Игры, развивающие мышление, являются отличными помощниками в формировании интеллектуальных способностей ребёнка. Мышление — это высшая форма познавательной деятельности, которая позволяет ребёнку понимать закономерности окружающего мира, строить причинно-следственные связи, искать логические цепочки в событиях и т.д. Мышление развивается поэтапно, и очень важно способствовать его совершенствованию с помощью специальных игр и упражнений.
Мышление детей 0-2 лет
До двух лет мышление ребёнка работает исключительно в наглядно-действенной плоскости. Это значит, что малыш способен понять и оценить только то, что он видит воочию. Игры для детей на развитие мышления в этом возрасте должны носить практичный характер. Ребёнку нужно видеть, что он делает, и какой результат это приносит. Стоит направить усилия малыша на решение конкретных задач: складывание пирамидок и кубиков, поиск спрятанных предметов, игры с сортерами, копирование простейших физических движений и т.д.
Мышление детей 2-4 лет
Примерно с двух лет мыслительные процессы ребёнка начинают стремительно совершенствоваться, т.к. в этом возрасте он уже умеет говорить фразами и, следовательно, думает не только наглядно, но и образно. Игры, развивающие мышление для детей 2-4 лет должны направляться на знакомство с такими понятиями, как обобщение, сравнение и анализ. Например, малышам в этом возрасте очень полезно рассматривать картинки, сравнивать изображения и предметы, искать в них сходства и отличия. Интенсивность развития мышления у ребёнка этого возрастного периода во многом зависит от полноценности формирования речевых навыков. Важно расширять активный словарный запас малыша, читать ему рассказы и сказки, знакомить с грамматическими нормами и т.д.
Мышление детей 5-6 лет
С пятого года жизни мышление ребёнка выходит за границы личного опыта, и малыш начинает думать не только о том, что случалось с ним в реальной жизни, но и о том, что могло или может случиться. Именно поэтому многие дети в пятилетнем возрасте превращаются в настоящих фантазеров, которые с удовольствием рассказывают о том, что с ними якобы происходило. Таким образом ребёнок осваивает умение мыслить абстрактно. Для совершенствования этого умения нужно наполнить досуг малыша сюжетно-ролевыми играми, играми-драматизациями и чтением книг.
Кроме того, в 5-летнем возрасте у ребёнка происходит активное развитие логического мышления, которое следует подкрепить с помощью всевозможных ребусов, загадок, головоломок и т.д.