Домашнее задание школьника: выполняем всей семьей?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Для родителей первоклассников скоро наступит ответственный период. Если в течение первого полугодия в рабочих тетрадях учитель рисовал радостные и грустные рожицы или использовал наклейки, то с наступления нового года на страницах появятся отметки. Школьников постарше оценивают с самого начала, и во многих семьях уже растет напряженность по поводу успеваемости ребёнка. Часто родители недоумевают, как так: домашние задания выполняются на «отлично», а в школе опять двойка? Как привить ребёнку навыки самостоятельной работы, надо ли делать заданные на дом уроки вместе и как правильно это делать, рассказывает MedAboutMe.

Красивая кожа рук: домашние маски против шелушения

Когда наступают холода, кожа рук часто шелушится и обветривается. Вернуть ей мягкость и ухоженный вид помогут домашние маски.

Домашние задания для первоклассников

Домашние задания для первоклассников

В программе первого класса домашние задания сначала выполняются на добровольной основе. Учитель не вправе требовать их выполнения, однако проверяет тетради и обычно весьма рекомендует заниматься с детьми дома. Почему?

Первый класс — это не только обучение чтению, письму, основам арифметики, как было раньше. Во-первых, программа сейчас достаточно сложная, и, хотя формально учитель еще не «задает с иксами задачи», но фактически поиск неизвестного числа в примере — это подготовка к пониманию иксов, игреков и всех остальных базовых условий для уравнения. Хорошо, если малыш способен «схватывать на лету», да еще и пишет красиво и чисто, и может сам выполнять все проекты и творческие задания, которыми насыщена сегодня школьная программа. Но это крайне редкий случай.

Во-вторых, первоклашкам приходится адаптироваться к новому статусу, новому ритму жизни, требованиям и ответственности. В детском саду иной подход к образовательному процессу, детей не приучают полностью самостоятельно что-либо делать, задания выполняются группой, есть помощь воспитателей и нет системы отметок. В начале школьного обучения ребёнок еще не знает, чего ожидать, как работать дома одному. Так что общее мнение психологов — в начальной школе детям надо помогать с уроками.

Однако здесь присутствует и психологическая ловушка. Поколение гиперопекающих родителей, в терминологии западных специалистов, «родителей-вертолетов», кружащих над ребёнком и сопровождающих каждый шаг, пытается не просто помогать с выполнением уроков, но и создавать себе и ребёнку образ благополучной семьи отличника. Попытки самоутвердиться за счет или вместе со школьником в глазах учителя, окружающих приводят к тому, что домашние задания выполняются «на пятерку» за счет времени и сил всей семьи.

Часто работа над домашними заданиями начинается у ребёнка только вместе с родителями, а значит — по вечерам. При этом наиболее продуктивное время для таких занятий — с 9 до 13 и с 15 до 18 часов, но никак не с 19 до 23.

Второй отрицательный момент: если взрослые находятся рядом и отслеживают каждую ошибку ребёнка дома в процессе работы, то в школе от педагога такого ожидать не стоит. Ученик не получает навык самоконтроля, выявления ошибок, и школьные отметки входят в значительный диссонанс с оценкой заданного на дом.

Стресс родителей, пытающихся все успеть, приводит к выполнению уроков за ребёнка, что «сводит на нет» сам смысл домашней работы: о самостоятельном ее выполнении речь уже не идет.

Средняя и старшая школа: продолжаем учиться вместе?

Средняя и старшая школа: продолжаем учиться вместе?

Некоторые родители могут позволить себе интересоваться только отметками в дневниках. Дети, привыкшие самостоятельно выполнять «домашку», получившие навыки планирования, распределения нагрузки и проверки, успешно справляются с уроками и в школе, и дома.

В других случаях взрослым приходится сопровождать выполнение домашних заданий, проходить заново школьную программу, потому что ребёнок очевидно не справляется в одиночку. Наступает момент, когда все устают от такой ситуации, «кандидат наук, и тот над задачей плачет», и становится понятно, что среднегодовой результат выравнивается за счет отметок за домашние задания, а в школе ученик по-прежнему далеко не отличник.

Почему?

Причина все в том же: неумение и/или нежелание — а это два взаимосвязанных процесса, как хотеть все сделать самому, если не умеешь? — работать без контроля и давления со стороны.

