Гиперактивность детей – мифы и реальность

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

В настоящее время гиперактивность у детей не является редкостью. Ребёнок с нарушениями эмоциональной сферы испытывает сложности во время общения и обучения — ему трудно концентрировать внимание на чем-то одном, усидеть на месте, выполнять инструкции взрослых.

Несмотря на то, что описание синдрома гиперактивности является предельно ясным, зачастую родители подменяют ею детскую эмоциональность, подвижность, любопытство и неусидчивость. К чему нужно быть готовым матери и отцу, если специалисты диагностируют у ребёнка проявление гиперактивности? Каким мифам в данной области не стоит верить? Ответы на эти и другие вопросы можно получить из данной статьи.

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?

Гиперактивный ребёнок — болен

Гиперактивный ребёнок — болен

Данный диагноз ребёнку может поставить только специалист, опираясь на физиологическое и психологическое исследование его состояния. Термин «гиперактивность» прочно вошел в обиход среди педагогов, учителей, родителей. Взрослые взяли привычку называть так каждого ребёнка, который обладает активностью, не любит выполнять задания, требующие волевых и интеллектуальных затрат. Такое отношение к детям является неправильным и приводит к следующим последствиям:

  • родители переживают за детское здоровье и тревожные мысли не позволяют им наблюдать, как ребёнок растет, развивается, взрослеет;
  • мать и отец перестают помогать ребёнку познавать окружающий мир. Вместо этого, они присматриваются к нему, стараются ограничивать активность;
  • родители ругают детей за то, что те ведут себя шумно или подвижно, и, вместо того, чтобы направлять их энергию в нужное русло, стараются привлечь к спокойным, но скучным и неинтересным занятиям;
  • ребёнок чувствует, что с ним что-то не так, потому что взрослые не принимают его природу такой, какая она есть. В результате такого отношения у детей может сформироваться отрицательное мнение о себе, низкая самооценка, слабый уровень адаптации к детскому коллективу.

Гиперактивность и синдром дефицита внимания имеют место, когда данный диагноз окончательно поставлен специалистом — неврологом. Он является достоверным и точным, в случае, если:

  • активность мышц ребёнка является избыточной — он никогда не сидит на месте;
  • у него нет интереса ни к одному из дел, которые когда-либо предлагали родители. Даже слишком активный ребёнок, без диагноза «гиперактивность», способен 5-10 минут заниматься делом, которое его по-настоящему увлекает. Гиперактивные дети физически не способны удерживать внимание такое количество времени;
  • он трудно поддается обучению, у него есть проблемы с памятью.

Родители должны показать ребёнка нескольким специалистам, прежде, чем диагностировать у него данное заболевание. Кроме этого, важно изучить наследственность — может быть, он является подвижным, будучи похожим на одного из родителей. Возможно, взрослые не приучили его выполнять интеллектуальные задания, и они ему просто неинтересны. Окружающий мир увлекает его намного сильнее, поэтому он не желает сосредотачивать внимание на буквах, цифрах, разгадывать ребусы и решать головоломки.

Следует задуматься над наличием у ребёнка гиперактивности, если в истории его рождения и раннего развития имели место следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность;
  • кислородное голодание плода;
  • угроза выкидыша у матери;
  • переживание стресса женщиной во время беременности;
  • малый вес ребёнка после родов;
  • трудные, затяжные, стремительные роды;
  • неблагоприятные или опасные условия жизни малыша;
  • переживание психологической травмы в детском возрасте.

Чем скорее родители удостоверятся в том, что у ребёнка есть гиперактивность, тем лучше они смогут помочь ему: обратятся к специалисту и подберут лечение, позволяющее малышу или школьнику чувствовать себя лучше и быть спокойнее, получат рекомендации о том, как правильно общаться с ним, как воспитывать, что можно и что нельзя делать в семье.

Дети должны быть спокойными и послушными

Гиперактивность — это жизнь в постоянном движении и отсутствие контроля над собой. Прежде, чем диагностировать у детей гиперактивность, следует принять то, что ребёнок, развивающийся в соответствии со своей природой, должен быть активным и шумным.

