Наведение порядка в доме с помощью родителей может превратиться из рутинного мероприятия в интересные занятия для детей.
Уборка дома: занятия для детей и родителей
Появление в семье малыша ломает привычный уклад жизни молодых родителей. Затрагивают эти изменения и порядок в доме, поддерживать который молодой маме теперь становится сложнее. Тем более что уход за маленьким ребёнком поглощает практически все ее время. Не будет легче и тогда, когда малыш подрастет. Вернее, становится еще сложнее, ведь карапуз постоянно крутится под ногами, не только мешая наводить порядок, но и постоянно создавая новый «фронт работ» для мамы. Предлагаем решить проблему, объединив уборку дома и интересные занятия для детей в одно мероприятие, то есть взять кроху себе в помощники. Как это сделать, расскажем дальше.
С какого возраста дети могут помогать маме?
Наверное, многих родителей интересует вопрос, с какого возраста можно начинать воспитательные эксперименты, то есть брать малышей в помощники?
Кстати, некоторые родители даже не ждут, когда малыш кроха ходить, и привлекают его к «работе по дому», используя слинг, шезлонг или обычный коврик. Конечно, это не очень удобно для взрослых, однако такие занятия для детей приносят массу удовольствий для самих малышей. Ведь они при этом не только не расстаются с мамой, но еще и с интересом наблюдают за тем, как она вытирает пыль или гудит пылесосом. И все это время мама рассказывает малышу, что она делает, и для чего это нужно.
Конечно, такие экстремальные занятия для детей под силу не всем родителям. Но когда малыши встают на ножки, их можно смело привлекать в качестве помощников.
Научившись стоять и ходить, дети получают гораздо больше возможностей для взаимодействия с мамой. И вполне вероятно, что при правильном поведении такое скучное занятие, как уборка в доме, превратится в увлекательные занятия для детей.
Участие малыша в уборке: советы родителям
К такому важному мероприятию, как совместная уборка, следует подготовиться заблаговременно. Желательно запастись разноцветными салфетками, губками, ярким совком и пульверизатором для цветов.
Ребёнка можно нарядить в красивый фартук и обеспечить его собственным инвентарем, например, небольшим пластиковым тазиком с теплой водой. В нем малыш может устроить «стирку» или банный день для своих игрушек.
После этого следует определить фронт работ. Он не должен быть обширным и слишком сложным. Например, можно начать с уборки детской комнаты. Лучше разбить масштабную уборку на части, чтобы малыш не успевал скучать. И ориентироваться не на масштаб уборки (в какое время какой объём работ должен быть выполнен), а на настроение карапуза. Кроме того, родители должны быть готовыми к тому, чтобы прервать уборку, если это занятие перестанет быть интересным для ребёнка.
Задание, которое родители дают ребёнку, должно быть предельно конкретным и выполнимым для него. Например, даже пятилетние дети не всегда в состоянии выполнить не четко сформулированную задачу, например: «Убери в комнате». Задачу лучше давать одну, и лучше конкретную, например: «Сложи игрушки в коробку». Еще один момент — дети не любят делать неинтересную работу в одиночестве. Поэтому не стоит удивляться, если малыш, уложив две машинки в коробку, решит третьей поиграть и забудет о столь важном мероприятии, как складывание их в коробку. Поэтому лучше не оставлять малыша наедине с монотонной работой и делать все вместе с ним. При этом не помешает рассказывать ребёнку обо всех своих действиях. Слишком увлекаться подробностями не обязательно, лучше сосредоточиться на интонациях, эмоциональных восклицаниях и смысловых паузах. Свои действия нужно демонстрировать так, чтобы ребёнку было понятно, зачем мама это делает. Например, протерев пыль, показать ему след от пыли на мокрой тряпки.
Игра вместо работы
Чтобы задание, полученное малышом, было для него интересным, родители должны включить фантазию. Дети в раннем возрасте смотрят на мир глазами взрослых и считают удивительным то, чему удивляются они. Нужно использовать это во время составления поручений для малыша. Однако для того, чтобы ребёнок удивился, необходимо направить его взгляд в нужную сторону. Так, чтобы сделать процесс уборки интересным, можно объявить конкурс. Например, кто быстрее сложит игрушки в коробку, тот получит медаль из шоколада. А еще можно нарисовать вместе с малышом красочные картинки-инструкции по уборке и развесить их в комнате. Хороший вариант — запастись коробками разного цвета. Одна будет гаражом для машин, другая — домиком для кукол, а третья — складом для конструктора. Или дать малышу задание разложить свои игрушки по коробкам разного цвета: кубики — в красную, машинки — в синюю, конструктор — в зеленую и так далее.
Если на полу остается мелкий мусор, можно предложить малышу, соединив большой и указательный пальцы, собирать его так, как курочка клюет зернышки.
Кстати, можно «привлечь» к уборке дома и сами игрушки, которым «надоел» беспорядок в доме. А после уборки малыш пусть развезет всех мишек и кукол по домам и уложит спать. Генеральную уборку можно назвать праздником чистоты. Нужную атмосферу помогут создать воздушные шарики, веселая музыка и любимое угощение после работы. Вполне вероятно, что ребёнок с нетерпением будет ждать следующего «праздника чистоты».
Дети любят помогать взрослым, если ощущают собственную значимость. Когда ребёнок чувствует, что делает что-то важное и нужное, он чувствует себя нужным и очень этим гордится. Поэтому не нужно забывать хвалить малыша за любую помощь.
Система поощрений тоже может сыграть положительную роль, правда, это не самый лучший метод воспитания. С вознаграждениями нужно быть очень осторожным. В противном случае малыш может привыкнуть к этому и выполнять поручения родителей исключительно за определенную «плату», а не по причине осознания ценности чистоты и порядка.
И не забывайте, что времени на уборку с малышом потребуется гораздо больше, чем обычно. Поэтому придется проявить не только фантазию, но и терпение.