Мы все видели в кино таких «маленьких взрослых», детей, которые с раннего возраста опережают других в развитии — и не из-за талантов. Учёные считают, что это новый и тревожный тренд, когда ребёнка заставляют вести себя старше. Зачастую именно родители подталкивают детей к достижению результатов не по возрасту, хотя мы можем даже не осознавать, что оказываем давление на любимого малыша. У этого явления есть название «синдром загнанного ребёнка», которого всё время поторапливают — развивайся, взрослей!
Исследования учёных Университета Нигерии показывают, что это может привести к депрессии, тревожности и плохой успеваемости, а ряд экспертов называет эту тенденцию в воспитании «эпидемией». Что же это за синдром, откуда он берётся и как его обнаружить в собственной семье?
Значение термина «синдром загнанного ребёнка»
«Синдром загнанного ребёнка» — это когда детей торопят с развитием жи заставляют действовать не по нормам стадии зрелости. Санам Хафиз, доктор психологии, нейропсихолог, говорит, что на самом деле это эпидемия: «Детей заставляют взрослеть слишком рано, взваливая на них заботы, обязанности и стрессы взрослой жизни. Это происходит во всех сферах их жизни, включая школу, внеклассные занятия и спорт, и даже общественную жизнь».
Примерами «синдрома загнанного ребёнка» могут быть указания детям, выходящие за рамки их возрастных возможностей, чрезмерное обсуждение родителями супружеских или финансовых проблем со своими детьми, чрезмерная сосредоточенность на победах или соревновании и постоянная жёсткая дисциплина.
Термин «синдром загнанного ребёнка», или Hurried Child Syndrome, был введен в лексику американским детским психологом, доктором философии Дэвидом Элкиндом в 1980-х годах, но в той или иной форме это явление существовало задолго до появления названия.
В последние десятилетия ярким примером такого стиля воспитания стал стиль «мамы-тигрицы»: проверьте себя, не переусердствовали ли вы, слишком много требуя от ребёнка? Спойлер: кроме матерей-тигриц есть также отец-волк, мама-дельфин, мать-дракон и папа-панда!
Как отмечает доктор Хафиз, в истории были времена, когда детей заставляли брать на себя совершенно взрослые обязанности, например, во время войн: «Современная версия синдрома, возможно, более структурирована и напряжена из-за конкурентных систем образования и требований общественного успеха.
«Синдром загнанного ребёнка» может начаться в раннем возрасте
По словам детских психологов, уже в раннем дошкольном возрасте у детей проявляются признаки синдрома загнанного ребёнка .Некоторые родители записывают малышей на несколько занятий — от иностранных языков до серьёзной подготовки к спортивной карьере — полагая, что это даст им преимущество.
Но когда родители делают акцент на ранних достижениях и закладывают основу для будущего успеха, они могут оказать ребёнку медвежью услугу. Малыши могут испытывать стресс и выгорание, невольно участвуя в гонке достижений в том самом возрасте, когда им следует сосредоточиться на развитии социальных и эмоциональных навыков, особенно с помощью ролевых игр.
У родителей могут быть самые лучшие намерения, и они стремятся воспитать исключительного ребёнка. Однако иногда эти требования оказываются контрпродуктивными и отрицательно сказываются на росте и развитии детей. На мам, пап и воспитателей также оказывается много давления, чтобы они давали детям все преимущества в жизни.
Причины синдрома «загнанного ребёнка»
Наша задача — дать нашим детям лучшую жизнь. Это значит помочь им добиться успеха в школе, спорте, в обществе и в их будущих начинаниях. Но иногда родители случайно заходят слишком далеко.
«Хотя мы понимаем необходимость того, чтобы у ребёнка было детство, наши собственные бессознательные тревоги заставляют нас применять более требовательный стиль воспитания», — говорит доктор Хафиз. — «И это может показаться слишком жёсткой структурой и давлением. Из-за постоянно растущей конкуренции в сфере образования и возросшей осведомлённости о том, чем занимаются сверстники благодаря социальным сетям, родителей может мучить необходимость ускорить развитие ребёнка и подозрение, что они делают недостаточно. Культурные нормы, подчеркивающие достижения и успех, могут привести к тому, что родители поверят, что отсутствие успеха в раннем детстве ограничит шансы их детей на будущее. В конечном итоге такое внешнее давление создает безвыходную, напряжённую ситуацию для родителей, которые зачастую не осознают, какую эмоциональную цену это имеет для детей».
Кроме этого, эксперты отмечают и такую причину синдрома, как необходимость занимать свободное время детей и обеспечивать их безопасность, пока родители работают. В этой ситуации кажется, что лучший выбор — это занять ребёнка чем-то полезным, отдать его на очередной кружок, а лучше сразу в школу искусств или спортивных занятий, и хорошо бы с прицелом на будущее.
Как избежать «синдрома загнанного ребёка»
Поддержка и забота, жизнь, при которой ценится время простоя, признание чувств и возможность делать ошибки — вот что эксперты считают самым важны в такой ситуации.
«Главным фактором успеха воспитания всегда была поддерживающая среда, состоящая из требований, соответствующих возрасту», — говорит Томас Приоло, доктор медицины, психиатр. — «Вместо плотного графика структурированных занятий с понедельника по субботу молодому развивающемуся мозгу очень полезно неструктурированное игровое время. Хотя родителям может показаться, что это «ничегонеделание», так у ребёнка появляется безопасная среда для усвоения, обработки и применения новой информации».
Кроме того, ограничение доступа детей к гаджетам и различным экранам — ещё один способ поощрять свободную игру и исследование окружающего мира.
Учёные Общества педиатров Канады обнаружили, что дети, которым позволяют познавать мир таким образом, развивают большую эмоциональную устойчивость и лучше подготовлены к решению проблем.
Также важно дать детям возможность выбора в достижении своих интересов. В соответствии с возрастом дети должны сами ставить цели, которые имеют для них значение, а родители должны оказывать поддержку. Важно, чтобы родители демонстрировали признательность и давали позитивные подтверждения, даже если случаются ошибки или неудачи. Так формируется правильная самооценка детей, которая должна основываться не только на достижениях в школе и успеваемости.
Наконец, когда родители демонстрируют здоровый баланс между работой и личной жизнью, они показывают детям, что возможность совершать ошибки и получать простые удовольствия — это важные составляющие счастливой и полноценной жизни.
Предупреждающие признаки «синдрома загнанного ребёнка»
Даже родители с самыми лучшими намерениями могут попасть в ловушку, слишком быстро и слишком далеко заведя детей на пути ускоренного взросления. Вот несколько признаков того, что ваш ребенок чувствует себя слишком подавленным и находится под давлением избыточных требований:
- Рост уровня стресса или беспокойства.
- Нехватка игрового времени, а у некоторых — и желания играть.
- Выгорание.
- Социальное напряжение или тревога разлуки.
- Низкая самооценка.
- Склонность к перфекционизму.
- Отказ или сопротивление посещению школы.
- Депрессия.
- Усталость.
- Провалы в памяти или плохая концентрация внимания.
- Преувеличенное беспокойство по поводу предстоящих выступлений, спортивных матчей или контрольных.
- Гиперактивность.
- Физические симптомы, такие как головная боль и боль в животе.
У детей могут возникнуть трудности с тем, как рассказать об этих симптомах, а многие даже не знают, что подобные проявления — признаки неполадок. Так что родители должны внимательно наблюдать и обнаруживать их вовремя. Как это сделать, читайте в статье «Триггеры стресса у детей: какие бывают и как помочь ребенку».