Зачем нужно воспитывать в детях бережное отношение к природе? Неужели нельзя обойтись без всех этих глупостей, ведь человек — вершина эволюции и хозяин планеты, имеет право обустраивать мир по своему желанию. Так ли это? Предлагаем поискать ответ вместе с MedAboutMe.
Экологическое воспитание детей
Экология — не просто модное слово, которое используется где надо и не надо. Планета, на которой мы живем, не так уж велика, а запасной пока не имеется. «Венец природы», Человек, так относился к своему единственному месту жительства, что Земля уже не может самостоятельно восстановить свое планетарное здоровье: экологический кризис становится все более угрожающим. Только экологически осмысленное поведение каждого жителя планеты может помочь в ее спасении от постепенного разрушения.
Но для этого необходимо формировать новый, ответственный тип мышления, прививать новым поколениям экологическую культуру.
В конце ХХ века появился термин — экология личности, ставший одним из аспектов нравственности. Невозможно воспитать нравственного человека, не привив ему культуры бережного отношения к миру, в котором он живет.
Важность экологического воспитания для развития личности ребёнка
- Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.
- Получение новых знаний об окружающем мире, происходящих в нем процессов и обитающих рядом с человеком живых организмах способствует развитию интеллекта.
- Способность ощущать красоту природы развивает эстетическое чувство.
- Наблюдения за природными явлениями, растениями, животными развивают внимание, способность концентрироваться, память.
- Уход за растениями и животными помогает воспитать аккуратность и ответственность, отзывчивость и умение сострадать.
Роль родителей и воспитателей
В последнее время в социальных сетях нередко появляются сообщения о проявлениях жестокости по отношению к животным и людям. Все это — последствия упущений в воспитании, отсутствие нравственного отношения к природе, не сформировавшейся способности к сопереживанию.
Самое подходящее время для начала воспитания экологической культуры — дошкольный возраст. Именно в это время закладываются основы личности и происходит формирование отношения к миру.
Как и во всем остальном, главный инструмент воспитания — личный пример взрослых. Родители могут говорить много слов, но если при этом отец не считает зазорным пнуть кошку, мать отвозит в приют надоевшую собаку, и все вместе оставляют на месте пикника горы мусора — слова окажутся бессмысленными.
В садике может быть отличный живой уголок. Но занятия в нем не оставят большого следа, если на глазах у детей воспитатель прогонит камнями случайно забредшую на игровую площадку дворнягу.
К сожалению, многие родители и педагоги не уделяют достаточного внимания экологии личности своих воспитанников. В итоге может сформироваться человек с деформированными представлениями о нравственности, морали, гуманности и ответственности каждого человека за условия обитания всего человечества.
Способы воспитания правильного отношения к природе в дошкольном возрасте
Маленький ребёнок познает мир всеми органами чувств. Все интересное ему хочется схватить, ощутить всеми органами чувств, проверить на прочность. Именно в этом возрасте можно и нужно начинать формировать бережное отношение ко всему живому.
Рассказывает Алина, ветеринар:
«Когда мне было года 4, мы отдыхали у бабушки в деревне. Там были хорошенькие цыплятки. Они были такие миленькие, пушистенькие, что их хотелось все время тискать. И одного я затискала насмерть. В какой-то момент я нечаянно сжала кулак с цыпленком так сильно, что просто раздавила его. Это было так ужасно, что навсегда врезалось в память. Никогда не забуду этого шока от первого соприкосновения со смертью, причем причиненной маленькому беспомощному существу мной самой. Наверное, именно чувство вины за тот случай привело меня в ветеринарию»
Родителям необходимо учить ребёнка наблюдению за природой и животными. Объяснять, что человек, даже если он еще ребёнок, сильнее и умнее других живых существ. И поэтому его долг — защищать и заботиться, не обижать и не уничтожать.
Ребёнок может не понимать, почему плохо отрывать бабочке крылышки, таскать за хвост кота, распугивать птичек. Задача родителей и воспитателей — тактично объяснить, что такое боль и страх, что их испытывают все живые существа.
Непосредственный контакт младших дошкольников с живой природой должен происходить при участии взрослых, под их контролем.
- Можно учиться осторожно гладить кошку и собаку — так, чтобы удовольствие от процесса получали обе стороны.
- Полезно наблюдать за птичками или белочками — тихо, терпеливо и бережно, чтобы не испугать. Взрослым стоит привлекать внимание ребёнка к тому, какие разные птицы живут вокруг нас, как они отличаются по оперению, размерам, поведению и голосам. Даже самая обычная ворона может стать источником позитива — эти умные птицы часто демонстрируют интереснейшее поведение и смекалку.
