Об опасностях городского транспорта ходят легенды. Если верить слухам, стоит зайти в салон автобуса или в вагон метро, как человека атакуют полчища вшей, патогенных вирусов и бактерий. MedAboutMe разбирался в мнимых и реальных опасностях инфекций в общественном транспорте.
Инфекции в общественном транспорте: статистика
Страх заразиться чем-нибудь опасным, проехавшись в метро или автобусе, имеется у всех горожан, кто вынужден пользоваться общественным транспортом. В период эпидемий этот страх растет. В 2003 году, в период эпидемии тяжелого острого респираторного синдрома (SARS), жители Тайваня были настолько напуганы, что ежедневный пассажиропоток в Тайбэе — одной из бизнес-столиц мира — упал на 50%. Для большого города, живущего бизнесом, это катастрофа. Аналогичные последствия на Тайване наблюдались только во время разрушительных тайфунов.
Но и вне эпидемий горожане обмениваются слухами о многочисленных инфекциях, которые витают в воздухе, оседают на поручнях, ползают по сидениям — и только и ждут, чтобы наброситься на беззащитную жертву.
Подавляющее большинство особо опасных заболеваний невозможно подхватить в обычном автобусе. Хотя бы потому, что далеко не все возбудители способны выжить в нем. Например, совершенно точно нельзя заразиться вирусом Эбола — для его передачи требуется контакт с жидкостями зараженного человека. Аналогичная ситуация и с ВИЧ или с бактериями, которые вызывают такие тяжелые заболевания, как некротический фасциит, например.
Чаще всего в транспорте встречаются возбудители массовых вирусных заболеваний. Следует также помнить о туберкулезе, который в нашей стране весьма распространен.
Туберкулез в воздухе
Риск передачи палочки Коха (возбудителя туберкулеза) при наличии источника (человека с открытой формой туберкулеза) возрастает в условиях скученности и плохой вентиляции. Исследования, проведенные в Южной Африке, показали, что ежегодный риск заражения туберкулезом для пассажиров маршрутных такси составляет от 3,5 до 5%. Минимальные риски подхватить палочку Коха — у пассажиров поездов. Расчеты выявили связь между плотностью дыхательных контактов (проще говоря, между количеством человек в ограниченном пространстве транспортного средства) и вероятностью передачи инфекции.
Эстафету исследований в области транспортного туберкулеза подхватили инфекционисты из Перу. Они доказали, что максимальному риску заражения туберкулезом подвергаются пассажиры городских автобусов в час пик, а также люди, которые работают на общественном транспорте. Причем для последних риски заражения туберкулезом превышают риски для обычного человека в 2,7-4,5 раз. Более того, опасность подхватить туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) на 14% выше, чем обычную палочку Коха, которая успешно лечится распространенными препаратами.
Однако не все так ужасно, как может показаться на первый взгляд. Конечно, палочка Коха — довольно устойчивый микроорганизм. На мебели она может сохраняться на протяжении нескольких месяцев, плавать в сыром молоке до 2 недель, ее нельзя выморозить или уничтожить спиртом, кислотой или щелочью. Но обычный солнечный свет для нее губителен: под прямыми лучами палочка Коха гибнет в течении нескольких минут, а в рассеянных — за несколько дней. Это значит, что в автобусах, которые ездят и днем, и вечером (и при этом не имеют тонированных стекол), туберкулезной палочке долго не прожить. В этом случае основные риски заражения связаны с наличием источника инфекции в толпе — больного человека с активной формой болезни.
Вирусы на поручнях
Исследование показало, что поездки в общественном транспорте в 6 раз повышают риск развития ОРВИ в следующие 5 дней, по сравнению с безопасным сидением дома. Но выявлен интересный парадокс: те, кто ездит в общественном транспорте каждый день, оказываются намного более защищенными от вирусной атаки в закрытом вагоне, чем «случайные» пассажиры. Иммунная система у «ежедневных» обитателей автобусов, троллейбусов, трамваев и метро уже привыкла к разнообразным инфекциям, витающим в вагонах, и научилась с ними справляться, даже не сообщая об этом своему обладателю. А иммунной системе «новичков» все эти напасти малознакомы, поэтому они заболевают чаще.
Вши на сидениях
Люди с разнообразными ОРВИ и туберкулезом в нашем транспорте ездят. И риски подхватить инфекцию действительно существуют. Они не настолько велики, как заразиться от коллеги по офису или от собственного ребёнка, принесшего грипп из школы. Но они, безусловно, есть.
