Прошлый год начался с пандемии. Неизвестный ранее коронавирус стал причиной нового варианта атипичной пневмонии в худшем случае или немного непривычного в своих проявлениях ОРВИ в лучшем. Не считая, конечно, основной массы заразившихся, но бессимптомных граждан.
Человечество быстро обнаружило, что против нового вируса лекарства нет, поэтому стало пробовать все, что могло бы подойти для лечения. Врачи и ученые занялись поиском спасения от вируса среди препаратов традиционной медицины, основанной на результатах научных исследований, клинических испытаний и достижениях фармацевтических компаний. А сторонники нетрадиционной, альтернативной, народной медицины принялись проверять свои «дошедшие до нас из глубины веков и проверенные тысячелетиями» средства.
Так что уже в первые месяцы пандемии интернет-ресурсы стали заполняться советами на предмет использования имбиря, чеснока и разнообразных китайских травяных сборов и прочих даров природы из арсенала альтернативной медицины.
Что сегодня нам известно о фитотерапии как методе лечения COVID-19 или хотя бы профилактики коронавирусной инфекции, выяснял MedAboutMe.
Лекарственные травы и вирусы
Попытки лечить вирусные инфекции лекарственными травами ведутся очень давно. По мере развития науки поклонники фитотерапии перешли от наблюдений за больными, которых врачевали «травками» в разных видах, к экспериментам в лаборатории. Ученые научились выделять действующие вещества тех или иных растений и определять, как именно реагируют на них вирусы.
В своей статье, опубликованной в сентябре 2020 года, ученые из University of Bradford собрали данные о противовирусной активности некоторых лекарственных трав и грибов. Согласно этим данным, можно говорить о следующих дарах природы, которые в разной степени обладают противовирусной активностью:
- Черноголовка обыкновенная (Prunella vulgaris) — средняя противовирусная активность и выраженные противовоспалительные свойства.
- Чеснок (Allium sativum) — средняя противовирусная активность и очень слабые противовоспалительные свойства.
- Имбирь аптечный (Zingiber officinalis) — средняя противовирусная активность и выраженные противовоспалительные свойства.
- Гриб шиитаке (Lentinus edodes) — выраженная противовирусная активность и сильный противовоспалительный эффект.
- Гриб маитаке (Grifola frondosa) — средняя противовирусная активность и очень слабые противовоспалительные свойства.
- Водный экстракт трутовика лакированного (Ganoderma lucidum) — выраженная противовирусная активность и сильный противовоспалительный эффект.
- Спиртовой экстракт водоросли хлореллы зеленой (Chlorella vulgaris) — выраженная противовирусная активность и сильный противовоспалительный эффект.
- Гриб чага (Inonotus obliquus) — средняя противовирусная активность и очень сильный противовоспалительный эффект.
Об эффективности выделенных из растений компонентов было заявлено в отношении вируса Коксаки, гепатитов В и С, вируса простого герпеса (ВПГ) и иммунодефицита человека (ВИЧ), вируса гриппа и респираторно-синцитиального вируса (РСВ).
Фитотерапия коронавирусной инфекции
Конечно, велись исследования и в отношении коронавирусов.
Простудные коронавирусы
Сначала ученые интересовались обычными простудными коронавирусами. Так, в отношении коронавируса HCoV-22E9 есть данные о высокой противовирусной активности сайкосапонинов (тритерпеновых гликозидов), выделенных из таких растений, как володушка (Bupleurum spp.), норичник (Scrophularia spp.) и др. Эти соединения влияют на способность вируса взаимодействовать с рецепторами на клетках организма-хозяина, то есть, позволяют предотвратить инфицирование на ранних стадиях.
SARS-CoV-1
Но простудные коронавирусы общим числом 7 штук не вызвали бы такого пристального внимания ученых, если бы не SARS-CoV-1, который стал причиной вспышки атипичной пневмонии SARS в 2002-2003 гг.
В отношении коронавируса SARS-CoV-1 известно, что определенную ингибирующую (угнетающую жизнедеятельность) активность демонстрируют, например, ликорин из ликориса лучистого (Lycoris radiata), полынь однолетняя (Artemisia annua), пиррозия язычная (Pyrrosia lingua) и др.
Естественными ингибиторами некоторых ферментов коронавируса 2002-2003 гг. являются фенольные соединения из вайды красильной (Isatis indigotica), флавоноиды аментофлавон из торреи орехоносной (Torreya nucifera), мирицетин и скутеллареин и др.
Наконец, есть данные об эффективности даже не конкретных соединений, а прямо-таки водного экстракта гуттуинии (Houttuynia cordata). Он ингибирует вирусные ферменты протеазу и полимеразу, без которых невозможна репликация вируса.
MERS-CoV
Группа ученых из Китая и США в октябре 2020 года опубликовала статью, в которой приводят данные для еще одного печально известного коронавируса — MERS-CoV.
