Дети очень любознательны и уже с раннего возраста внимательно наблюдают за взрослыми, стараясь им во всем подражать. Им бывает очень интересно, как родители из обычных продуктов могут приготовить вкуснейшие блюда. Нередко ребёнок воспринимает готовку как какой-то хитрый фокус, которому тоже не прочь научиться. На кухне дети могут многое узнать и приобрести полезные навыки, которые пригодятся им и в других сферах жизни. Как правильно задействовать ребёнка в процессе приготовления пищи? Есть несколько практичных советов.
1. Найти время для ребёнка
Начинать обучение на бегу, когда после работы нужно поскорее приготовить поесть и отдохнуть — неправильно. Нехватка времени — одна из основных причин того, что родителям совсем не до кулинарных мастер-классов с детьми. Знакомство с тонкостями кулинарии нужно отложить до более спокойной и расслабленной обстановки. К примеру, выделить 1-2 часа в выходные, когда в увлекательном мероприятии может принять участие вся семья.
2. Начать с малого
Совсем необязательно сразу же вдаваться в сложные детали, объясняя, из каких этапов состоит приготовление супа или запеченного мяса. Детям всегда больше интересны действия и быстрый результат. Если начать с нудной теории, то ребёнок может потерять интерес к готовке. Лучше всего постепенно подключать его к процессу, доверяя сначала простые дела: донести посуду до мойки, помыть за собой чашку, перемешать салат, украсить блюдо, поработать скалкой, просеять муку и пр. Главное, чтобы процесс был для малыша интересен и безопасен. Если ребёнок со всем этим неплохо справляется, со временем можно усложнять задачи. Важно ориентироваться на желания и возможности самого малыша.
3. Рассказать о продуктах питания
Перед тем как готовить, ребёнок должен иметь представление о продуктах питания, из которых он будет готовить. К примеру, не все дети знают о том, где и как растут овощи, откуда берется хлеб или молоко. Полезно об этом прочесть малышу книжки или показать обучающие мультфильмы. Хорошо, если есть возможность свозить ребёнка в деревню, в огород или на местную ферму, чтобы он увидел, где и как получают основные продукты питания. Запланировав приготовить что-либо с ребёнком, можно взять его с собой в продуктовый магазин или рынок, чтобы закупить продукты питания. Пусть ребёнок поможет составить список необходимых покупок.
Желательно с детства приучать детей выбирать правильные и полезные продукты питания, обращать внимания на сезонность овощей и фруктов, читать этикетки, учитывать срок годности и пр. Возможно, все это малыш сразу и не запомнит, но постоянное напоминание и разумное поведение родителей в магазине сделают свое дело, и ребёнок научится следить за здоровым питанием.
4. Подобрать простые рецепты
Ошибочно полагать, что для обучения детей готовке обязательно нужно использовать какие-то определенные детские рецепты. Можно смело знакомить малыша с обычными блюдами, которые легко и быстро готовить. К примеру, сварить яйца, приготовить спагетти или фрикадельки. Детям, которые еще плохо определяют время по часам, полезно использовать маленький таймер. А тем, кто учится читать, можно предложить прочесть и выполнить простой рецепт из яркой кулинарной книги.
Безусловно, всем малышам будет интересно готовить сладкие десерты. Кроме простоты блюда, важно учесть его безопасность для здоровья ребёнка: не стоит увлекаться такими сладкими ингредиентами, как шоколад, сахар, мед, чтобы не спровоцировать аллергию. Один из самых простых рецептов, который может осилить маленький ребёнок: клубника со сметаной и сахаром. Пусть малыш сам вымоет и почистит ягоды, измельчит их ложкой, добавит сметаны и немного сахара.
5. Познакомить детей с правилами безопасности
Территория кухни может быть опасна для ребёнка, особенно во время его обучения кулинарным премудростям. Ни в коем случае нельзя оставлять малыша на кухне без присмотра и желательно заранее познакомить его с элементарными правилами безопасности, начиная с обязательного мытья рук. Стоит договориться с ребёнком о том, что пользование плитой, электроприборами и ножом должно проходить строго под контролем взрослых.
Малышам дошкольного возраста для резки продуктов лучше предложить пластиковые или деревянные ножи. Не помешает напомнить ребёнку о том, как опасно приближаться, а тем более прикасаться к работающей духовке, газовой конфорке и кипящей кастрюле.
Не менее важно проследить за устойчивостью и удобством кухонной мебели для кулинарных экспериментов ребёнка. Если работать за обеденным столом ему неудобно, можно продумать альтернативные варианты, задействовав, к примеру, детский или журнальный столик.
6. Держать все под рукой
Нужно быть готовым к тому, что ребёнок в качестве повара может наделать на кухне немало проблем. Желательно максимально их предвидеть и заранее к ним подготовиться. К примеру, запастись достаточным количеством тряпок, влажных салфеток, фартуков, перчаток, одноразовой посудой и пр. В процессе готовки важно объяснить ребёнку, почему и как необходимо поддерживать на кухне чистоту. На всякий случай, не помешает держать поблизости домашнюю аптечку первой помощи.
7. Сделать процесс увлекательным
Чтобы процесс готовки малышу понравился и запомнился, полезно окружить его интересными и яркими предметами. К примеру, можно использовать красочные столовые приборы, яркую скатерть, термосалфетку для стола или фартук с оригинальным фото и др. Во время приготовления блюда можно в увлекательной манере обучать ребёнка и другим областям, к примеру, основам математики. Для этого продемонстрируйте правила пользования мерными стаканчиками, весами, таймером.
8. Не поддаваться стрессу
В любом деле, которое касается обучения и воспитания ребёнка, необходимо терпение. Нужно понимать, что малыш только начинает постигать азы кулинарии и с первого раза все запомнить ему сложно. Стресс и волнения здесь не уместны: они только отпугнут ребёнка. Не стоит ругать его из-за малейшего неправильного действия. Важно стать для него не строгим порицателем, а мудрым советчиком. Чем сто раз объяснять, лучше один раз хорошо показать. Родители должны понимать, что готовка элементарного блюда вместе с ребёнком может занять намного больше времени, чем обычно. Но важно удержаться от желания выполнить задачу за малыша. Пусть медленно и сложно он справляется сам. При этом нельзя к чему-либо принуждать ребёнка. Нужно дать ему время привыкнуть к процессу готовки и как следует увлечь его.