Воспитание как процесс сопутствует всей истории человечества. Известные археологические находки свидетельствуют: проблемы воспитания детей занимали как обычных родителей, так и бездетных мудрецов с доисторических времен: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются родителей. Видимо, конец мира уже недалек» (жрец Ипувер, Египет, 1700 год до н.э.). Как заставить ребёнка слушаться родителей? Надо ли его заставлять, или личное счастье важнее? Какой стиль воспитания выбрать? Современные медиа-авторитеты предлагают вместо привычных классификаций семейного воспитания новые позиции. Знакомимся: мать-тигрица, отец-волк, мама-дельфин, мать-дракон и другие варианты современных родителей.
Стили воспитания
Если спросить окружающих, какого стиля придерживались в их семье, то конкретный ответ получить будет непросто: родители в процессе взращивания ребёнка, как правило, о методологии не задумываются, а действуют интуитивно. Кто-то берет за основу отношение своих собственных родителей, кто-то идет «от противного» или комбинирует желаемые и негативные варианты.
Хотя каждая семья по-своему уникальна и может при ближайшем рассмотрении предложить свои нюансы и взгляды на методы выращивания молодежи, классификаций стилей семейного воспитания меньше, чем семей. В целом они основываются на способах удовлетворения потребностей ребёнка и ожиданиях родителей.
Характерные модели отношения родителей к ребёнку в целом описывают одни и те же феномены. Например, по Д. Баумринд, в семье возможны три модели воспитания:
- Авторитарная
Методы воспитания жесткие, требования суровые, наказание за проступки неизбежно, самостоятельность ограничена. От ребёнка ждут, что он вырастет послушным, отличным исполнителем, с серьезным отношением к делу и личной ответственностью за все. По факту дети с сильным характером активно сопротивляются такому стилю и стремятся как можно раньше покинуть родной дом, дети более уступчивые вырастают робкими, несамостоятельными и замкнутыми личностями. И бунтари, и тихие дети во взрослом возрасте, тем не менее, могут копировать стиль воспитания и тиранить детей, супругов и пожилых родственников из-за потребности в компенсации за непростое детство;
- Авторитетная
Эта модель выглядит оптимальной, ее еще называют демократическим стилем воспитания или сотрудничеством с детьми. Эта модель прекрасна для формирования гармоничной личности: теплые взаимоотношения в семье, учет мнения каждого сочетаются с контролем и воспитанием личным примером. Поощряется самостоятельность, растет уверенность ребёнка в себе, умение общаться с окружающими и решать проблемы. Однако применять ее с раннего возраста специалисты не советуют: маленьким детям необходимы порой довольно строгие рамки, требования по соблюдению общественных норм и правил поведения. К кризису трехлетнего возраста авторитетное воспитание не подходит, увы;
- Либеральная
Данная модель еще называется попустительской. Снисходительность родителей ко всем проявлениям характера ребёнка, безусловная любовь, не знающая слова «нет» приводит к появлению избалованных, эгоцентричных, конфликтных и довольно ленивых взрослых, склонных попадать в неприятные истории, асоциальные группы. Хотя есть и исключения: из некоторых детей, воспитанных в условиях полной свободы, независимости и родительской поддержки во всем вырастают творческие личности с активной позицией и высоким уровнем самореализации. Но это — редкость, и зависит от врожденных особенностей характера.
Данная триада дополняется другими авторами: Э. Маккоби и Д. Мартин выделяют еще и индифферентную модель, иначе — попустительскую или гипоопеку. Крайняя форма такой модели — безнадзорность. Ребёнок предоставлен самому себе, у него нет ограничений и правил, но нет и внимания и поддержки со стороны взрослых. Каким вырастет человек — зависит от внесемейных условий: при удачном педагоге в дошкольном или образовательном учреждении, хорошей компании друзей возможны чудеса. Но гармоничная личность в такой ситуации — скорее исключение, чем правило.