Так, известно, что spike-белок MERS-CoV успешно блокируется дигидротаншиноном из красного шалфея (Salvia miltiorrhiza), уабаином — алкалоидом, содержащимся в паре африканских растений и гриффитсином из красных водорослей. Доказана также ингибирующся роль силвестрола из деревьев рода Aglaia.
Травы и пандемический коронавирус SARS-CoV-2
На данный момент нет подтвержденных исследованиями доказательств эффективности каких-либо фитопрепаратов или грибов против коронавируса SARS-CoV-2.
Есть отдельные сообщения по поводу отдельных флавоноидов из калгана лекарственного (Alpinia officinarum) и некоторых других трав, но речь идет пока о самых разных белках коронавируса, но не о spike-белке.
Есть данные о том, что фитоэстрогены (даидзин, генистеин, формононетин и биоханин А) связываются с человеческим белком теплового шока HSPA5, который нужен коронавирусу SARS-CoV-2, чтобы запустить процесс заражения клетки. Связываясь с HSPA5, они тем самым останавливают процесс инфицирования.
Так называемые малые молекулы из имбиря, куркумы и калгана взаимодействуют с некоторыми доменами spike-белка коронавируса, то есть потенциально они тоже могут быть ингибиторами вируса.
Египетские ученые из Arid lands Cultivation Research institute в 2020 году опубликовали очень предварительные результаты исследования, согласно которым 8 природных полифенолов (кверцетин, нарингенин, кофеин, олеуропеин, эллаговая кислота, бензойная кислота, ресвератрол и полифенолы галловой кислоты) тоже могут с высокой долей вероятности угнетать жизнедеятельность коронавируса, связываясь с некоторыми белками его оболочки.
То есть, исследования в этой области уже ведутся, но результатов, которые можно было бы применить на практике, пока нет.
В Китае традиции народной медицины очень сильны. Власти одобряли и поддерживали применение лекарственных трав, начиная с первых дней пандемии. По мнению китайских ученых, эмпирическая терапия лекарственными травами в некоторой степени позволила остановить распространение коронавирусной инфекции.
Есть важный момент: фитопрепараты применяются китайцами для облегчения симптомов COVID-19. Это не «лекарства от коронавирусной инфекции», это фитотерапия для борьбы с пневмонией и другими ее осложнениями.
Самыми популярными травами и плодами, которые китайцы используют для лечения COVID-19, являются корень солодки (Glycyrrhiza glabra L.), корень шлемника байкальского (Scutellaria baicalensis), корневище пинеллии (Pinellia ternata), плоды форзиции (Forsythia Suspensa) и косточки абрикоса (Prunus armeniaca L.).
Фитотерапия или лекарства?
Следует понимать, что в бытовом плане, когда мы говорим о лечении чего бы то ни было фитопрепаратами, мы имеем в виду чаще всего БАД с экстрактами тех или иных растений, а вовсе не их активные компоненты, которые изучали исследователи и которые указаны в выше приведенных списках. А экстракт, по сути, это не только этот ценный компонент (в весьма небольшой концентрации), но и еще десятки, если не сотни других веществ. И чем обусловлен эффект фитотерапии — обычно сказать сложно.
Кроме того, в идеальных лабораторных условиях клетки, заражаемые вирусом, находились в свободном доступе как для вируса, так и для потенциальных лекарств. В организме все устроено намного сложнее, так что быть уверенным, что нужный компонент экстракта доберется до коронавирусных частиц — нельзя.
Можно ли использовать опыт Китая? Возможно, как дополнение к основной терапии и с четким пониманием, что фитотерапия в данном случае только позволяет облегчить симптомы заболевания. Но не предотвратить заражение и не уничтожить вирус.
Так что в случае коронавирусной инфекции вопрос выбора между фитопрепаратами и лекарствами пока не стоит. Да, у человечества еще нет лекарства, специфического для SARS-CoV-2, а COVID-19 лечат «сборной солянкой» из уже известных лекарственных средств, отобранных методом проб и ошибок. Однако лекарства более специфичны по сравнению с фитопрепаратами, а механизм их действия понятен врачам (в большинстве случаев). А как работают «травки» — во многом остается загадкой даже для самих фитотерапевтов.
«Что касается COVID-19, то следует осторожно относиться к дезинформации, особенно из соцсетей, об эффективности народных средств. Многие фитопрепараты и иные средства альтернативной медицины предлагаются для лечения без соблюдения даже минимума требований по их безопасности, без доказательства их качества и эффективности. Применение продуктов, не прошедших тщательное исследование, для лечения коронавирусной инфекции может создавать ложное чувство безопасности и отвлекать их от соблюдения базовых мер профилактики COVID-19: от мытья рук и соблюдения социальной дистанции. Кроме того, самолечение и само по себе представляет риск для пациента».