Привычки у детей должны формироваться под тщательным контролем со стороны родителей. Они должны учитывать индивидуальные особенности ребёнка и соответствовать его возрасту. На сегодняшний день не существует единой воспитательной системы, обеспечивающей быстрое и эффективное закрепление привычки детей к основам гигиены и чистоты. Однако последовательность и терпение со стороны взрослых помогут ребёнку закрепить необходимые навыки. На что же необходимо обратить внимание в первую очередь?
Когда следует начинать формировать правильные привычки у детей?
Когда ребёнок рождается, он так мало умеет и основная задача родителей — обучить его всему. Следует помнить, что эволюционные процессы не всегда протекают плавно. Всплески активного познания окружающей среды чередуются с возрастными кризисами, когда кажется, что ребёнок приостанавливает свое развитие.
Формирование привычки у детей раннего возраста имеет свои тонкости. Родителям необходимо помнить, что в основе каждой из привычек лежит навык. Закреплению навыков очень способствует методичное, правильное и медленное повторение взрослыми одного и того же действия до тех пор, пока ребёнок не поймет и не сможет самостоятельно повторить данную манипуляцию. Только после того, как навык в полной мере освоен, то есть ребёнок выполняет нужное действие довольно быстро и хорошо, может идти речь о процессе становления привычки детей. Приучение ребёнка к выполнению этих простых действий должно осуществляться под постоянным контролем со стороны родителей, но носить спокойный и доброжелательный характер.
Отлично выполненное единожды действие еще не позволяет говорить о формировании хорошей привычки, еще одним условием правильного развития ребёнка является получение им удовольствия от выполненного действия или его результата. Хорошим стимулом в закреплении навыков и стремлении к многократному их повторению служит похвала. Хорошие привычки должны сопровождаться только положительными эмоциями, тогда шанс, что они станут неотъемлемой частью характера ребёнка, будет выше. Родителям необходимо обратить внимание на игровую форму обучения, поучительные и интересные истории, рассказы из личного детства.
Базовые привычки детей раннего возраста: учим ходить на горшок
Одним из основных навыков раннего возраста у детей является умение самостоятельно ходить на горшок. Именно формирование этой привычки вызывает у многих родителей жаркие споры о том, когда же необходимо приучать ребёнка к нему. Сложность данного процесса в том, что он требует хорошей координации, определенной физиологической зрелости, а также своевременного реагирования родителей на сигналы детского организма.
Следует помнить, что мышечные сокращения стенок мочевого пузыря и стенок кишечника непроизвольны. Постоянный выход мочи и кала останавливают только сфинктеры, работу которых контролирует сам человек. Самостоятельно регулировать работу мочевого пузыря ребёнок начинает в возрасте полутора лет. Поэтому раньше этого возраста надеяться на формирование устойчивой привычки в приучении к горшку не стоит.
Однако нельзя игнорировать и присутствие у детей условных рефлексов. Они могут проявиться в том случае, если ребёнку, уже умеющему сидеть, предложить сходить на горшок спустя определенное время после приема пищи или питья. В случае положительного результата следует помнить, что это явление все же временное и привычкой не является, а значит, относиться к нему следует соответственно. Не стоит ругать ребёнка и выказывать ему свое недовольство из-за нарушения обязательного правила посещения горшка.
Если ребёнок более склонен к усвоению информации в игровой форме, приобретите два горшка — один ребёнку, а второй — плюшевому «другу». Малыш быстрее разберется в тонкостях процесса. Ведь давно замечено, что в детском саду дети быстрее осваивают горшок, так как срабатывает принцип перенимания опыта у коллектива.
Иногда у детей случаются регрессы, когда ребёнок 2-3 лет, уже хорошо освоивший горшок, вдруг отказывается на него ходить. Это естественный ход развития ребёнка и он часто идет не только по нарастающей. Этот период быстро пройдет, если родители проявят больше терпения, не будут высмеивать и ругать ребёнка. Тактичность и усиление контроля будут лучшими помощниками в данной ситуации. Может, в данный период ребёнку понравится идея с детской накладкой на унитаз — ведь это шанс почувствовать себя совсем взрослым, только необходимо заранее позаботится о подставке для ног.
Прививаем хорошие привычки: как научить чистить зубки?
Раньше считалось, что молочные зубы не нуждаются в особом уходе, ведь они носят временный характер и скоро сменятся постоянными. Однако современные стоматологи единодушно утверждают, что зубы ребёнка нуждаются в тщательном уходе с момента их появления.
Еще беззубым малышам можно предложить специальный резиновый массажер, который надевается на палец взрослого и аккуратно массирует десны. Тем детям, у которых уже есть один или несколько зубов, можно приобрести первую зубную щетку с мягкой щетиной. Для снятия налета рекомендуется чистить зубы два раза в день без использования зубной пасты. Процедуру в этом возрасте должен осуществлять кто-либо из родителей. Ее регулярное повторение будет способствовать формированию привычки детей начинать и заканчивать день заботой о зубах.
Если ребёнок проявляет интерес к зубной щетке, следует позволить взять ее в руки, попробовать самостоятельную чистку. Для того, чтобы это занятие не вызвало отрицательных эмоций нужно обеспечить правильный размер щетки с наличием у нее толстой, эргономичной ручки, подходящей для детской ладошки. Пасту следует приобретать ту, которая соответствует возрасту ребёнка. Выдавливать нужно малое количество и сразу учить сплевывать ее, хорошо прополоскав рот.
Для ребёнка дошкольного возраста интересным решением может стать приобретение электрической зубной щетки. Она обладает хорошим качеством чистки и, несомненно, подогреет интерес к процессу, а также развлечет детей, закрепляя у них хорошие привычки. Следует как можно раньше познакомить ребёнка с зубной нитью, ведь пища, застрявшая между зубов, плохо вычищается щеткой. Кроме того, дети не всегда могут верно оценить источник дискомфорта, и еда может надолго оставаться в полости рта, повреждая эмаль и вызывая кариес.