Иностранный как родной: языковое обучение ребенка

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Ребёнок должен знать английский либо немецкий. А еще лучше выучить сразу несколько иностранных языков. Так считают некоторые родители. Когда начать обучение языкам, где и как лучше заниматься и не повредит ли такая нагрузка физическому и психологическому здоровью малыша?

Мотивация родителей и права ребёнка

Родители стараются по возможности раньше начать лингвистическое развитие ребёнка, обучая его иностранным языкам. Мотивация их заключается в следующем:

  • знание языков поможет в будущем получить хорошую профессию и занять достойное место в обществе;
  • владение иностранными языками расширит горизонты общения ребёнка, повысит его уровень социализации.

В некоторых случаях имеет место и мотивы такого типа: «Мой ребёнок лучше всех», которые нередко приводят к тому, что родители слишком «поднимают планку», а это может негативно отразиться на психологическом здоровье малыша.

Поэтому, собираясь учить ребёнка языкам, нужно честно обозначить цель обучения и подумать, готов ли он (в том числе и психологически) к такого рода занятиям? Может быть, имеет смысл учесть права ребёнка на собственный выбор и вместо освоения «полезного» языка развивать иные способности, которые тоже могут быть востребованы в его взрослом будущем?

Как бороться с частыми обострениями герпеса

От частых рецидивов к долгой ремиссии: что действительно помогает в борьбе с герпесом

Развитие ребёнка: когда начинать обучение?

Развитие ребёнка: когда начинать обучение?

Наиболее подходящим для овладения многими знаниями и навыками, в том числе и языковыми, считается возраст от трех до девяти лет. Но в это время развитие ребёнка еще проходит не до конца осознанно. Это означает, что все приобретенные знания и умения, если их не использовать и не повторять, довольно скоро сотрутся из памяти. И восстановить их будет не так просто. Другими словами, в процессе обучения малыша иностранному языку требуется непрерывная языковая практика. И если взрослые не уверены, что у него будет возможность регулярно закреплять навыки разговорной речи, общаясь с окружающими, с обучением лучше повременить.

Изучение другого языка в дошкольном и младшем школьном возрасте способствует:

  • фонетическому развитию ребёнка — способности различать звуки разговорной речи, а также формированию понятия о разнообразии их в окружающей среде;
  • развитию коммуникабельности и умения четко и ясно излагать мысли;
  • развитию мышления, укреплению памяти, появлению способности выполнять несколько задач одновременно.

Тем не менее, если у малыша имеют место логопедические проблемы, вызывающие трудности в использовании родного языка, с освоением иностранного лучше повременить.

Родители и преподаватели: способы обучения иностранным языкам

Существует несколько способов обучения:

  • Один родитель в совершенстве владеет иностранным языком. Так бывает в билингвальных семьях, то есть в тех, в которых родители разговаривают друг с другом на двух языках. Принцип обучения прост — мама, к примеру, общается с малышом исключительно на английском языке, а отец — на русском. Здесь главное — не путать роли.
  • Родители владеют одним языком (родным), а в учебном либо дошкольном учреждении ребёнок осваивает другой. Такой метод обычно используется в семьях иммигрантов либо представителей малых народностей.
  • Родители используют для общения с ребёнком два языка, но разделяют их по определенному признаку — ситуации либо дням недели (один день семья общается только на русском, один — только на английском).
  • Один из родителей владеет языком не в совершенстве, но его знания позволяют общаться на нем с ребёнком на несложные бытовые темы.
  • Ребёнок занимается под руководством преподавателя. Как правило, подобный метод используется в период обучения в школе для закрепления или углубления полученных там знаний.
  • Даже если родители не знают иностранного языка, все равно можно выучить некоторые фразы, чтобы помогать малышу в начале обучения. Например, можно желать ему на английском доброго утра или спокойной ночи, называть предметы и так далее.
  • Обучение ребёнка в группе. Рекомендуется в таких случаях, когда родители не имеют возможности общаться на изучаемом языке. Ребёнок закрепляет полученные знания и навыки, общаясь с другими детьми.

Обучение языкам с точки зрения ребёнка

Обучение языкам с точки зрения ребёнка

Ребёнок воспринимает обучение второму языку как новую игру, возможности которой им еще до конца не изведаны. И чем больше у человека в детстве подобных «развлечений», тем больше он получит возможностей для продуктивного общения во взрослой жизни, что чрезвычайно важно в процессе формирования его мировоззрения.

Человек взрослеет, познавая окружающий его мир. Знания и навыки, полученные в детстве, помогут самореализоваться в мире взрослых. А пока он маленький, владение иностранным языком дает право ребёнку чувствовать свою «особенность» по сравнению с остальными детьми, что тоже неплохо, потому как способствует повышению самооценки.

