Традиционно мамы проводят с детьми гораздо больше времени, чем папы. Мужчины заняты зарабатыванием денег для обеспечения нужд семьи. Но в благополучных семьях воспитанию ребёнка уделяют много времени оба родителя. Поэтому мужчины нередко остаются дома с детьми одни. Возникает вопрос, чем можно занять малыша. Это зависит от того, что предпочитает ребёнок — подвижные игры, развивающие занятия, чтение книг. Мужчины общаются с детьми в другой манере, нежели женщины. Это нужно учитывать, организуя совместный досуг папы и ребёнка.
Особенности общения папы с ребёнком
Как правило, мужчины обращаются с детьми более строго. Во многих семьях распространена следующая модель поведения — мягкая мать и строгий отец. Женщины обращаются с ребёнком более мягко, стараются его не наказывать, но при конфликтах обещают «рассказать все папе». Опасаясь отца, ребёнок идет на уступки матери и делает, как она хочет. Бывает, что дети просят не рассказывать отцу о каком-либо проступке. В процессе такого компромисса закладываются доверительные отношения между мамой и малышом.
Если отношения в семье выстроены грамотно, общение отца и ребёнка также проходит довольно легко. Малыш знает, что может довериться и отцу, рассказать ему о проблемах.
Пол ребёнка тоже имеет значение. С девочками отцы обращаются более ласково, в то время как в мальчиках стараются воспитать мужественность. Иногда мужчины перегибают палку в общении с сыном, но когда у ребёнка есть перед глазами пример твердого и волевого отца — это идет им на пользу. Девочки нуждаются в более мягком обращении. Общаясь с отцом, они закладывают в себе отношение ко всем окружающим мужчинам, и вырабатывают манеру общения с ними. Также дети наблюдают, как родители взаимодействуют между собой. У них формируется представление о том, какой должна быть благополучная семья.
Некоторые отцы считают допустимым физическое наказание детей. Это может поселить внутри ребёнка глубокий страх перед родителем. Все возникшие конфликты лучше всего решать мирным путем. Ведь из-за страха наказания малыш может начать лгать и скрывать свои проступки или неудачи в учебе. В личные проблемы ребёнок также не захочет посвящать родителей.
Совместные игры с детьми
Мужчины нередко утверждают, что не знают, чем можно занять маленького ребёнка. При творческом подходе и хорошей фантазии увлекательное дело найдется даже для грудничков. Главное — искреннее желание провести время с малышом.
Вот игры, подходящие для грудничков:
- Игра в ку-ку — самое простое развлечение, которое можно придумать. Понадобиться только небольшой платок или лист бумаги, за которым спрячется взрослый.
- Высоко—низко. Отец должен аккуратно поднимать и подкидывать ребёнка вверх, а затем опускать его вниз. Общительных малышей приводит в восторг эта игра, а оба ее участника получат нереальный положительный заряд эмоций.
- Звукоподражание. Если ребёнку уже исполнилось полгода, с ним уже можно начать занятия — например, постараться побудить его повторять за отцом различные звуки.
- Совместный просмотр и чтение книг. Малышей привлекают яркие картинки. Читать они не умеет, но с удовольствием разглядывают иллюстрации. Папа в это время проговаривает, что именно на них изображено.
С детьми более старшего возраста можно поиграть в другие игры:
- Собрать конструктор. У мужчин более развиты технические способности, они с легкостью собирают яркие, интересные конструкции. Ребёнок с удовольствием примет в этом участие. Можно спроецировать модель семьи в игре и построить для нее дом, с парковкой, забором и прочими строениями.
- Машинки. С малышом можно поиграть в гонки, разучить разные марки машин. Особенно это любят мальчики.
- Подвижные игры. Прятки, догонялки — то, чем можно заняться в квартире. На улице можно поиграть в футбол, волейбол, бадминтон, а в зимнее время года сходить на каток. Когда отец приучает детей к спорту — это замечательный пример.
Чем еще занять ребёнка? Заняться с ним каким-либо видом творчества: рисовать, лепить, мастерить поделки.
Детское творчество: существуют ли границы?
У детей богатое воображение и фантазия, порой их выдумки не знают границ. Желая чем-то занять своего ребёнка, родители могут увлечься и перейти допустимые границы.
Детское творчество неразрывно связано с игровым процессом. Малыши создают что-либо в процессе игры, абсолютно не напрягаясь. Но этот процесс должен находиться под контролем взрослого человека.
В первую очередь, не должен нарушаться распорядок дня. Иногда отцы позволяют детям засидеться за играми подольше. Это ломает установленный режим, ребёнку тяжело поднять себя с постели на следующий день утром. Необходимо знать меру, вовремя ужинать, убирать игрушки, совершать гигиенические процедуры и ложиться спать.
Если ребёнок посвящает время творческим занятиям — у него должно быть оборудованное место для этого, например, личный столик и стул, за которым ему будет удобно рисовать или лепить. Некоторые малыши начинают рисовать на стенах. Такого допускать нельзя, нужно пояснить ребёнку, что для этого есть специальные принадлежности. Как вариант, можно приобрести не только альбомы, но и мольберт.
Творчество очень важно для гармоничного развития ребёнка. Поэтому свободное время отец с малышом не должны проводить только за развлекательными играми. Необходимо подмечать, к каким занятиям ребёнок тяготеет больше всего. Если он тянется к живой природе, то в доме можно оборудовать аквариум, чтобы наблюдать за рыбами.
В продаже можно найти огромное количество развивающих игр, которые будут интересны и детям, и родителям. Если приобрести несколько штук, отец гарантированно найдет, чем занять малыша.
Часто женщины жалуются, что после совместного времяпрепровождения с отцом ребёнок становится более избалованным. Папы позволяют рискованные развлечения, могут купить какую-либо запретную сладость. Во избежание конфликта родителям нужно договориться друг с другом и определить границы дозволенного.
Только действуя сообща, мать и отец смогут создать слаженную команду. Так будет легче и самому ребёнку. Когда родители придерживаются одних и тех же методов воспитания, малыш чувствует себя увереннее, а мать будет чувствовать себя спокойнее, оставляя его дома с отцом.