Да, порой бывает так, что школьник не заинтересован в хороших отметках, знаниях по одному или нескольким предметам. Если это узкая специализация интереса, и человек растет явным физиком-математиком, знающий русский язык весьма средне, то такая позиция вполне понятна. А вот если нет учебной мотивации совсем, то корни все равно лежат в неумении организовывать процесс учебы. Ведь если есть навык, благодаря которому можно усваивать знания легко, то и прилагать усилия к мотивации не нужно.

Как правильно помочь учиться?

Как правильно помочь учиться?

Есть несколько правил, которые желательно вводить в процесс выполнения домашнего задания с первого дня.

  • Правило первое. Домашнее задание — для ученика

Это значит, что школьник выполняет задание сам, без мамы, папы, бабушки, сидящих рядом. Для первоклашек можно ограничивать временные рамки: за 10 минут не разобрался — идешь к взрослому с четким вопросом, что не понятно. Четким вопросом, это важно! Иначе постоянная беготня к маме на кухню будет сопровождаться возмущениями «я ничего тут не понял».

  • Правило второе. Время для учебы

Оптимально стремиться к ситуации, когда ребёнок выполняет домашние задания в течение дня, а не ночи. К приходу с работы родителям остается только проверить все письменное, выслушать устное и помочь с так и не понятым. Если, конечно, школьник об этом просит.

  • Правило третье. Помоги мне это сделать самому

Подробно распишем план выполнения домашних заданий. Для первоклассника этот план важен в каждом пункте, для учеников постарше он скорректируется в процессе самим ребёнком.

  1. Список домашних заданий. Не надо полагаться на дневник, что нужно сделать сегодня — выписывается на отдельный листочек и лежит перед глазами у ребёнка. Если школьник вынужден держать в уме, проверять, что еще надо сделать, а в силу возраста или особенностей концентрации это пока не самое простое занятие, такое напряжение вызывает тревогу и снижение внимания.
  2. Выбор задания. Это может быть первое задание в списке, третье, пятое, самое легкое или самое трудное — процесс выбора остается за школьником.
  3. Прочитать задание. В первом классе можно помогать читать, потом уже совсем не стоит вмешиваться в этот процесс. После прочтения ребёнок должен понимать, что надо сделать. Не как надо выполнять задание, а какие знания от него требуются. То есть если надо подобрать однокоренные слова, то школьник помнит, что такое корень и не путает его с суффиксами.
  4. Собственно выполнение задания. На этом этапе можно (и нужно) не сидеть рядом с учеником. Пусть сделает все сам, при необходимости обратившись с вопросом. А если взрослый тревожится за тетрадку при самостоятельном выполнении — всегда можно воспользоваться черновиком.
  5. Задание выполнено? Ребёнок должен проверить его на наличие ошибок и исправить найденные.
  6. После исправления проверяет взрослый. Если ошибки есть — ребёнок опять исправляет их сам, можно только указать на их наличие. Переписать готовое задание в тетрадь, если работа выполнялась на черновике.
  7. Задание номер 1 готово. Берем лист из первого пункта и ставим галочку, вычеркиваем, обводим, рисуем плюсик — все, что захочет школьник. Он выполнил этот пункт, и теперь это наглядно видно в плане.
  8. Если есть необходимость, то можно сделать маленький перерыв, и приступать к следующему предмету.

Это подробный, но несложный план, понятный ребёнку. Постепенно в каждом пункте надо предоставлять все больше свободы и самостоятельности, помогая школьнику справляться с выполнением и планированием самому.

Навык планирования, проверки и исправления ошибок формируется в школьном возрасте, это тот самый сенситивный период, когда все дается легко. А вот использоваться он будет всю последующую жизнь, и в обыденных занятиях, и в профессиональной деятельности.

Не стоит надеяться, что такие навыки сформируются сами или возникнут под влиянием работы педагога в школе, взрослым в абсолютном большинстве случаев приходится включаться в процесс и помогать детям учиться овладевать знаниями. Но это значительно более эффективный путь, чем попытки все сделать за ребёнка и совместное «высиживание» домашних заданий. Помогите ребёнку научиться делать все самостоятельно.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Красивая кожа рук: домашние маски против шелушения

Когда наступают холода, кожа рук часто шелушится и обветривается. Вернуть ей мягкость и ухоженный вид помогут домашние маски.

Травмы, царапины и ссадины: почему они долго не заживают и что с ними делать?

Почему долго не заживают травмы, ссадины и царапины? Как правильно обрабатывать ранки у взрослых.

Раны, порезы и ссадины у детей: первая помощь и что делать со шрамами?