Основная задача взрослых, самостоятельно занимающихся с ребёнком — заинтересовать, но не загрузить. Дозируйте нагрузки, обучение должно быть комфортным и ни при каких обстоятельствах не принудительным. Учитывайте права ребёнка — правило: «чем больше, тем лучше» здесь не работает.

В процессе обучения специалисты рекомендуют:

  • разговаривать с малышом на изучаемом языке по полчаса каждый день;
  • смотреть мультфильмы, слушать и рассказывать истории;
  • включать в обучение элемент игры;
  • регулярно вводить новые слова, расширяя словарный запас за счет несложных тем — «дом», «семья», «природа» и так далее.

Полезно изучать язык при помощи простых стихотворений и песен. Во-первых, детям легче запоминать рифмованные фразы. А во-вторых — так можно превратить скучное обучение в занимательную игру.

Читайте также

Польза иностранных языков для развития детей
В каком возрасте дети могут наиболее успешно изучать иностранные языки?
Раннее обучение детей иностранным языкам: «за» и «против»
Чтобы от раннего обучения иностранному была польза, нужна правильная организация занятий – без специалиста не обойтись. Когда лучше начинать обучение?
Среднее образование за рубежом: мифы и реальность
Вопреки распространенным мифам, обучение ребенка за рубежом не сопряжено с особенными сложностями психологической и языковой адаптации.
Обучение детей в зарубежных языковых школах
В чем преимущество обучения детей и подростков в зарубежных языковых школах?
Как школьнику полюбить уроки английского языка?
Какие методы обучения помогут школьнику полюбить уроки английского языка?
Обучение детей с задержкой психического развития
Как проходит обучение детей с задержкой психического развития? Можно ли детям с ЗПР обучаться в обычной школе? Об этом мы поговорим в нашей статье.
Опубликовано 12.10.2017 11:19, обновлено 13.03.2023 20:21
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Психологические особенности освоения транскрипции при изучении английского языка удмуртами и русскими / Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В. // Вопросы психологии 2009 №6
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Код молодости: как выглядят реальные программы биохакинга

Какие высокотехнологичные программы биохакинга действительно помогают замедлить старение организма

Как бороться с частыми обострениями герпеса

От частых рецидивов к долгой ремиссии: что действительно помогает в борьбе с герпесом

LED-терапия: всё, что вы хотели знать о светодиодном омоложении

Что такое LED-терапия и какие у неё преимущества? Всё о светодиодном омоложении — в нашей статье.

Экспертное руководство: как выбрать пробиотики, чтобы они действительно работали

Доказано наукой: почему пробиотики вам не помогают и какие штаммы действительно работают.

Смесь для питания ребёнка и запоры: есть ли связь?

Лучшая смесь от запоров у ребёнка: какая она? Разбираемся в проблемах с пищеварением.

Регресс сна у детей: возрастные кризисы сна у малышей и как с ними справляться

Почему ребёнок стал чаще просыпаться и хуже спать: проблемы возрастных нарушений сна.

Режим дня грудничка

Режим дня грудничка зависит от его физиологических потребностей. Знание этой особенности позволит маме подстроиться под режим дня малыша с максимальным комфортом для себя.

Как понять, подходит ли смесь малышу на искусственном вскармливании?

Малыш с удовольствием пьет смесь: но хорошо ли она влияет на его здоровье? 5 признаков неподходящей смеси.

Дыхание новорожденного ребенка: норма и отклонения

Маленькие дети дышат практически бесшумно, но любые проблемы дыхания у них гораздо опаснее, чем у взрослых.

Особенности диеты при метеоризме

Как организовать свое питание, чтобы справиться с вздутием живота?

Красный дрожжевой рис и холестерин: что говорит наука

Спойлер: действующее вещество работает, а вот помогут ли БАДы – большой вопрос.

Занятия спортом во время месячных: советы и рекомендации экспертов

Можно ли заниматься спортом во время менструации? Эксперты рассказывают, как сделать тренировки во время месячных безопасными и комфортными.

Как правильно перевязать рану: основные моменты

Какие правила нужно соблюдать при обработке раны?

Колики у грудничка: почему болит животик?

Пройдите простой онлайн-тест, чтобы выявить вероятность колик у вашего малыша

Ретинол в уходе за кожей: хорошо или плохо?

Чем грозит бесконтрольное использование косметики с ретиноидами в процессе ухода за кожей?

Все о простатите: причины, симптомы, профилактика

Одна из самых грозных мужских болезней, простатит, сегодня диагностируется все чаще. Как ее вовремя распознать и можно ли избежать вообще?

Как стареет кожа: 4 типа старения лица

Ответьте на вопросы теста и узнайте настоящий возраст и тип старения вашей кожи

Иммунодиетология — не для всех, а только для вас

Индивидуальная диета по анализу крови на антитела: объясняем, как работает иммунодиетология