В дошкольном возрасте, по мере исполнения ребёнку шести лет, родители постепенно задумываются о подготовке к школе. Еще задолго до поступления нужно определиться со многими вопросами не только в плане физического здоровья детей, но и в отношении готовности к обучению с прохождением, при необходимости, специальных подготовительных курсов. Сегодня дети поступают в школу в возрасте 6,5-7 лет, ранее этого возраста считается нецелесообразным с психологической точки зрения начинать школьное обучение. Для определения готовности к школе дети проходят не только диспансеризацию, важно определить — готовы ли они к обучению чисто психологически.
Дошкольный возраст и начало обучения
Ранее, еще в дошкольном возрасте, родители решали с какого возраста ребёнку поступить в школу — с шести лет или с семи. Сегодня врачи и психологи, педагоги пришли к выводу, что не стоит искусственно уменьшать дошкольный возраст, и определять малышей в школу, едва им исполнится шесть лет. Современные учебные нагрузки будут тяжелы для ребёнка, и лишний год, который он проведет в детском саду, позволит в дошкольном возрасте лучше и полнее подготовиться к началу обучения как чисто физически, укрепив иммунитет и проведя профилактику различных заболеваний, так и психологически, обучив ребёнка навыкам письма, чтения и развивая коммуникативные навыки.
Школьный и дошкольный возраст (в периоде, пока ребёнок посещает детский сад или развивающие центры), существенно отличаются по уровню нагрузок и требований, предъявляемых к детям. Поэтому для мягкой адаптации к началу школьной жизни не стоит торопиться с началом обучения, подготовив ребёнка к предстоящим урокам и новому коллективу.
Уделить внимание здоровью детей
Перед началом школьной жизни родителям нужно подумать, прежде всего, о здоровье детей. Современная школа такова, что буквально за первый год обучения малыши могут приобретать массу различных патологий со стороны различных систем и органов. Поэтому важно заранее пройти диспансеризацию и получить рекомендации от врача о том, как укреплять здоровье детей и провести профилактические мероприятия, «натренировать» иммунитет к встрече с новыми инфекциями. За неполный год до школы, если начать заниматься здоровьем детей прямо сейчас, можно провести много полезных мероприятий — вакцинацию от некоторых инфекций, если ребёнок ими не переболел — это ветрянка, корь, краснуха. Также обратить внимание на иммунитет — заняться закаливанием, чтобы к времени поступления в школу он меньше и легче болел.
Предварительное медицинское обследование детей
Вообще, планомерная подготовка детей к обучению школы начинается еще с раннего возраста — с трех лет и ведется до того периода, как ребёнок поступит в первый класс. Врачи проводят в декретированные сроки несколько осмотров с привлечением специалистов — это трехлетний возраст, затем пять лет и за год до начала школьной жизни, в сентябре, когда исполнилось шесть лет. Затем самым основным будет летний осмотр с заполнением медицинской карты и заключениями и рекомендациями по обучению. Привлечение специалистов и лабораторные исследования нужны с той целью, чтобы реально оценить, насколько дети выдержат повышенные нагрузки, особенно если это пограничный возраст в 6,5 лет, и нужно ли им еще год пропустить до школы, чтобы поправить здоровье и окрепнуть.
Если определяются отклонения в психическом или же физическом здоровье детей, врачи будут объяснять родителям, какие мероприятия нужны для профилактики, либо назначают лечение, которое поможет полноценно подготовиться к дальнейшему обучению. Современная школа — это серьезные стрессы, которые дети должны выдерживать, поэтому важно следить за их состоянием как до начала обучения, так и затем, в первые годы. Если вовремя не заметить начинающихся проблем еще в дошкольном возрасте, на протяжении школьного обучения они грозят перерасти в серьезные болезни.
Родителям о готовности к школе
Хотя готовность к школе определяет педиатр, немалую роль в этом играют и родители, которые могут дать ему массу полезной информации, так как наблюдают за ребёнком ежедневно и знают все его особенности. Для подготовленности к школе оценивается биологическая зрелость, которую проще всего оценить по количеству молочных с постоянными зубами. Особенности смены прикуса в комбинации с ростовыми и весовыми прибавками могут дать врачу и родителям много информации.
Кроме того, во многих центрах развития при предварительном тестировании, проводят еще и оценку психофизиологического развития, предлагая детям пройти тесты и собеседование. Сами родители могут провести подобные тесты дома, посмотрев оценку его в интернет. Один из оценочных тестов — Керна-Иерасека, предлагающий ребёнку несколько заданий, оценку которых проводят в баллах. Второй тест — на моторику, его просят вырезать кружки из бумаги на время. Нередко для определения готовности к школе с ребёнком беседует психолог, задавая вопросы на разные темы, оценивая речь, произношение звуков и степень развитости. Если имеются отклонения по данным всех тестов и собеседований, родители получают рекомендации по их коррекции, особенно если возраст ребёнка позволяет еще ему подготовиться к школе.
Какое заключение может получить ребёнок?
В зависимости от всех полученных результатов, после тщательной их оценки, ребёнок может получить заключения в виде:
- Готовность к школе полная, по биологическому возрасту имеется соответствие фактическому, либо есть даже опережение. По оценочным тестам набраны высокие баллы, в беседе ребёнок четко, верно и развернуто отвечает на вопросы, в речи нет дефектов, звуки произносятся без ошибок и отчетливо.
- Условная готовность к школе ставится, если ребёнок набирает по тестам высокий балл, хорошо говорит, но есть отставание в биологическом возрасте.
- Неготовность к школе ставится, когда имеются серьезные отклонения в состоянии здоровья, как психического, так и физического плана. Также важно, если биологический возраст сильно отстает от паспортного, тесты выполнены плохо и есть сложности в общении, речи и дефекты в произношении звуков.
При заключении, полученном в последнем случае, если ребёнку шесть лет или чуть более, он остается в детском саду на год, чтобы пойти в школу через год, созрев и подготовившись. Если же это семилетка, и есть серьезные проблемы, решается вопрос о коррекционных школах или индивидуальном обучении, специальных классах и дополнительных занятиях с педагогами, психологами и логопедами на фоне лечения патологий.