как он символизирует окончание одного этапа в жизни ребенка и переход его к новой роли — роли школьника. Поэтому неудивительно, что подготовке этого праздника уделяется особенное внимание. Вместе с воспитателем дети выбирают стихи, которые будут читать в качестве прощального послания детскому саду и благодарности тем, кто занимался с ними все это время, учат наизусть и репетируют песни и представления. В конце выпускного детям обязательно вручаются подарки — это может быть что-то, связанное со школой, или иное.
Выпускной в детском саду может проводиться как в помещениях самого детского сада, так и в каком-то арендованном специально для этого случая месте — например, в кафе, что очень удобно, так как часто после самого мероприятия родителями организуется чаепитие, непременным компонентом которого является торт.
Традицией для всех детских садов является выпускной фотоальбом или видеосъемка, и об этом лучше позаботиться заранее, так как ко времени выпуска профессиональные фотографы и операторы, специализирующиеся на съемке детских утренников, уже могут быть заняты.
Детский сад — определенный этап, через который проходят практически все дети. Но то, какими эмоциями запомнится детский сад, зависит не только от воспитателей, но и от родителей, от их помощи ребенку адаптироваться к новым для него условиям в самом начале, от того, как они будут принимать участие в жизни детского сада на протяжении пребывания ребенка там.
Использованы фотоматериалы Shutterstock