Для родителей первоклассников скоро наступит ответственный период. Если в течение первого полугодия в рабочих тетрадях учитель рисовал радостные и грустные рожицы или использовал наклейки, то с наступления нового года на страницах появятся отметки. Школьников постарше оценивают с самого начала, и во многих семьях уже растет напряженность по поводу успеваемости ребёнка. Часто родители недоумевают, как так: домашние задания выполняются на «отлично», а в школе опять двойка? Как привить ребёнку навыки самостоятельной работы, надо ли делать заданные на дом уроки вместе и как правильно это делать, рассказывает MedAboutMe.
Домашние задания для первоклассников
В программе первого класса домашние задания сначала выполняются на добровольной основе. Учитель не вправе требовать их выполнения, однако проверяет тетради и обычно весьма рекомендует заниматься с детьми дома. Почему?
Первый класс — это не только обучение чтению, письму, основам арифметики, как было раньше. Во-первых, программа сейчас достаточно сложная, и, хотя формально учитель еще не «задает с иксами задачи», но фактически поиск неизвестного числа в примере — это подготовка к пониманию иксов, игреков и всех остальных базовых условий для уравнения. Хорошо, если малыш способен «схватывать на лету», да еще и пишет красиво и чисто, и может сам выполнять все проекты и творческие задания, которыми насыщена сегодня школьная программа. Но это крайне редкий случай.
Во-вторых, первоклашкам приходится адаптироваться к новому статусу, новому ритму жизни, требованиям и ответственности. В детском саду иной подход к образовательному процессу, детей не приучают полностью самостоятельно что-либо делать, задания выполняются группой, есть помощь воспитателей и нет системы отметок. В начале школьного обучения ребёнок еще не знает, чего ожидать, как работать дома одному. Так что общее мнение психологов — в начальной школе детям надо помогать с уроками.
Однако здесь присутствует и психологическая ловушка. Поколение гиперопекающих родителей, в терминологии западных специалистов, «родителей-вертолетов», кружащих над ребёнком и сопровождающих каждый шаг, пытается не просто помогать с выполнением уроков, но и создавать себе и ребёнку образ благополучной семьи отличника. Попытки самоутвердиться за счет или вместе со школьником в глазах учителя, окружающих приводят к тому, что домашние задания выполняются «на пятерку» за счет времени и сил всей семьи.
Часто работа над домашними заданиями начинается у ребёнка только вместе с родителями, а значит — по вечерам. При этом наиболее продуктивное время для таких занятий — с 9 до 13 и с 15 до 18 часов, но никак не с 19 до 23.
Второй отрицательный момент: если взрослые находятся рядом и отслеживают каждую ошибку ребёнка дома в процессе работы, то в школе от педагога такого ожидать не стоит. Ученик не получает навык самоконтроля, выявления ошибок, и школьные отметки входят в значительный диссонанс с оценкой заданного на дом.
Стресс родителей, пытающихся все успеть, приводит к выполнению уроков за ребёнка, что «сводит на нет» сам смысл домашней работы: о самостоятельном ее выполнении речь уже не идет.
Средняя и старшая школа: продолжаем учиться вместе?
Некоторые родители могут позволить себе интересоваться только отметками в дневниках. Дети, привыкшие самостоятельно выполнять «домашку», получившие навыки планирования, распределения нагрузки и проверки, успешно справляются с уроками и в школе, и дома.
В других случаях взрослым приходится сопровождать выполнение домашних заданий, проходить заново школьную программу, потому что ребёнок очевидно не справляется в одиночку. Наступает момент, когда все устают от такой ситуации, «кандидат наук, и тот над задачей плачет», и становится понятно, что среднегодовой результат выравнивается за счет отметок за домашние задания, а в школе ученик по-прежнему далеко не отличник.
Почему?
Причина все в том же: неумение и/или нежелание — а это два взаимосвязанных процесса, как хотеть все сделать самому, если не умеешь? — работать без контроля и давления со стороны.
