Первые месяцы в жизни детей главенствуют физиологические нужды: в еде, тепле, защите и присутствии матери. Постепенно большое значение приобретают эмоциональные потребности: в общении, познании, проявлении самостоятельности. Если они остаются неудовлетворенными, то ребёнок не может нормально развиваться, чувствовать себя счастливым. Поэтому важно следить за эмоциональным состоянием малыша и давать ему достаточно свободы для познания мира, в то же время ограждая от опасностей, вовлекать в жизнь семьи и общества, учить нормам поведения, не подавляя индивидуальность. Тогда он будет чувствовать себя комфортно и уверенно.
Основные эмоциональные потребности малыша
Самой важной эмоциональной потребностью каждого ребёнка является наличие любящих и заботливых родителей, которые делают все для того, чтобы удовлетворялись остальные его нужды. Родители в свободное время занимаются с ребёнком, читают ему книги, поют песни, обучают, развлекают. Мама и папа создают условия для того, чтобы малыш мог проявить свои способности, наделяют его верой в собственные силы. Благодаря этому легче удовлетворяются эмоциональные потребности в старшем возрасте, когда ребёнок выходит за пределы семьи и контактирует с другими людьми в обществе. Занять достойное место в коллективе, делать, то, что нравится и получается — залог морального благополучия подрастающего человека.
Изменение эмоциональных потребностей в зависимости от возраста
Потребность в любви и физической защите является определяющей в жизни маленького человека. В первые годы жизни происходит знакомство с окружающим миром, когда все неизвестно не только радует, но и удивляет, пугает или представляет собой опасность. Важно, чтобы в такие моменты рядом были мама или папа, которые подскажут, как реагировать на происходящее или обращаться с теми или иными предметами. При этом родителям стоит стараться реже запрещать что-то и отказывать ребёнку, заменяя слова «нет» и «нельзя» более развернутыми объяснениями, а также предлагая другие варианты развития событий, не менее интересные для малыша. Ведь это тот возраст, когда дети проявляют любознательность, а лишние запреты не только расстраивают, но и притупляют познавательный интерес.
Еще одной важной потребностью является желание общаться с другими людьми. Ребёнок начинает различать чужих и знакомых взрослых, проявляет первые симпатии и антипатии. Примерно к 3-4 годам дети начинают реализовывать себя в творческой стезе: рисуют, рассказывают стихотворения, сочиняют истории, посещают кружки и спортивные секции. В это время для них очень важно слышать похвалу от родителей, ведь так проявляется потребность детей в признании их достижений. То, насколько родители интересуются успехами ребёнка, определяет его дальнейшее стремление к самовыражению.
В школьном возрасте мальчики и девочки все больше осознают свою половую принадлежность, появляется первая влюбленность и потребность во внимании со стороны противоположного пола. Родители на своем примере формируют представление дочери или сына о будущем партнере и в целом о модели отношений между мужчиной и женщиной. Поэтому важно, чтобы ребёнок жил в счастливой и благополучной семье. Большинство потребностей не исчезает по мере взросления, а переходит в новые формы, подростки так же хотят признания, любви, справедливого отношения к себе, как и дети или взрослые.
Как ребёнок оценивает свои эмоции?
Малыш в раннем детстве не может адекватно оценивать свои эмоции, поскольку у него еще не сформировалось аналитическое мышление, чтобы понимать причины своих волнений, страхов или плохого настроения. Маленький ребёнок живет инстинктами и отслеживает реакцию окружающих людей на свое поведение. Родители постепенно прививают ему представление о плохих и хороших поступках, позитивно или негативно реагируя на его действия.
Не стоит ругать ребёнка за истерики или слезы, ведь только так он в раннем детстве может выразить свое огорчение. В то же время не нужно поощрять рыдания, спеша удовлетворить все требования малыша, так он быстро поймет, что это инструмент манипуляции, и будет использовать слезы для реализации своих желаний. Постепенно он научится адекватно формулировать свои ощущения, а до этого родители могут помочь ему в этом. Можно проговаривать вслух, что мама и папа понимают, как сыну или дочери сейчас обидно или грустно, что они разделяют его или ее чувства и готовы помочь. В моменты радости также не нужно скупиться на слова, можно рассказывать ребёнку, как всем весело, хорошо, тепло, вкусно и т. д.
Подростковый возраст также имеет свои сложности и особенности, когда гормоны, сложности в учебе и отношениях со сверстниками, непонимание взрослых, неразделенная любовь, неудовлетворенность собственной внешностью не дают девушке или юноше разобраться со своими чувствами. Важно, чтобы в этот период сохранялся эмоциональный контакт хотя бы с одним из родителей. Доверительные отношения дадут возможность маме или папе помочь своему ребёнку разобраться в своих чувствах и потребностях. В некоторых случаях может потребоваться помощь психолога. И это вполне нормально, даже взрослые люди не всегда могут разобраться со своими внутренними проблемами сами.
Нужно ли родителям наблюдать за эмоциями ребёнка?
Родителям стоит внимательно относиться к эмоциям собственных детей с самого раннего возраста. Все малыши периодически плачут и капризничают, но часто это связано с физическим недомоганием: болью в животе, раздражением десен при прорезывании зубов. В таких ситуациях надо стараться устранить или смягчить причины недомогания.
По мере роста ребёнок так же испытывает гамму сложных чувств и не всегда в состоянии совладать со страхом, обидой или раздражением из-за физической усталости или непонимания близких людей. Плохое настроение, неразговорчивость подрастающего ребёнка могут сигнализировать о каких-то внутренних переживаниях и проблемах. Излишняя возбудимость и активность тоже не должны оставаться без внимания. Ребёнок нуждается в психологической гармонии и душевном равновесии, но не всегда сам может их поддерживать. Кроме того, малыш считывает отношение окружающих людей, если к нему относятся без должной любви и заботы, то и сам он может стать человеком равнодушным.
Если ребёнка часто и несправедливо наказывают, то из него может вырасти эгоистичный и жестокий взрослый человек. Если не пытаться найти контакт с подростком, то нет гарантии, что во взрослой жизни вернутся хорошие отношения между дочерью или сыном и родителями. Необходимо с самого раннего возраста уважительно и чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка, от этого зависит, насколько эмоционально благополучен он будет в будущем.