Современные дети испытывают повышенные нагрузки в виде волнений перед сложными и суровыми экзаменами сразу после школы: ГИА и ЕГЭ. По мнению большинства, именно в этот период решается судьба, и от результатов экзаменов зависит многое.
Даже если знаний более, чем достаточно для успешной сдачи экзаменов, страх иногда может помешать этому процессу. Дети просто не могут взять себя в руки и сосредоточиться. Как родителям помочь детям, как мотивировать на успех, и нужна ли консультация психолога? MedAboutMe готовится к экзаменам совместно со школьниками.
Заметка для детей-школьников
Бояться экзаменов и нервничать — нормально, не нужно ругать себя за страх, и тем более заниматься самоуничижением. Каждый ответственный человек испытывает страх перед серьезным мероприятием, и даже взрослые, хотя многие стараются это скрывать, хотят казаться сильными.
Страх — это даже иногда полезно, ведь он позволяет собрать все свои ресурсы и показать их в лучшем свете. Страх поможет показать — на что именно ты способен. Доказательств этому много: достаточно вспомнить истории о том, что испугавшись человек, поднимал вес, превосходящий его собственный, или развивал скорость, которой позавидуют спринтеры на Олимпийских играх. Поэтому ненужно стремиться избавляться от страха совсем, он — лучшая мотивация. Да и избавится от него полностью все равно не получится, чтобы не говорили друзья или подруги или не советовали родители.
Опасность представляет лишь страх, который парализует, обессиливает, лишает любой мысли. Такой страх может парализовать не только тех, кто плохо учился, но и тех, про которых можно сказать: «сдаст экзамены — никуда не денется, получит свою «5».
Есть мнение, что чаще такой вид страха поражает именно отличников и хорошистов, и связан не с тем, что по итогам экзамена будет выставлена плохая оценка, а с тем, что экзамен вовсе провалится. Нужно избавляться именно от этого вида страха всеми доступными способами. Поможет в этом правильная мотивация, родители и некоторые хитрости.
А что скажут родители?
Самая яркая особенность страха перед экзаменами — его неадекватность и практически полное несоответствие ситуации. Впереди всего лишь экзамен по литературе и русскому языку, а нервничать приходится как перед казнью. Такой страх — это не боязнь экзамена как такого, а лишь его результата. Каков результат экзамена? Успех или провал.
Дети просто терзают себя мыслями: «я не помню формулу дискриминанта, как вычислить логарифм», «я никогда не сдам экзамен, потому что не помню стихов М.Ю. Лермонтова», «родители ужасно расстроятся и отвернутся от меня, будут ругать». В большей степени, детей беспокоит именно реакция родителей. Дети боятся не только, что их будут ругать и критиковать, но и разочаровать родителей, которые в него верили, и уверяли, что все будет хорошо.
Такие мысли сопровождают детей постоянно, и в определенный момент — ближе к экзамену, становятся фоном, который даже не заметен. Постоянная циркуляция таких мыслей в голове убедит любого ребёнка в полном отсутствии знаний по математике, и если даже формула дискриминанта и теоремы вбиты в голову прочно — они могут вылететь. Как раз в этот момент психологи советуют остановиться и постараться уйти от таких мыслей, как бы сложно это ни было. И родители в этом уходе играют важную роль.
Достаточно просто донести до ребёнка мысль о том, что это все страх. И лучше доказать наглядно, что теоремы и формулы никуда не делись. Также необходимо сказать о том, что даже если результат окажется хуже ожидаемого, то не все потеряно, и разочарования не наступит. Такая мотивация поможет детям поверить в себя и с легким сердцем идти на экзамен.
Простой вопрос: а что потом?
Не будут способствовать хорошему результату и губительные мысли: «все, это конец», «я пропал». Такие мысли сбивают настрой и загоняют в депрессию и еще больший страх. Бороться с такими буквально апокалиптическими мыслями не только можно, но и нужно.
Если дети выражают мысли вслух, о провале на экзамене, родители могут задать вопрос: «А что потом?» В первое время дети могут находиться в тупике, а после продолжать развивать негативный настрой. Но такие вопросы нужно задавать постоянно.
Для примера: ребёнок собирается поступать в медицинский университет, приоритетные предметы — биология и химия. И предстоит экзамен по физике. Даже если получишь тройку, что потом? Конечно, это неприятно и не украшает аттестат, но это всего лишь официальная «бумажка». Тройка по физике — это не смертельно, к тому же, кому интересна оценка по физике, когда приоритетны другие предметы?
Конечно, нельзя исключать ситуации, при которых от результата экзамена действительно зависит многое и необходимо набрать определенное количество баллов. Но даже здесь есть выход. Возможно, в желаемом университете завышены требования и большой конкурс, но существуют и другие учебные заведения: училища, колледжи. Тем более, что после медицинского колледжа можно решать вопрос о продолжении образования или же о смене профессии, не говоря уже о том, что после колледжа гораздо легче поступить учиться. Даже если колледж или другие ВУЗы не рассматриваются, всегда есть возможность пересдать экзамены на другой год с лучшими результатами.
Родители должны донести до детей, что в 17 лет сложно что-то испортить и не исправить, тем более в учебе. Аттестат с несколькими тройками не сыграет серьезной роли, и даже если закроется дверь в мечту под названием «медицина/инженер», обязательно откроется дверь в другую.
Мотивация
Мотивация — это лучшее средство для достижения успеха. Достаточно лишь создать образ успеха и верить в него. Постоянно прокручивать его в голове. Психологи говорят о том, что лучшим моментом «прокручивания» таких мыслей будет период отхождения ко сну, и, наоборот, пробуждения.
Необходимо мечтать и создавать в воображении ситуации, при которых идет экзамен, и ответ на вопрос срывает аплодисменты и похвалу преподавателя. Как известно, мечты имеют свойство сбываться. Важно не просто посмотреть на эту мечту как фильм, а именно прочувствовать ее в полной мере.