В настоящее время гиперактивность у детей не является редкостью. Ребёнок с нарушениями эмоциональной сферы испытывает сложности во время общения и обучения — ему трудно концентрировать внимание на чем-то одном, усидеть на месте, выполнять инструкции взрослых.
Несмотря на то, что описание синдрома гиперактивности является предельно ясным, зачастую родители подменяют ею детскую эмоциональность, подвижность, любопытство и неусидчивость. К чему нужно быть готовым матери и отцу, если специалисты диагностируют у ребёнка проявление гиперактивности? Каким мифам в данной области не стоит верить? Ответы на эти и другие вопросы можно получить из данной статьи.
Гиперактивный ребёнок — болен
Данный диагноз ребёнку может поставить только специалист, опираясь на физиологическое и психологическое исследование его состояния. Термин «гиперактивность» прочно вошел в обиход среди педагогов, учителей, родителей. Взрослые взяли привычку называть так каждого ребёнка, который обладает активностью, не любит выполнять задания, требующие волевых и интеллектуальных затрат. Такое отношение к детям является неправильным и приводит к следующим последствиям:
- родители переживают за детское здоровье и тревожные мысли не позволяют им наблюдать, как ребёнок растет, развивается, взрослеет;
- мать и отец перестают помогать ребёнку познавать окружающий мир. Вместо этого, они присматриваются к нему, стараются ограничивать активность;
- родители ругают детей за то, что те ведут себя шумно или подвижно, и, вместо того, чтобы направлять их энергию в нужное русло, стараются привлечь к спокойным, но скучным и неинтересным занятиям;
- ребёнок чувствует, что с ним что-то не так, потому что взрослые не принимают его природу такой, какая она есть. В результате такого отношения у детей может сформироваться отрицательное мнение о себе, низкая самооценка, слабый уровень адаптации к детскому коллективу.
Гиперактивность и синдром дефицита внимания имеют место, когда данный диагноз окончательно поставлен специалистом — неврологом. Он является достоверным и точным, в случае, если:
- активность мышц ребёнка является избыточной — он никогда не сидит на месте;
- у него нет интереса ни к одному из дел, которые когда-либо предлагали родители. Даже слишком активный ребёнок, без диагноза «гиперактивность», способен 5-10 минут заниматься делом, которое его по-настоящему увлекает. Гиперактивные дети физически не способны удерживать внимание такое количество времени;
- он трудно поддается обучению, у него есть проблемы с памятью.
Родители должны показать ребёнка нескольким специалистам, прежде, чем диагностировать у него данное заболевание. Кроме этого, важно изучить наследственность — может быть, он является подвижным, будучи похожим на одного из родителей. Возможно, взрослые не приучили его выполнять интеллектуальные задания, и они ему просто неинтересны. Окружающий мир увлекает его намного сильнее, поэтому он не желает сосредотачивать внимание на буквах, цифрах, разгадывать ребусы и решать головоломки.
Следует задуматься над наличием у ребёнка гиперактивности, если в истории его рождения и раннего развития имели место следующие факторы:
- наследственная предрасположенность;
- кислородное голодание плода;
- угроза выкидыша у матери;
- переживание стресса женщиной во время беременности;
- малый вес ребёнка после родов;
- трудные, затяжные, стремительные роды;
- неблагоприятные или опасные условия жизни малыша;
- переживание психологической травмы в детском возрасте.
Чем скорее родители удостоверятся в том, что у ребёнка есть гиперактивность, тем лучше они смогут помочь ему: обратятся к специалисту и подберут лечение, позволяющее малышу или школьнику чувствовать себя лучше и быть спокойнее, получат рекомендации о том, как правильно общаться с ним, как воспитывать, что можно и что нельзя делать в семье.
Дети должны быть спокойными и послушными
Гиперактивность — это жизнь в постоянном движении и отсутствие контроля над собой. Прежде, чем диагностировать у детей гиперактивность, следует принять то, что ребёнок, развивающийся в соответствии со своей природой, должен быть активным и шумным.
Родители привели на прием ребёнка — мальчика 5 лет — жалуясь на то, что он доставляет неудобства родственникам и педагогам в детском саду навязчивостью, постоянными вопросами, невнимательностью и непоседливым поведением. Родители поделились своими страхами о том, что они подозревают о наличии у ребёнка гиперактивности и синдрома дефицита внимания. В кабинет также завели старшую сестру мальчика — ей было 7 — и попросили ее тихонько посидеть на стуле. Диагностика и работа с маленьким клиентом оказалась предсказуемой и несложной: он подробно и развернуто отвечал на все вопросы, дополнял их собственными размышлениями, очень интересовался всем, что находится в психологическом кабинете. Мальчик не сидел на месте — его привлекали игрушки на полках и книги, пейзаж за окном «заставил» подойти поближе и рассмотреть все, что там находится. Психолог также очень заинтересовал ребёнка — мальчик спрашивал, сколько ему лет, есть ли у него дети, и во что он больше всего любит играть. Ребёнок, которого привели на прием, подозревая у него гиперактивность и дефицит внимания, вел себя абсолютно нормально и естественно — так, как положено малышу в пятилетнем возрасте. Большую тревогу вызывала его сестра: девочка сидела неподвижно на стуле, так, как ей и сказали, смотрела в одну точку напротив себя, иногда, медленно, двигала пальцами рук. Других движений она не совершала. Все в ней — от выражения лица до неподвижности тела — свидетельствовало о внутренней «заморозке» чувств, запоздалых физических реакциях, психическом напряжении. В результате последующей работы, догадки о диагнозе девочки подтвердились — она имела серьезные эмоциональные нарушения, которые требовали неотложной психологической коррекции.
Помощь ребёнку и родителям
Не все подвижные дети — гиперактивные, а детское послушание и спокойствие совсем необязательно свидетельствует о психологической стабильности и правильном развитии.
Что следует делать взрослым, если они удостоверились в том, что ребёнок страдает гиперактивностью?
- нельзя ругать его за подвижность и то, что он не в силах контролировать себя;
- детей с малых лет нужно приучать к четкому распорядку дня;
- хорошо, если гиперактивный ребёнок найдет такое занятие, которое будет вызывать у него искренний, продолжительный интерес;
- не стоит отказываться от медикаментозного лечения, если врач настоятельно советует его;
- психологическая коррекция детям с гиперактивностью помогает адаптироваться в обществе, научиться управлять собой.
Дети очень устают от своей чрезмерной подвижности. Что могут сделать родители, чтобы помогать им расслабляться?
- научить правильно выражать эмоции, говорить о своих желаниях;
- записать на массаж, занятия детской йогой;
- научить отдыхать самостоятельно — с помощью мысленных образов, аудиосказок, медитаций;
- ввести в жизнь ребёнка курс телесно-ориентированной терапии;
- развивать мелкую моторику;
- успокаивать, но не ругать во время истерики;
- учить ждать своей очереди, соблюдать правила игры.