Разные авторы выделяют разные стили воспитания детей, и 6, и 8, и 12. Существуют понятия «воспитание в стиле кумира семьи», «кронпринца», Золушки, модель «ежовых рукавиц», культа болезни… Есть и национальные особенности: для Японии, например, характерно сочетание либерального стиля до пяти лет и достаточно жесткого и требовательного воспитания детей постарше. Ну а классический стиль с шутливым названием «идише мама», характерный для многих народов (в российском варианте это «мать-наседка» со своими культурными вариациями: потворствованием чаду и минимумом требований), знаком каждому хотя бы по анекдотам. При этом, несмотря на недовольство детей и множество шуток, модель «еврейской мамы» позволяет детям расти достаточно успешными личностями.
В основном стили основаны на сочетании вышеописанных или усилении отдельных аспектов процесса. Также, как и новые модели, которые пропагандируют современные родители, считающие своих детей самыми успешными, счастливыми, любимыми, самыми-самыми.
Знакомьтесь, мать-тигрица!
Эми Чуа, профессор Йельского университета, автор нашумевшей книги о воспитании детей, коренная китаянка. Она открывает для читателей мир восточноазиатских воспитательных обычаев, поставляющий сегодня удивительно целеустремленных, трудолюбивых и зачастую исключительно способных молодых людей, умеющих адаптироваться в обществе и при этом сохранять свои традиции. Так это выглядит снаружи и оценивается статистикой: количество китайских студентов в самых престижных учебных заведениях в последние годы очень выросло, дочери самой Чуа учатся в Гарварде и Йеле. Как же вырастить такого же умного, талантливого и при этом послушного родителям ребёнка?
Многие не понимают, как китайским родителям удается выращивать хрестоматийно-успешных детей. Люди интересуются, что же такого делают китайцы, почему у них вырастает столько гениев в математике и музыкальных вундеркиндов... Я могу поделиться информацией, так как знаю, каково это. Вот что входит в список запретов для моих дочерей Софии и Луизы:
- ночевки у друзей;
- посещение детских праздников;
- участие в школьных спектаклях;
- жалобы на то, что им нельзя принимать участие в школьных спектаклях;
- просмотр телевизора и компьютерные игры;
- выбор внеклассных занятий по своему желанию;
- любые оценки, кроме пятерок;
- не быть отличниками по всем предметам, кроме физкультуры и театрального искусства;
- играть на любом музыкальном инструменте, кроме фортепиано и скрипки;
- не играть на фортепиано и скрипке.
В то время, как большинство американских родителей уверены, что главная задача — помогать ребёнку развиваться, а еще «показывать, что учиться — это весело», Эми Чуа, и вместе с ней множество других взрослых знают, что дети всегда могут учиться еще лучше, что их достижения в учебе — показатель хорошего воспитания, а если ребёнок не лучший в классе, то это родители не справляются со своими обязанностями. Например, китайцы, по сравнению с родителями «западного направления воспитания» тратят на домашние задания детей и зубрежку материала примерно в 10 раз больше времени. И «кто принес пятерку с минусом — тот опозорил свою семью».
Целеустремленность, жесткость требований (внеклассное занятие может быть только одно, и это одно должно принести медаль за успехи. Разумеется, золотую), система суровых наказаний, а также истерики, крики, угрозы, подкуп, ложь, критика и постоянный, ежеминутный контроль — признаки крайней, экстремально выраженной авторитарной модели воспитания. Почему же она работает с множеством китайских детей?
Во-первых, даже в семье «матери-тигрицы» обнаружился бунтарь: одна из дочерей в подростковом периоде начала протестовать против жестких рамок и выбрала теннис вместо навязываемого матерью занятия. И в родительской семье Эми Чуа случались отклонения от выбранного пути, правда, успешные. То есть происходит вынужденная коррекция модели.
Во-вторых, в таких семьях, помимо жесточайших условий, существует и высокая цель, и авторитетный пример: дети видят, как трудятся родители, сколько вкладывает в их воспитание мать, есть многочисленные примеры успешных (в деловом отношении) взрослых, которые прошли через подобную «дрессировку» в детстве. И да, это выражение любви и стремления к лучшему будущему для ребёнка. Это тоже ощущается.
В-третьих, эта модель наиболее характерна для стран с азиатской культурой и менталитетом, где, к примеру, у подростков практически нет выраженного возрастного кризиса: не принято. Авторитарное воспитание существует в большинстве семей и альтернативы, мягко говоря, не приветствуются.
