В настоящее время в России каждый пятый ребёнок страдает гиперактивностью в той или иной степени. Такие дети отличаются чрезвычайной импульсивностью, неусидчивостью, повышенной двигательной активностью. Данный недуг на языке медиков называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Его симптомы чаще встречаются у мальчиков и обнаруживаются в возрасте от 3 лет.
Гиперактивные дети заметно выделяются в коллективе. Они не могут долго играть в одни и те же игрушки, много двигаются, требуют к себе повышенного внимания, не доводят начатое дело до конца, как правило, эмоционально неустойчивы.
Особенности ребёнка с диагнозом СДВГ
Точно утверждать, что у ребёнка наблюдается гиперактивность, можно только после длительного наблюдения его специалистами. Отдельные признаки СДВГ есть у многих детей. Но для постановки этого диагноза должно совпадать достаточно много симптомов.
Для гиперактивных детей характерны:
- суетливость в движениях;
- беспокойный сон;
- отсутствие усидчивости и терпения;
- чрезмерная разговорчивость;
- проявление нетерпения;
- невнимательность;
- небрежность в выполнении поставленной задачи;
- невозможность концентрации внимания на деталях;
- трудности в коммуникации;
- рассеянность;
- отсутствие самодисциплины;
- желание что-то сломать, разрушить, вступить в конфликт.
Возможным признаком гиперактивности также является желание ребёнка непременно брать в руки любые предметы, отсутствие заинтересованности в прослушивании сказок, неумение составлять из слов завершенные предложения.
В школьном периоде особенности ребёнка с гиперактивностью проявляются еще больше. Такие дети обычно страдают:
- повышенной обидчивостью;
- заниженной самооценкой;
- раздражительностью;
- повышенной возбудимостью;
- неумением работать в коллективе;
- вспышками агрессивности;
- трудностями в развитии мелкой моторики;
- нелогичностью поступков;
- нежеланием подчиняться установленным правилам.
Лечение детей с СДВГ требует комплексного подхода, а его результат зависит не только от профессионализма врачей, но и от осознания родителями того, что гиперактивность не делает ребёнка плохим. Просто к нему нужно относиться более внимательно и с большей заботой.
Гиперактивные дети — кто виноват и что делать?
Отклонения в психологическом развитии ребёнка могут проявиться по следующим причинам:
- неблагоприятная беременность: вредные привычки, стрессы, неправильное питание, прием лекарственных препаратов могут негативно сказаться на внутриутробном развитии плода и отразиться на будущем здоровье ребёнка;
- гипоксия и асфиксия плода, преждевременные роды;
- нестабильная психологическая атмосфера в семье;
- неправильное воспитание ребёнка;
- наследственные факторы.
В воспитании гиперактивных детей крайне важно относиться к ним спокойно. Разговоры на повышенных тонах, грубые нравоучения, наказания лишь усугубят проблему. Все члены семьи должны строить свои отношения с таким ребёнком в едином ключе: с целью создания вокруг него благоприятной эмоциональной обстановки.
Действия взрослых, воспитывающих гиперактивного ребёнка, должны быть направлены на повышение его самооценки, выработку навыков самоорганизации и самодисциплины. Для этого можно использовать самые простые методы планирования.
Например, развешать по детской комнате информационные листы с теми делами, которые сегодня должен сделать ребёнок (вымыть посуду, убрать за собой постель, прибрать игрушки, сделать домашнее задание). При этом можно использовать систему поощрений. Будет полезно вовлекать малыша в коллективные игры и общение с другими детьми, предварительно обговорив с ним правила поведения.
Так как дети с диагнозом СДВГ очень активны, с ними нужно как можно чаще заниматься физкультурой и спортом, чтобы полностью удовлетворять их потребность в движении.
Три направления работы с гиперактивными детьми
Реабилитационная практика показывает, что работать с дошкольниками и школьниками, которым был поставлен диагноз СДВГ, нужно в трех направлениях:
- формирование правильной функции психики;
- отработка коммуникативных способностей;
- работа с гневом.
Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, данные цели должны достигаться с помощью нестандартных решений, а занятия проходить в виде простых игровых заданий. Начинать лучше с выработки усидчивости и внимательности, чего в первую очередь не хватает таким детям.
Большое значение в коррекции поведения малышей с неустойчивой психикой имеет работа с детским психологом. На первом этапе это будут индивидуальные занятия, в которые со временем должны включаться и другие дети. Такой тренинг должен строиться в форме игры с эмоциональным фоном, приемлемым для ребёнка. Игры, организованные психологом, снимают эмоциональное напряжение и агрессию, повышают концентрацию внимания, учат самостоятельно разрешать спорные ситуации.
Лечение детей с гиперактивностью
Терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности всегда основана на личных особенностях ребёнка. Одним может быть показана психокоррекция, другим необходимо медикаментозное лечение, третьим потребуется комплексная помощь.
- Медикаментозные способы.
Данный способ терапии используется редко, лишь в самых сложных случаях. Врач, как правило, назначает ноотропные препараты, активизирующие обменные процессы в нервных клетках. Они оказывают целевое воздействие на отдельные функции головного мозга, помогая вернуть психике равновесие и снизить влияние негативных эмоций на поведение ребёнка. Лекарства используются только в небольших дозах и строго под контролем врача.
- Психотерапия.
Лечение детей со сложными формами гиперактивности отличается комплексным подходом: медикаментозную терапию дополняют работой с психологом или психотерапевтом. Специалисты корректируют уровень тревожности и страхов у детей, помогают снять психологическое напряжение, обучают социальному общению.
- Изменение образа жизни.
Особенностью ребёнка с признаками СДВГ является его неспособность доводить до логического завершения любое начатое дело. Поэтому родителям таких детей нужно пересмотреть образ жизни семьи и составить правильный распорядок дня с возможностью максимального контроля ребёнка.
Не последнее значение в терапии имеет соблюдение режима сна и бодрствования, полноценное питание, прогулки на свежем воздухе, достаточные физические нагрузки.
Таким образом, при лечении детей с гиперактивностью должна использоваться продуманная система, дающая возможность корректировать поведенческие функции ребёнка и решать задачи его общего оздоровления.