Случай из практики

Родители привели на прием ребёнка — мальчика 5 лет — жалуясь на то, что он доставляет неудобства родственникам и педагогам в детском саду навязчивостью, постоянными вопросами, невнимательностью и непоседливым поведением. Родители поделились своими страхами о том, что они подозревают о наличии у ребёнка гиперактивности и синдрома дефицита внимания. В кабинет также завели старшую сестру мальчика — ей было 7 — и попросили ее тихонько посидеть на стуле. Диагностика и работа с маленьким клиентом оказалась предсказуемой и несложной: он подробно и развернуто отвечал на все вопросы, дополнял их собственными размышлениями, очень интересовался всем, что находится в психологическом кабинете. Мальчик не сидел на месте — его привлекали игрушки на полках и книги, пейзаж за окном «заставил» подойти поближе и рассмотреть все, что там находится. Психолог также очень заинтересовал ребёнка — мальчик спрашивал, сколько ему лет, есть ли у него дети, и во что он больше всего любит играть. Ребёнок, которого привели на прием, подозревая у него гиперактивность и дефицит внимания, вел себя абсолютно нормально и естественно — так, как положено малышу в пятилетнем возрасте. Большую тревогу вызывала его сестра: девочка сидела неподвижно на стуле, так, как ей и сказали, смотрела в одну точку напротив себя, иногда, медленно, двигала пальцами рук. Других движений она не совершала. Все в ней — от выражения лица до неподвижности  тела — свидетельствовало о внутренней «заморозке» чувств, запоздалых физических реакциях, психическом напряжении. В результате последующей работы, догадки о диагнозе девочки подтвердились — она имела серьезные эмоциональные нарушения, которые требовали неотложной психологической коррекции.

Помощь ребёнку и родителям

Помощь ребёнку и родителям

Не все подвижные дети — гиперактивные, а детское послушание и спокойствие совсем необязательно свидетельствует о психологической стабильности и правильном развитии.

Что следует делать взрослым, если они удостоверились в том, что ребёнок страдает гиперактивностью?

  • нельзя ругать его за подвижность и то, что он не в силах контролировать себя;
  • детей с малых лет нужно приучать к четкому распорядку дня;
  • хорошо, если гиперактивный ребёнок найдет такое занятие, которое будет вызывать у него искренний, продолжительный интерес;
  • не стоит отказываться от медикаментозного лечения, если врач настоятельно советует его;
  • психологическая коррекция детям с гиперактивностью помогает адаптироваться в обществе, научиться управлять собой.

Дети очень устают от своей чрезмерной подвижности. Что могут сделать родители, чтобы помогать им расслабляться?

  • научить правильно выражать эмоции, говорить о своих желаниях;
  • записать на массаж, занятия детской йогой;
  • научить отдыхать самостоятельно — с помощью мысленных образов, аудиосказок, медитаций;
  • ввести в жизнь ребёнка курс телесно-ориентированной терапии;
  • развивать мелкую моторику;
  • успокаивать, но не ругать во время истерики;
  • учить ждать своей очереди, соблюдать правила игры.

Читайте также

Малыш–катастрофа: как справиться с гиперактивностью детей?
Дети слишком активны и их сложно уговорить посидеть спокойно? Возможно, это гиперактивность. Что делать в этой ситуации?
Гиперактивные дети: особенности развития и поведения в школе
Гиперактивный ребенок и школа – рассмотрим, что такое гиперактивность и как справиться с этим явлением.
Как облегчить состояние при гиперактивном мочевом пузыре?
Какие проверенные меры профилактики помогут уменьшить симптомы гиперактивного мочевого пузыря у женщин?
Как научить активных детей концентрации и усидчивости?
Как развить у детей усидчивость? Методы развития внимательности и концентрации.
Золотые советы от педиатров: как кормить ребенка правильно
Что лучше давать ребенку с утра, а что - вечером? Подходит ли детям раздельное питание и стоит ли запивать малышам пищу водой?
Как справляться с гиперактивным ребенком?
Эффективные рекомендации родителям гиперактивных детей.
Опубликовано 25.09.2018 17:15, обновлено 17.04.2020 18:25
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Чем опасна вагинальная атрофия: не только сухость и боль

Сухость, боль, частые инфекции и ухудшение самочувствия: почему развивается атрофия стенок влагалища и как её лечат?

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

20 продуктов для иммунитета: рекомендуют диетологи

Диетологи рекомендуют эти продукты для крепкого иммунитета и стройности