0—1,5 месяцев
Со стороны малыш немного напоминает беспомощного жука, которого перевернули на спинку, и все, что он может — забавно шевелить лапками. На самом деле эти хаотичные движения ручками и ножками, которые были видны на УЗИ еще во время беременности, — важный этап развития нового человечка, обусловленный врожденным стремлением к ориентировочной деятельности.
1,5-3 месяцев
Новорожденный учится приподнимать головку, лежа на спинке и когда его выкладывают на животик, подносит ручки к лицу и иногда следит за ними. Может схватить руку, если прикоснуться к его пальчикам , когда мать и дитя наслаждаются общением или заняты кормлением.
3-4,5 месяцев
Появляется опора на предплечья, если малыша выложить на животик, он привстает на них, старательно приподнимая плечи и голову почти под прямым углом к поверхности. Любимая его игрушка — собственные ручки, которые он умеет вытягивать вперед и с интересом рассматривает каждый пальчик.
4,5-5 месяцев
Раздвигаются границы уже освоенного пространства, продолжается развитие детей и их движений, и появляются первые активные попытки вертикализации в пространстве в положении сидя. Если малыша потянуть за ручки, он сам подтягивается и пытается присесть. Если поддержать спинку, выпрямляет торс, и неплохо удерживает равновесие. О созревании коры свидетельствует новый навык — умение извлекать звуки из погремушек.
5-5,5 месяцев
Малыш уже дотягивается ладонями до коленей, заинтересованно трогает их, переворачивается со спины то на один, то на другой бок, изучая свои двигательные возможности и развивая уже приобретенные навыки. Он не только уверенно хватает интересующий его предмет одной рукой, но уже держит сразу двумя, и даже учится перекладывать из одной ладони в другую, может провести одними пальчиками по поверхности игрушки, словно поглаживая. А это означает, что неврологическое здоровье в порядке, в срок дозревают теменные участки головного мозга, и совершенствуются навыки предметной деятельности.
5,5-6,5 месяцев
Если выложить кроху на твердую поверхность на животик, он активно поднимается на вытянутых руках, опираясь на раскрытые ладошки, приподнимая плечи и грудь, и свободно поворачивая голову в разные стороны. Если усадить малыша и немного поддерживать, он уверенно контролирует положение головы и удерживает равновесие, опираясь на раскрытые кисти. Когда он видит предмет и готовится его взять, рука заранее моделирует захват, пальцы правильно группируются, что создает базу для последующего дошкольного развития мелкой моторики ребёнка.