Ребёнок должен знать английский либо немецкий. А еще лучше выучить сразу несколько иностранных языков. Так считают некоторые родители. Когда начать обучение языкам, где и как лучше заниматься и не повредит ли такая нагрузка физическому и психологическому здоровью малыша?
Мотивация родителей и права ребёнка
Родители стараются по возможности раньше начать лингвистическое развитие ребёнка, обучая его иностранным языкам. Мотивация их заключается в следующем:
- знание языков поможет в будущем получить хорошую профессию и занять достойное место в обществе;
- владение иностранными языками расширит горизонты общения ребёнка, повысит его уровень социализации.
В некоторых случаях имеет место и мотивы такого типа: «Мой ребёнок лучше всех», которые нередко приводят к тому, что родители слишком «поднимают планку», а это может негативно отразиться на психологическом здоровье малыша.
Поэтому, собираясь учить ребёнка языкам, нужно честно обозначить цель обучения и подумать, готов ли он (в том числе и психологически) к такого рода занятиям? Может быть, имеет смысл учесть права ребёнка на собственный выбор и вместо освоения «полезного» языка развивать иные способности, которые тоже могут быть востребованы в его взрослом будущем?
Развитие ребёнка: когда начинать обучение?
Наиболее подходящим для овладения многими знаниями и навыками, в том числе и языковыми, считается возраст от трех до девяти лет. Но в это время развитие ребёнка еще проходит не до конца осознанно. Это означает, что все приобретенные знания и умения, если их не использовать и не повторять, довольно скоро сотрутся из памяти. И восстановить их будет не так просто. Другими словами, в процессе обучения малыша иностранному языку требуется непрерывная языковая практика. И если взрослые не уверены, что у него будет возможность регулярно закреплять навыки разговорной речи, общаясь с окружающими, с обучением лучше повременить.
Изучение другого языка в дошкольном и младшем школьном возрасте способствует:
- фонетическому развитию ребёнка — способности различать звуки разговорной речи, а также формированию понятия о разнообразии их в окружающей среде;
- развитию коммуникабельности и умения четко и ясно излагать мысли;
- развитию мышления, укреплению памяти, появлению способности выполнять несколько задач одновременно.
Тем не менее, если у малыша имеют место логопедические проблемы, вызывающие трудности в использовании родного языка, с освоением иностранного лучше повременить.
Родители и преподаватели: способы обучения иностранным языкам
Существует несколько способов обучения:
- Один родитель в совершенстве владеет иностранным языком. Так бывает в билингвальных семьях, то есть в тех, в которых родители разговаривают друг с другом на двух языках. Принцип обучения прост — мама, к примеру, общается с малышом исключительно на английском языке, а отец — на русском. Здесь главное — не путать роли.
- Родители владеют одним языком (родным), а в учебном либо дошкольном учреждении ребёнок осваивает другой. Такой метод обычно используется в семьях иммигрантов либо представителей малых народностей.
- Родители используют для общения с ребёнком два языка, но разделяют их по определенному признаку — ситуации либо дням недели (один день семья общается только на русском, один — только на английском).
- Один из родителей владеет языком не в совершенстве, но его знания позволяют общаться на нем с ребёнком на несложные бытовые темы.
- Ребёнок занимается под руководством преподавателя. Как правило, подобный метод используется в период обучения в школе для закрепления или углубления полученных там знаний.
- Даже если родители не знают иностранного языка, все равно можно выучить некоторые фразы, чтобы помогать малышу в начале обучения. Например, можно желать ему на английском доброго утра или спокойной ночи, называть предметы и так далее.
- Обучение ребёнка в группе. Рекомендуется в таких случаях, когда родители не имеют возможности общаться на изучаемом языке. Ребёнок закрепляет полученные знания и навыки, общаясь с другими детьми.
Обучение языкам с точки зрения ребёнка
Ребёнок воспринимает обучение второму языку как новую игру, возможности которой им еще до конца не изведаны. И чем больше у человека в детстве подобных «развлечений», тем больше он получит возможностей для продуктивного общения во взрослой жизни, что чрезвычайно важно в процессе формирования его мировоззрения.
Человек взрослеет, познавая окружающий его мир. Знания и навыки, полученные в детстве, помогут самореализоваться в мире взрослых. А пока он маленький, владение иностранным языком дает право ребёнку чувствовать свою «особенность» по сравнению с остальными детьми, что тоже неплохо, потому как способствует повышению самооценки.
Основная задача взрослых, самостоятельно занимающихся с ребёнком — заинтересовать, но не загрузить. Дозируйте нагрузки, обучение должно быть комфортным и ни при каких обстоятельствах не принудительным. Учитывайте права ребёнка — правило: «чем больше, тем лучше» здесь не работает.
В процессе обучения специалисты рекомендуют:
- разговаривать с малышом на изучаемом языке по полчаса каждый день;
- смотреть мультфильмы, слушать и рассказывать истории;
- включать в обучение элемент игры;
- регулярно вводить новые слова, расширяя словарный запас за счет несложных тем — «дом», «семья», «природа» и так далее.
Полезно изучать язык при помощи простых стихотворений и песен. Во-первых, детям легче запоминать рифмованные фразы. А во-вторых — так можно превратить скучное обучение в занимательную игру.