Многие родители мало что знают о том, во что играть со своим малышом и когда следует покупать те или иные игрушки. В каждом взрослом, как только он переступает порог детского магазина, просыпается самый настоящий ребёнок. И хочется купить все! Такое разнообразие в детстве родителей вряд ли было. Для того, чтобы облегчить муки выбора родителям, мы подготовили ряд рекомендаций по выбору игрушек и занятий, подходящих для детей от нуля до двух лет.
Малыш родился!
Самое важное в жизни ребёнка на первом году жизни — общение с мамой и папой. Заменить игрушками живую беседу, ласки и песенки не сможет ни один плюшевый медведь. Дети, привыкшие играть в одиночестве, — это не достижение, и не радость, а беда (в подтверждение данным словам стоит один раз взглянуть в глаза детей из детского дома малютки). Поэтому помним, что никакие игрушки не заменят живых эмоций.
Многие опытные мамы, все как одна, скажут, что малыши больше любят обычные предметы, которые их окружают. Это для нас, взрослых, это просто кастрюля и просто расческа, а для ребёнка — целый неизведанный мир. Что, как не это толкает малыша к познаниям и изучению того, что его окружает. В связи с этим желательно давать ребёнку как можно больше возможностей, разрешая играть с безопасными бытовыми предметами.
При выборе игрушек для младенцев существует золотое правило — чем проще, тем лучше, как для развития, так и для здоровья. Ведь малыш только знакомится с миром, поэтому первая картинка, представленная его взору, должна быть как можно более реалистичной.
Сейчас мы не говорим о том, что родителям ребёнка следует обходить все магазины игрушек стороной. Мы пытаемся донести мысль, что самосвал — хорошо и кубики — отлично, но ограждать его от взрослых предметов не стоит.
Как говорят детские психологи, на первом году жизни малыш должен научиться игрушками управлять/манипулировать. Варианты дорогих электронных игрушек, которые все сами делают (поют, бегают, играют и т. д.), для младенца не подходят, потому что ему не остается только смотреть, как пластиковая собака мигает и гавкает вот уже в сотый раз. Другими словами, игра получается пассивной, ни о каком развитии речи быть не может. Игрушка обязательно должна быть многофункциональной.
Кнопочные игрушки в своей основе имеют функционал, призванный отработать какое-то одно действие (нажимай — получай результат, нажал — получил результат). Давайте возьмем для сравнения обычный «скучный» мяч и не менее «скучную» коробку. Малыш берет мяч (пробует на зуб), а потом прячет его в коробку (отрабатывает навык «входит-выходит»). Затем ему на глаза попадется его ботиночек, пробует засунуть в коробку, но, увы и ах, ничего не получается. Сколько времени пыхтеть и пытаться будет малыш, сказать сложно, все зависит от темперамента, но мозги начнут работать, это точно. Далее это занятие поднадоело, и наш исследователь уже пытается натянуть коробочку на голову мягкому плюшевому коту. И так до бесконечности. Вариантов масса, и все их ребёнок может осуществить сам. Такого полета мысли не даст ни одна дорогая электронная игрушка.
Среди мам очень популярны игрушки, созданные для развития мелкой моторики. Это всевозможные бусины, плашечки, лабиринтики и т. д. Все это полезно, и дети любят такие штучки, но следует отметить, что важно, чтобы эти мелкие детали были не из пластика, а из натуральных материалов и отличались друг от друга по своей фактуре (мягкое-твердое, гладкое-шероховатое и т. д.).
Отлично, если мама рукодельница и может делать игрушки сама! Как говорилось выше, для младенцев они должны быть простыми, поэтому смастерить их самостоятельно не такая уж и проблема.
Ребёнок от года до двух
Дети в этом возрасте (один-два года) — самые настоящие исследователи. Им интересно все! Они получают свой первый опыт, другими словами, набираются эмпирических сведений об окружающем их мире. Малыш путем проб и ошибок выясняет, что песок можно насыпать в ведерко, перевернуть, и получится куличик. А вот если опрокинуть ведро воды, кулич не выйдет. Или, если прыгнуть в лужу, то брызги разлетятся в разные стороны, а если медленно по ней пройти, то такого веселья, увы, не будет.
Поэтому на данном этапе детям нужно дать возможность самостоятельно и обдуманно все изучить. Да, нам, взрослым не нравится, когда занятия ребёнка вносят беспорядок в нашу размеренную жизнь (кому, например, понравится мука, рассыпанная по всей кухне), но для малыша это настоящее открытие. Позвольте им иногда так «шалить». Дайте им кучу газет, пусть разорвут и изомнут. Или большой ватман и пальчиковые краски. Да, хлопотно, но бесценно.
Долгое и пристальное разглядывание одного предмета или явления — это не признак того, что малыш специально вас выводит на эмоции своим нежеланием отвлечься и пойти дальше. Это признак развития интеллекта, которое не одно новомодное пособие не даст.
Так что же с игрушками? Для ребёнка в этом возрасте полезными будут самые простые.
- Каталки (машинки, зверюшки), все то, что можно тащить за собой.
- Коробочки с крышками (можно встретить в магазинах специальные игрушки с крышечками, а можно и дать что-то из бытовых вещей).
- Пирамидки (ребёнок очень любит ставить одно на другое в этом возрасте).
- Кубики, лучше деревянные. Возможно, вашему малышу понравится больше ломать, чем строить.
- Кукла или мягкая игрушка. Дети любят укладывать спать своих «детей», кормить их, лелеять, проявляя таким образом признаки заботы, которые видят от своих родителей (мальчики не исключение, наоборот, следует поддерживать их в этом проявлении).
- Мяч.
- Каталки, на которых малыш сам может ездить, отталкиваясь ногами.
Эти игрушки детям покупать рано
Это можно сказать о наборах для игрового обучения чтению, иностранным языкам и т. д., когда младенцу показывают набор карточек с изображением различных предметов. Возникает вопрос — зачем? Зачем это нужно малышу в два года? Да и в три не нужно. Ребёнок изучает предметы тактильно, явления — эмпирически. Никакая картинка ни о чем ему не скажет, а отвращение к обучению и чтению, возможно, привьет.
Родители, помните, что всему свое время. Это для нас, мам и пап, кажется, что, разбросав игрушки со стола, малыш нахулиганил. На самом деле он познал законы физики. Как по-другому он поймет, что все падает вниз, на пол? По картинке? Любая игра, придуманная ребёнком, не является бессмысленной. Никогда! Он всегда чему-то учится. И нам, взрослым, тоже стоит поучиться у наших детей этой непосредственной любознательности.