Дети с гиперлексией часто начинают читать сами, без особого обучения, причём достаточно рано. Они также могут читать намного больше, чем принято в их возрасте, но с трудом понимают прочитанное. Такие малыши преуспевают в навыке расшифровки написанного слова и его произношении, но испытывают трудности с пониманием. Это состояние часто связано с расстройством аутистического спектра (РАС), но не всегда. Узнайте больше о гиперлексии, включая её признаки, диагностику и лечение.
Что такое гиперлексия?
Термин гиперлексия был придуман в 1967 году и обычно характеризуется четырьмя признаками. К ним относятся развитые навыки чтения, раннее возникновение навыка чтения без обучения, явное предпочтение букв и книг и наличие сопутствующего расстройства развития нервной системы.
Гиперлексия — противоположность дислексии у детей, проблем с восприятием букв и цифр. Хотя оба состояния означают проблемы с чтением.
«Когда этот термин был впервые использован, еще в 1960-х годах, гиперлексия специально использовалась для описания детей с отклонениями в развитии нервной системы, которые также демонстрировали превосходные навыки чтения», — объясняет Лаура Джастис, профессор психологии, эксперт в области речи и слуха. — «Существуют разные способы определения (или диагностики) гиперлексии, наиболее распространённым из которых является различие между когнитивными способностями и способностями к чтению, так что способности к чтению превосходят ожидаемые на основе познания».
Гиперлексия и аутизм
Спустя пятьдесят лет после того, как впервые был введен термин «гиперлексия», это состояние связывают с аутизмом и часто называют одной из умственных способностей, часто встречающихся у детей с расстройством аутистического спектра. Однако учёным еще предстоит определить, как это именно связан РАС и атипичное приобретение навыков чтения.
«Дети с таким сильным интересом к буквам любят читать слова, но у них проблемы со смыслом», — говорит Роберт Насиф, психолог, специализирующийся на аутизме. — «Эта характеристика характерна для аутистов. Дети с аутизмом часто узнают слова, но с трудом понимают смысл текста или абзаца».
В целом, гиперлексия действительно тесно связана с аутизмом: 84% детей с гиперлексией идентифицируются как дети с аутистическим спектром. Тем не менее, только от 6 до 14% детей с диагнозом РАС будут иметь гиперлексию (University of Montreal) . Гиперлексия также может возникать вместе с другими нарушениями развития нервной системы.
Признаки и симптомы гиперлексии
Наиболее очевидная и распространенная черта, связанная с гиперлексией, — ускоренное чтение слов. Следующим наиболее распространенным является сильное увлечение буквами, другими печатными формами, а иногда даже цифрами.
Иногда родители замечают, что их маленький ребёнок как будто очарован буквами, как другие малыши становятся одержимыми грузовиками, поездами, мячами и так далее. Дети с гиперлексией начинают интересоваться буквами ещё до того, как начинают изучать звуки: их привлекают коды, зашифрованные буквами.
Исследования изображений головного мозга также показывают, что у людей с гиперлексией области мозга, связанные с обработкой изображений, могут иметь большую активность.
Как только дети с гиперлексией начнут читать или расшифровывать слова в книгах, они кажутся окружающим талантливыми малышами: чтение быстро становится беглым. Однако у них возникают проблемы с базовыми языковыми навыками. Другими словами, они могут читать на высоком уровне в раннем возрасте, но не могут понять, что они читают.
Эксперты считают, что структура и предсказуемость алфавита являются частью привлекательности букв, слов и книг для детей с гиперлексией. Для них чтение — это повторяющееся, ограничительное поведение, основной целью которого является декодирование, а не понимание.
Оценка навыков чтения у детей с гиперлексией также указывает на склонность к очень хорошим зрительно-перцептивным навыкам, например, скорость распознавания букв, мысленное сложение чисел.
Диагностика гиперлексии
Гиперлексия часто присутствует в очень раннем возрасте. Фактически, некоторые дети с гиперлексией демонстрируют продвинутые навыки чтения в возрасте от 2 до 4 лет, а порой и ещё раньше.
По данным исследования учёных Университета Монреаля, родители могут заметить увлечение своего ребенка буквами уже с 18 месяцев. Например, ему может нравиться играть с магнитными буквами. Если это — основное увлечение малыша, стоит обратиться к специалисту.
Врач может оценить способность к чтению, определить, интересуют ли ребёнка другие виды игр, реагирует ли он на своих родителей или интересуется игрой с другими детьми. Все эти характеристики помогают нарисовать клиническую картину и уточнить, есть ли у ребёнка гиперлексия или, возможно, другое нарушение развития.
Если ваш ребёнок уже старше, он очень хорошо произносит слова и читает книги, присмотритесь, особенно если он научился читать вне типичного социального контекста. Для детей с гиперлексией чтение — это то, что они делают в одиночку и часто приобретают этот навык самостоятельно. Если вы заметили такую особенность у ребёнка, поговорите со специалистом или попросите направление на более специализированную оценку.
Хотя специального теста на гиперлексию не существует, невролог, психиатр или нейропсихолог (предпочтительно) может определить признаки гиперлексии у ребёнка, поговорив с ним.
Часто родители и учителя так сильно сосредотачиваются на сильных сторонах учащихся, что не замечают проблем с пониманием текстов. Если ваш ребёнок очень рано начал читать, следует проверить его понимание прочитанного.
Просите его пересказывать текст или задавайте конкретные вопросы, связанные с текстом, особенно если у него есть другие трудности с обучением.
Также важно отметить, что в большинстве случаев гиперлексия не возникает сама по себе. Ребёнок с гиперлексией может также иметь другие трудности в обучении или поведенческие проблемы.
Кроме того, гиперлексия не имеет чёткого определения в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5). Вместо этого гиперлексия указана как часть расстройства аутистического спектра.
Терапия гиперлексии: что можно сделать?
Хотя эффективное и точное декодирование слов является необходимой частью чтения, это не единственный навык, необходимый для академического успеха. Учащиеся также должны быть в состоянии понять то, что они читают, а также интегрировать то, что они прочитали, в свою домашнюю работу и другие школьные занятия, чтобы добиться успеха.
По этой причине детям с гиперлексией, скорее всего, придется работать с различными специалистами, такими как логопеды и нейропсихологи, чтобы научиться решать свои проблемы с чтением.
Важно отметить, что не существует определенного способа лечения гиперлексии.
По рекомендации экспертов Американской ассоциации изучения речи, языка и слуха, может быть полезно думать об детях с гиперлексией как о «читателях швейцарского сыра». Другими словами, их навыки чтения на первый взгляд кажутся прекрасными, но есть пробелы, связанные с пониманием, которые становятся более заметными по мере того, как они становятся старше, а их учёба становится сложнее.
В целом, детям с гиперлексией может потребоваться логопедическая терапия, практика общения и консультации, обучающие их, как понимать то, что они читают. Кроме того, они могут испытывать частые перегрузки при переключении от буквенных кодов к цифровым и звуковым — всё то, что нужно в школе при чтении, счёте и активном слушании учителя. Ребёнку с гиперлексией может быть полезно научиться приёмам расслабления и снятия стресса — о них можно прочитать в статье «Триггеры стресса у детей: какие бывают и как помочь ребенку».
Использованы фотоматериалы Shutterstock