Тем не менее, исследования показывают: при смене места жительства в семьях иммигрантов из Восточной Азии через 2-3 поколения стиль воспитания смягчается, «демократизируется», уходят невероятно жесткие рамки, и 6 часов игры на скрипке каждый день сменяются чирлидингом или бейсболом по выходным. Закалка характера, подготовка к будущим сверхтрудностям оказываются не такими уж и нужными, если ты живешь не в джунглях или в сверхструктуризированной системе, в которой неумение различать цвета в 6 месяцев может означать невозможность поступить в университет. А в восточноазиатских странах набирает масштабы феномен хикамори — молодых людей, отказывающихся от работы, социальной жизни, не покидающих дом и живущих за счет родителей.
Эми Чуа подверглась жестокой критике со стороны основной массы родителей и специалистов за невероятную жестокость. Однако часть родителей (и бездетных людей, сожалеющих, что в детстве их желаниям слишком попустительствовали и не направляли твердой рукой) считают метод «мамы-тигрицы» действенным, правильным, хотя и очень энергозатратным. Вложить большую часть своей жизни исключительно в формирование будущего детей — своего рода подвиг, хотя взамен китайские родители ожидают, что за этот подвиг дети будут всю жизнь с ними расплачиваться. Видимо, поэтому в Китае не существует института домов для пенсионеров: престарелый родственник не может жить вне семьи, это немыслимый позор для всех.
В позиции Эми Чуа действительно много правильных мыслей, особенно в противопоставлении американизированному стилю воспитания, где принято постоянно хвалить детей, восторгаться малейшим усилием, поощрять заниматься только тем, что приносит удовольствие, давать ребёнку множество прав и минимум обязанностей. На фоне всеобщего либерализма «мать-тигрица» выглядит обвинителем попустительства и флагманом успешного воспитания. По оценкам психологов, множественные неврозы, повышенная агрессия и замкнутость молодых китайцев в США — последствия именно таких методик. Все хорошо в меру.
Счастливые и успешные дети матери-дельфина
После выхода книги о «матери-тигрице» в тренд вошли названия стилей воспитания по ассоциации с миром животных: папа-панда, мать-медведица, отец-волк… Противопоставляя или дополняя свой метод стилю Эми Чуа, разные родители предлагают свой опыт и отстаивают эффективность правил и взглядов на взращивание детей.
Как вырастить счастливых и успешных детей, не превращаясь в «мать-тигрицу»? Об альтернативном опыте рассказывает Шими Канг: свой стиль воспитания миссис Канг назвала «путем дельфина». Детский психиатр, мать троих детей, она противопоставляет метод «тигров» своей модели. Ее рассказы, правила и ситуации: следование за ребёнком, предоставление ему возможности выбора, учет мнения, обучение самостоятельности и, в то же время, приучение к правилам и метод личного примера, описываемые доктором Канг в стиле историй и метафор, указывают на выбор ею наиболее удачного стиля воспитания для детей от 4-5 лет: авторитетного.
Наверное, вы думаете: «Неужели она и правда знает, в чем секрет правильного воспитания детей?» Мой ответ: «Да». Я знаю этот секрет, и вы его тоже знаете. Секрет родительства в том, что никакого секрета не существует. Универсального рецепта нет. Если вам вдруг показалось, что вы наконец выработали заветную волшебную формулу, подождите пару лет: ваш ребёнок подрастет и изменится, или у вас появится еще один, и вам придется воспитывать этого ребёнка совсем иначе.
В анализе принятых стилей воспитания Шими Канг не только подразделяет родителей-тигров на подтипы «вертолетов», «газонокосилок», «снегоочистителей», «пузырьковых пленок» (соответственно, модели, при которых взрослые «парят и контролируют», «изничтожают негативные проявления», «удаляют все препятствия с пути ребёнка» или «обволакивают заботой»), но и выделяет новые метафорические названия.
Например, отец-волк как пример авторитарного стиля отличается жестокостью и склонностью выращивать гиперсамостоятельных и ответственных за свое поведение, здоровье и даже жизнь детей: запрет лезть в розетки будет подкреплен опытом контакта с электричеством, почему не стоит ходить без шапки и куртки в мороз, ребёнок прочувствует после ангины и т. п. Зато ото всех нападок со стороны такой отец и сам защитит, и научит ребёнка защищаться, причем не дожидаясь явной агрессии.