А вот вши, переползающие с сидений метро на нежные чистые тела добропорядочных граждан — это как раз городская легенда, миф. Дело в том, что вши могут существовать только на коже человека. Причем это насекомые с крайне узкой специализацией. Человеческие вши избрали для себя два основных региона обитания: головные кормятся исключительно на голове, а яйца свои крепят к волосам, платяные вши ходят кормиться на кожу, но обитают только на одежде. Наконец, есть еще отдельный подвид — площица, она же — лобковая вошь. Ее интересует только область лобка, площица совершенно не приспособлена к жизни на других участках тела.
Вши не покидают свое место обитания. Им надо есть каждые 3-4 часа, а без еды они умирают на вторые сутки. При этом питаться они могут только человеческой кровью и только в тех местах, где живут. Таким образом, представить себе путешествующую в окружающем мире по доброй воле вошь — невозможно. Нельзя подхватить в транспорте и гнид — яйца вшей. Они настолько прочно прикреплены к волосам, что не могут внезапно оторваться и упасть на сиденье в метро.
Самый распространенный вариант заражения вшами — контакт голова к голове. Совместный сон, совместные игры, обмен шапками и расческами (один из путей заражения детей в школе), общие подушки — в этом случае риски есть и они высоки. В общественном транспорте настолько близкие контакты обычно не возникают. Тем более у нас в стране проводится политика негативного отношения к вшам, в отличие от некоторых других стран мира, поэтому и доля зараженных граждан довольно низка.
Борьба за чистый воздух в транспорте
Подавляющее большинство людей развитых стран предпочитают жить в городах. Мегаполисы же устроены так, что миллионы граждан вынуждены регулярно, изо дня в день пользоваться общественным транспортом. В наше время наука, наконец, озадачилась защитой людей не только в откровенно вредных условиях, но и в обычной жизни, в быту. Уже существует множество эффективных устройств для клиник и для квартир, которые позволяют успешно бороться с самыми разными возбудителями болезней.
Наступает черед и автобусов, маршруток, поездов и др. Сегодня самый безопасный вид общественного транспорта в отношении инфекционных заболеваний — самолет. Объясняется это очень просто: в системах вентиляции современных авиалайнеров установлены HEPA-фильтры, которые прекрасно удаляют из воздуха патогенные микроорганизмы, аллергены и пыль. Воздух в салоне обновляется 10-15 раз в час. На втором месте — поезд, благодаря относительно низкой плотности людей в вагоне.
А несколько лет назад группа студентов из Университета Райса продемонстрировала разработанное ими устройство по очистке воздуха от патогенных микроорганизмов в транспорте. Активная система кондиционирования в сочетании с ультрафиолетовыми лампами для обеззараживания воздуха предназначалась для общественных автобусов и других подобных замкнутых пространств. По данным самих разработчиков, устройство уничтожало 99,8% патогенных микроорганизмов, попадающих в систему фильтрации. Возможно, когда-нибудь подобные аппараты станут обыденным элементом общественной безопасности большого города.
5 советов по защите от инфекций в общественном транспорте
- Люди, которые пользуются общественным транспортом изо дня в день, защищены от инфекций намного лучше, чем случайные посетители метро, автобусов, троллейбусов и трамваев. Поэтому, если поездка в общественном транспорте является неожиданностью, следует принять максимум мер защиты от возможных инфекций.
- Общественный транспорт далек от стерильности. Поэтому правила гигиены — это самая надежная профилактики болезней, особенно в сезон ОРВИ, зимой. 15-20 секунд намыливания рук при мытье надежно защищают человека от возможных инфекций, осевших на них. Сушка улучшает очищающий эффект.
- Мытье рук и использование салфеток со спиртовой пропиткой —эти методы уже неплохо предохраняют от транспортных инфекций. Если, не касаясь лица, сначала протирать руки после выхода из транспорта, то риск заражения респираторными инфекциями падает на 20%, а желудочно-кишечными — на 30%.
- Больным людям, которые являются разносчиками инфекции, стоит пожалеть своих сограждан и не ездить в опасный период в общественном транспорте. Радиус распространения инфекции при кашле и чихании составляет от 1,5 до 3,5 м. Если никак нельзя избежать поездки, следует надевать маску, чтобы максимально уменьшить вероятность распространения заразы. Если и маски нет, при чихании и кашле следует использовать бумажные платочки, салфетки, на крайний случай — свой рукав (так рекомендуют американские эксперты в области здравоохранения). Это хоть в какой-то мере защитит вынужденных соседей от контакта с инфекцией.
- Если единственное свободное место находится рядом с активно чихающим и кашляющим человеком, лучше постоять, причем по возможности подальше от источника инфекции, распространяемой воздушно-капельным путем.