- Растения тоже дают обширное поле для наблюдений и получения разнообразного опыта. Цветы можно нюхать и рассматривать, развивая понятие о цвете. Листья можно сравнивать по форме и размеру, они отлично иллюстрируют смену времен года.
- С детьми постарше можно вместе ухаживать за растениями и животными. Очень полезно дать ребёнку возможность посадить и вырастить цветок или дерево. Поняв на собственном опыте, сколько времени требуется на это, сколько терпения и труда, он вряд ли станет бездумно срывать цветы на клумбе или ломать ветки.
Хорошо, если в семье есть домашние питомцы. Но заводить животное «для ребёнка», если родители не готовы взять на себя ответственность за благополучие питомца, недопустимо. Это касается всех — рыбок, попугайчиков, хомячков, котят и собачек. Несчастное существо, не получающее должного ухода — наихудший пример отношения к животным. Как, впрочем, и равнодушное избавление от надоевшего и ненужного питомца. Родители забудут о выброшенном зверьке через неделю, а у ребёнка это происшествие останется в памяти на долгие годы.
Куда сходить с ребёнком
Если нет желания и возможности содержать дома животных или выращивать цветы, можно учить малыша любви к природе в специально созданных для этого местах.
- Зоопарк — хорошее место для длинной воскресной прогулки. Но в зоопарк стоит водить детей только в том случае, когда он хорошо оборудован, животные содержатся в нем в хороших условиях. От посещения передвижного зверинца, в котором звери обречены сидеть в тесных темных клетках, где они лишены ухода, а зачастую и нормального питания, необходимо отказаться. Сильнейшие впечатления от знакомства с представителями животного мира могут внушить малышу уважение к природе на всю жизнь.
- Выставки собак и кошек. Во многих городах несколько раз в год проводятся выставки породистых животных, на которых специально для детей устраивают интересные шоу и представления, рассказывают о собаках и кошках, учат правильному общению с ними. Но будьте готовы к тому, что после каждого посещения малыш будет просить завести питомца.
- Во многих городах существуют эко-фермы, где проводятся познавательные экскурсии для детей и взрослых. Там можно посмотреть на коров, лошадей, овец, домашнюю птицу, покормить их. Часто предлагается катание на лошадях или собачьих упряжках. Там же можно увидеть, как растут на полях и в садах фрукты и овощи, которые горожане покупают в магазинах.
- Выбирая, куда сходить с ребёнком, не забывайте про дендрарии, ботанические сады и выставки цветов, комнатных и садовых растений. Очень интересным может стать посещение краеведческого и зоологического музея.
После возвращения с экскурсии предложите ребёнку нарисовать то, что он видел и запомнил.
Дети любят слушать и сочинять истории и сказки, и это дает родителям отличную возможность рассказывать им о природе. Все, что было замечено на прогулке, может стать основой сюжета для истории, сочинять которую лучше всего вместе.
Все это требует времени, терпения и хотя бы минимальных знаний — чтобы было о чем рассказать ребёнку, отвечать на его вопросы. Но не пренебрегайте экологическим воспитанием. Сегодняшние взрослые оставляют своим детям планету в далеко не самом лучшем состоянии. Пускай хотя бы следующие поколения научатся беречь мир, в котором жить их потомкам. Другого подходящего пока не найдено.
Сьюзан Тот, преподаватель и автор программ экологического
образования, директор Florida Atlantic University’s Pine Jog
Environmental Education Center
На протяжении многих лет я занимаюсь разработкой и преподаванием программ экологического образования. Все эти годы я прошу в конце каждого курса, чтобы участники поделились своими мыслями о том, зачем нужны такие программы. Вот список из самых важных пунктов, названных ими.
- Развивается воображение и творческий энтузиазм, развивается способность анализировать и систематизировать знания об окружающем мире, находить взаимосвязи.
- Возрастает способность и желание понимать окружающий мир, животных и людей, рождается терпение и сострадание.
- Городские дети нередко страдают от дефицита общения с природой, от биофобии. Экологические образовательные программы позволяют успешно преодолевать эти проблемы.
- Умение понимать и любить природу помогает легче устанавливать социальные связи.
- Формируются такие качества характера, как ответственность, внимательность, стремление заботиться о тех, кто меньше и слабее, укрепляются нравственные и моральные нормы.
Быть может, это не самые важные качества для отдельно взятого человека. Но в масштабах всего человечества экологическое сознание обретает статус абсолютной необходимости.