Мать-медведица, женская «альтернатива» отца-волка, — распространенный медийный персонаж, встречающийся и в реальной жизни. В кино нам показывают женщин, активно защищающих ребёнка от реальной или вымышленной опасности, в жизни такой метод воспитания также присутствует: противостояние «я и мой ребёнок против окружающего мира», достаточно агрессивные попытки защитить от возможных нападок и неурядиц, сплоченность и подготовка ребёнка к борьбе за свои права, нередко в ущерб социальным навыкам, образованию и общению со сверстниками. Прекрасная мать для выживания в постядерном апокалипсисе, но довольно ущербный вариант воспитания для обычной жизни.
Другой вариант несколько нестандартного, но полностью оправданного стиля воспитания, — мама-дракон. Эмили Рэпп, автор книги “Poster Child” (двойной смысл — «ребёнок с плаката» и «пропавший ребёнок»), описала модель отношений родителей к ребёнку со смертельным диагнозом: свобода от ожиданий, надежд и требований, яростная и всепоглощающая любовь и отсутствие будущего. Жизнь «здесь и сейчас», и никаких родителей-тигров в окружении.
Мать-медуза, по метафорической терминологии, мягкотела и следует либеральнейшему стилю воспитания: вроде бы нет, нельзя мороженое вместо обеда (прогулять сегодня школу, получить двадцать пятый набор Лего), но если уж ты так просишь, то можно.
Родитель-дельфин в этой классификации — оптимальный вариант. Он сам ведет здоровый и осмысленный образ жизни, показывая детям путь к счастливой, успешной и здоровой жизни.
…сохранение равновесия, следование интуиции, личный пример, поддержка и сопровождение — самые эффективные инструменты родительства. Это наши естественные инструменты, именно так мы и должны себя вести, и за использование их мы вознаграждаемся матерью-природой.
Родитель-дельфин воспитывает ребёнка в существующем мире, реагируя на его изменения. Современность требует большого количества социальных контактов? Мы будем активно создавать вокруг своей семейной ячейки «общину» из людей со схожими ценностями, обучать детей пользоваться интернетом, социальными сетями, получать информацию из СМИ.
Как становится понятно, данный стиль ни в коей мере не предлагает счастливо следовать устремлениям ребёнка, играя в волнах неподалеку от малыша. Дельфин — существо социальное, наделенное интеллектом и способное к адаптации, и родители-дельфины нацелены на успешность и достижение высокого положения в обществе для детей, но не через жестокость, а при поддержке и поиске методик самомотивации ребёнка.
Интересно, что к данной методе сама Шими Канг пришла, когда сыну было 6 лет и он стал отказываться заниматься игрой на фортепиано. Явные признаки «тигриного» стиля, отмечаемые самой Канг, пришлось искоренять в своей собственной семье.
Несмотря на уверенные утверждения, логичность, множество примеров из психиатрической и личной практики, метод матери-«дельфина» критикуют за некоторую расплывчатость и невозможность «пощупать» результаты. Ни медалей, ни выступления дочери в Карнеги-Холле, как у миссис Чуа, ни результатов Олимпиад. Следование своей интуиции? Осмысленный образ жизни? Метод естественного направления ребёнка кажется простым и неоформленным: нет инструкций, правил на каждый случай, количества часов для игры на скрипке, нет гарантированного результата. Но это совсем не означает, что «путь дельфина» повторить легко.
Родительство само по себе непростой процесс. Воспитывать методом личного примера означает брать на себя ответственность за то, каким вырастает ребёнок, не перекраивая его личность. И это, пожалуй, самый сложный путь воспитания. Но он же, как говорят специалисты, и самый действенный. Хочешь счастья и успеха своим детям — начни с воспитания самого себя.
Оценка стиля воспитания по тестам
Стиль воспитания действительно играет большую роль в формировании личности ребёнка. Совсем неплохо понимать, получается ли влиять на дите в пределах нормы, не зашкаливают ли требования или, наоборот, не слишком ли много ненужной свободы и ответственности лежит на ребёнке.