Да, порой бывает так, что школьник не заинтересован в хороших отметках, знаниях по одному или нескольким предметам. Если это узкая специализация интереса, и человек растет явным физиком-математиком, знающий русский язык весьма средне, то такая позиция вполне понятна. А вот если нет учебной мотивации совсем, то корни все равно лежат в неумении организовывать процесс учебы. Ведь если есть навык, благодаря которому можно усваивать знания легко, то и прилагать усилия к мотивации не нужно.
Как правильно помочь учиться?
Есть несколько правил, которые желательно вводить в процесс выполнения домашнего задания с первого дня.
- Правило первое. Домашнее задание — для ученика
Это значит, что школьник выполняет задание сам, без мамы, папы, бабушки, сидящих рядом. Для первоклашек можно ограничивать временные рамки: за 10 минут не разобрался — идешь к взрослому с четким вопросом, что не понятно. Четким вопросом, это важно! Иначе постоянная беготня к маме на кухню будет сопровождаться возмущениями «я ничего тут не понял».
- Правило второе. Время для учебы
Оптимально стремиться к ситуации, когда ребёнок выполняет домашние задания в течение дня, а не ночи. К приходу с работы родителям остается только проверить все письменное, выслушать устное и помочь с так и не понятым. Если, конечно, школьник об этом просит.
- Правило третье. Помоги мне это сделать самому
Подробно распишем план выполнения домашних заданий. Для первоклассника этот план важен в каждом пункте, для учеников постарше он скорректируется в процессе самим ребёнком.
- Список домашних заданий. Не надо полагаться на дневник, что нужно сделать сегодня — выписывается на отдельный листочек и лежит перед глазами у ребёнка. Если школьник вынужден держать в уме, проверять, что еще надо сделать, а в силу возраста или особенностей концентрации это пока не самое простое занятие, такое напряжение вызывает тревогу и снижение внимания.
- Выбор задания. Это может быть первое задание в списке, третье, пятое, самое легкое или самое трудное — процесс выбора остается за школьником.
- Прочитать задание. В первом классе можно помогать читать, потом уже совсем не стоит вмешиваться в этот процесс. После прочтения ребёнок должен понимать, что надо сделать. Не как надо выполнять задание, а какие знания от него требуются. То есть если надо подобрать однокоренные слова, то школьник помнит, что такое корень и не путает его с суффиксами.
- Собственно выполнение задания. На этом этапе можно (и нужно) не сидеть рядом с учеником. Пусть сделает все сам, при необходимости обратившись с вопросом. А если взрослый тревожится за тетрадку при самостоятельном выполнении — всегда можно воспользоваться черновиком.
- Задание выполнено? Ребёнок должен проверить его на наличие ошибок и исправить найденные.
- После исправления проверяет взрослый. Если ошибки есть — ребёнок опять исправляет их сам, можно только указать на их наличие. Переписать готовое задание в тетрадь, если работа выполнялась на черновике.
- Задание номер 1 готово. Берем лист из первого пункта и ставим галочку, вычеркиваем, обводим, рисуем плюсик — все, что захочет школьник. Он выполнил этот пункт, и теперь это наглядно видно в плане.
- Если есть необходимость, то можно сделать маленький перерыв, и приступать к следующему предмету.
Это подробный, но несложный план, понятный ребёнку. Постепенно в каждом пункте надо предоставлять все больше свободы и самостоятельности, помогая школьнику справляться с выполнением и планированием самому.
Навык планирования, проверки и исправления ошибок формируется в школьном возрасте, это тот самый сенситивный период, когда все дается легко. А вот использоваться он будет всю последующую жизнь, и в обыденных занятиях, и в профессиональной деятельности.
Не стоит надеяться, что такие навыки сформируются сами или возникнут под влиянием работы педагога в школе, взрослым в абсолютном большинстве случаев приходится включаться в процесс и помогать детям учиться овладевать знаниями. Но это значительно более эффективный путь, чем попытки все сделать за ребёнка и совместное «высиживание» домашних заданий. Помогите ребёнку научиться делать все самостоятельно.