Как обрабатывать раны у детей и в каких случаях надо зашивать порезы и царапины?

Физическая нагрузка и менструальный цикл

Какие физические нагрузки лучше всего выполнять девушкам и женщинам в разные дни менструального цикла?

Предупреждающие симптомы инсульта у мужчин

Предупреждающие о скором инсульте у мужчин симптомы. Первая помощь, лечение и реабилитация после инсульта.

Газы у ребёнка: что вызывает газообразование и как с ним справиться?

Сколько пукать считается нормальным? Когда малышу с газообразованием нужен врач?

Прорезывание зубов у ребенка: что нужно знать маме

Когда у ребенка режутся зубы, у родителей начинаются проблемы. Малыш капризничает, не хочет спать, иногда поднимается температура. Как же помочь ребенку в этот период?

Успокойтесь скорее! Как быстро избавиться от стресса и нормализовать сон без использования лекарств?

Как восстановить здоровый сон после перенесенного стресса: советы, рекомендации и лайфхаки экспертов

Уход за кожей в период менопаузы: советы косметологов

После наступления менопаузы кожа перестала радовать? Подарите ей заботу и внимание, и перемены не заставят себя ждать!

СОЭ повышенный: что это значит?

Стоит ли переживать, если в анализах крови повышенный показатель СОЭ? О чём это может говорить? И что такое СОЭ?

Методы терапии в онкологии: как лечат рак?

Методы лечения рака: химиотерапия, лучевое облучение, хирургическая операция. Как лечат в онкологии: сравниваем методы и результаты.

Новое в лечении анемии, рака и генетических болезней

Технологии, исправляющие гены, постепенно пробиваются в клинику, но до масштабного применения их еще далеко.

О чем расскажет СОЭ у детей?

Определение СОЭ является одним из основных методов лабораторной диагностики при многих заболеваниях у детей. Что такое СОЭ и для чего измеряют этот показатель?

Признаки и методы диагностики рака крови у женщин

Какие симптомы позволяют заподозрить лейкоз?

Полезно ли донорство крови?

Быть донором: полезно или опасно? Чем рискуют люди, согласившиеся поделиться кровью с обществом?

Иммунотерапия рака: новые лекарства при лейкозе

Исследователи разрабатывают новые лекарства, которые формируют агрессию иммунных клеток против раковых опухолей.

Лейкопения: чем опасен низкий уровень лейкоцитов

Лейкопения, уменьшение количества лейкоцитов в крови, может говорить о развитии тяжелой болезни. Чем опасно состояние и как восстановить здоровье?

Кровь натощак: как еда влияет на биохимию тела

Многие анализы крови сдаются натощак. Что это значит, а главное, на какие показатели может повлиять пища?

Гемоглобин. Его значение и роль в организме человека

Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с «клиническим анализом крови» или так называемым «общим анализом крови». Если вы обратили внимание, на первом месте в выданном бланке, как правило, будет находиться цифра, указывающая содержание гемоглобина в крови.

Хронический лейкоз: возможно ли излечение?

Хронический лейкоз – это грозное заболевание, которое уносит миллионы жизней. Есть ли шансы на излечение?

Хронический миелолейкоз: 200 лет борьбы со случайной мутацией

Хронический миелоидный лейкоз — случайность, которую не дано предугадать. Но медицина уже нашла способ продлить жизнь пациентам с полугода до десятков лет.

Редкие заболевания: полицитемия

Полицитемия: редкое заболевание, о котором мало кто знает. В статье MedАboutMe — интересные факты об этом заболевании.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.
Опубликовано 03.12.2016 12:23, обновлено 17.04.2020 19:02
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Как помочь первоклашке пойти в школу без тревог?
Как определить «уязвимые места» и помочь будущему первоклашке (а также его родителям) быстро и без боязни адаптироваться к школьному процессу.
Дети идут в первый класс. Как подготовить ребенка к школе
Дети идут в первый класс. Как сделать безболезненной и максимально комфортной адаптацию ребенка к новой жизни?
Болезни детей школьного возраста
Болезни детей привязываются к ним неспроста. Первоклассник часто жалуется на головную боль, слабость, сонливость, перепады настроения. А виной всему несколько вполне объяснимых причин.
Школа: первый раз в первый класс
Вам и вашему ребенку предстоит очень важный шаг в новую жизнь? Тогда пригодятся наши советы о том, как облегчить довольно сложный переход из дошкольного возраста.