Для самостоятельной оценки можно воспользоваться онлайн-тестами на стили воспитания и общения. Наиболее распространены тесты по Р. В. Овчаровой и методика АСВ (Анализ современных взаимоотношений) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса. При выборе теста надо обращать внимание на возраст: многие опросники составляются для родителей детей-дошкольников и подростков и отличаются вопросами и результатами интерпретации.
Проективные методики — невероятно интересный и достаточно правдивый и полный материал для тех родителей, кто хочет лучше узнать и своего ребёнка, и самих себя. По тесту «Моя семья», например, можно узнать, насколько хорошо себя чувствует ребёнок, как он воспринимает отношение взрослых к нему и друг к другу, какие избытки или недостаточности в воспитании есть в конкретной семье. Важно не просто выдать карандаши и попросить нарисовать семью, но и присутствовать при самом процессе: имеет значение и порядок рисования, и паузы, и стирания, и комментарии в процессе. А вот направлять процесс изображения не надо.
По рисунку семьи («нарисуй нашу семью, пожалуйста») можно оценить и стили воспитания. Например:
Стиль гиперопеки: первым делом ребёнок нарисует самую значимую в его жизни фигуру, того, кто его постоянно опекает, при этом фигура этого родителя (или обоих, или бабушки) будет крепко держать ребёнка за руку, возможно, смотреть на него. Цветовая гамма одежды малыша и родителя тоже будет очень похожа.
Стиль гипоопеки: чаще всего при таком воспитании дети «забывают» нарисовать себя. А при расспросах по окончании рисования придумывают истории, в которых они «ушли гулять», «остались в школе на занятиях» и т. п. Альтернативный вариант — фигура ребёнка есть на рисунке, но обозначена контурами, находится в стороне от семейной группы, в ее одежде есть холодные тона и очень мало деталей. Ребёнок на рисунке «сам по себе», отделенный от семьи.
Стиль «кумир семьи»: как положено в детском возрасте, рисунок начинается с фигуры себя. Однако размеры ребёнка не уступают взрослым, а то и превосходят, он находится в центре рисунка, а родители — поодаль. Одежда кумира яркая, детализированная, нередко с «королевскими регалиями» (короной на голове или символическими признаками власти). Родительские фигуры одеты буднично.
Стиль безнадзорности чаще всего не способствует рисованию: дети отказываются от рисунка. А если он и появляется, то оказывается нарисованным в формате «маленький одинокий петух», как у Карлсона: маленькая фигурка ребёнка где-то в углу листа.
Стиль Золушки: если в семье есть сиблинг, вызывающий ревность из-за привилегированного положения (новорожденный или просто более любимый ребёнок), то на рисунке он будет в центре семьи, большого размера, наделенный вниманием родителей. Себя автор изобразит несколько поодаль, подчеркивая обделенность и одиночество. Ревность может выражаться в неяркой и недетализованной одежде соперника, однако размеры и расположение его фигуры четко укажут, кого, по мнению ребёнка, в семье предпочитают.
Стиль «ежовых рукавиц» может выражаться по-разному в зависимости от количества давления, которое испытывает ребёнок. Того члена семьи, который «держит в ежовых рукавицах» автора рисунка, может не быть на изображении, взамен могут присутствовать посторонние люди, не доставляющие дискомфорта давлением и требованиями. Значимая фигура довлеющего взрослого может быть изображена с большим, чаще открытым ртом, пальцами-когтями или совсем безо рта и рук — так ребёнок пытается хотя бы на бумаге защитить себя.
Проективные методики — не только способ интерпретации ситуации «здесь и сейчас». Хорошо предлагать ребёнку рисовать семью, себя, друзей несколько раз с перерывами, в особенности после значимых событий (переезда, поступления в школу, выхода мамы на работу, появления в семье новорожденного, развода). Так можно отслеживать и психологическое состояние детей, и корректировать свои воспитательные методики — как ни удивительно, но дети, как объекты воспитания, наши промахи способны не только замечать, но и отображать на бумаге. А возможность заметить и скорректировать свои ошибки — первый шаг к гармоничному стилю, помогающему ребёнку расти лучше, а взрослым — ощущать себя хорошими родителями.