Если ребёнку трудно говорить в некоторых ситуациях или рядом с определёнными людьми, возможно, он страдает избирательным, или селективным мутизмом. В отличие от других коммуникативных расстройств, влияющих на способность говорить, такой мутизм носит преимущественно психологический характер, и часто причина его кроется в сильной тревоге. Это расстройство, при котором человек не может общаться в одних ситуациях, но не испытывает проблем в других. Селективный мутизм чаще всего развивается в детстве, и основная ситуация — когда дети не могут говорить в школе.
Ребенок с избирательным мутизмом может свободно говорить дома, но при этом испытывает трудности с самовыражением в других условиях. Селективный мутизм — это больше, чем просто социальная тревожность или застенчивость. Дети с таким расстройством физически неспособны говорить в опредёленных социальных условиях, например, в классе или на игровой площадке. Это расстройство может привести к серьёзным социальным и академическим осложнениям. К счастью, есть шаги, которые можно предпринять, чтобы поддержать и защитить ребёнка с селективным мутизмом.
Как выглядит избирательный мутизм: симптомы и признаки
Дети с избирательным мутизмом при необходимости говорить могут внезапно замирать с застывшим выражением лица, при этом избегая зрительного контакта или проявляя нервозность и беспокойство. Как правило, при этом они могут свободно разговаривать дома с семьей, но теряют речь в общественных местах или среди незнакомцев.
У них также может наблюдаться тревожное избегающее поведение, сенсорная чувствительность или истерики. Дети, страдающие избирательным мутизмом, могут полагаться на другие формы общения, такие как жесты, указание пальцем или шёпотная речь.
Селективный мутизм может проявляться по-разному у разных детей. Так, учёные Университета Невады описывают самые распространённые ситуации:
- Некоторые могут легко разговаривать с другими детьми, но не с учителями или взрослыми.
- Другие могут чувствовать себя комфортно, разговаривая только с ближайшими родственниками, но не с дальними родственниками или знакомыми.
- Дети могут общаться с учителями один на один, но в больших группах, в присутствии класса они напрягаются и «проглатывают язык».
Причины и диагностика селективного мутизма
По словам экспертов, не существует единой причины избирательного мутизма. Однако есть ряд характеристик, присущих детям с этим расстройством. Оно связано с социальной тревожностью, застенчивостью и заторможенностью поведения как типа «вялого» темперамента, при которых человек избегает ситуаций, в которых приходится говорить. Это избегающее поведение со временем усиливается.
В развитии селективного мутизма у ребёнка роль могут играть как экологические, так и генетические факторы. Дети, чьи родители испытывают значительную (особенно социальную) тревогу, могут подвергаться повышенному риску избирательного мутизма.
Кроме того, дети, у которых очень социально заторможенные или чрезмерно опекающие родители, могут с большей вероятностью развить избирательный мутизм из-за воздействия моделирования и обучения.
Постановка диагноза основывается как на клиническом наблюдении, так и на сборе анамнеза. Чтобы соответствовать критериям диагноза, у ребёнка должны быть трудности в течение как минимум месяца, и они должны вызывать значительные нарушения в учебе, работе или социальном функционировании. При этом симптомы не должны быть быть связаны с другим диагнозом, например, аутизмом, задержкой общения или психозом.
Это соответствует диагностическим критериям «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств: пятое издание». К критериям селективного мутизма относятся:
- Постоянная неспособность говорить в определённых социальных ситуациях, в которых ожидается речь (например, в школе), несмотря на то что ребёнок говорит в других ситуациях.
- Расстройство мешает учебе или профессиональной деятельности, а также социальному общению.
- Продолжительность нарушения составляет не менее одного месяца (и это не должно быть в течение первого месяца обучения в школе или начального периода адаптации к детскому саду — такие случаи не попадают под критерии селективного мутизма).
- Неспособность говорить не связана с недостатком знания языка или дискомфорта от него, необходимого в социальной ситуации.
- Расстройство не может быть объяснено иным расстройством общения и не возникает на фоне расстройства аутистического спектра, шизофрении или другого психотического расстройства (Институт психиатрии и неврологии).
Лечение избирательного мутизма
План лечения каждого ребёнка будет отличаться и может включать когнитивно-поведенческую, речевую или семейную терапию.
- Поведенческая терапия направлена на то, чтобы помочь детям научиться говорить в новых условиях, с новыми людьми и во время новых занятий. Лечение направлено на снижение тревожности, обучение навыкам преодоления трудностей и десенсибилизацию/ступенчатое воздействие.
- Когнитивно-поведенческая терапия — наиболее эффективный метод лечения избирательного мутизма. Обычно оно состоит из преодоления страха речи во всё более сложных ситуациях до тех пор, пока ребёнок не начнёт справляться с трудностями. Этот метод включает значительную часть обучения и подготовки родителей, чтобы научить взрослых правильно поддерживать ребёнка в трудных социальных ситуациях.
- Лекарства и логопедия — это другие формы терапии, которые могут использоваться при селективном мутизме и определяются в каждом конкретном случае.
По данным Американской ассоциации речи, языка и слуха, логопедия направлена на изменение поведения ребёнка в те особые моменты, когда ему трудно общаться. Занятия с логопедом или речевым специалистом могут включать в себя следующие методики:
- Угасание стимула: сначала ребёнок разговаривает с кем-то, с кем ему комфортно, а со временем у него появляются новые партнёры по общению.
- Формирование: терапевт работает над формированием текущего коммуникативного поведения ребёнка (например, использования жестов/указаний, шёпота) до такой степени, чтобы он мог комфортно говорить в любых ситуациях. Это достигается за счет использования поощрений и положительного подкрепления.
- Самомоделирование: ребёнок наблюдает за тем, как он комфортно разговаривает (на видеозаписях) с разными людьми и в разных условиях, чтобы повысить уверенность и побудить его говорить в новых ситуациях.
Другие виды мутизма
Помимо избирательного мутизма, существуют еще два основных типа: элективный и полный мутизм.
Элективный (его тоже включают в избирательный) вид мутизма — это когда человек предпочитает не говорить из-за психологических проблем. Селективный мутизм, в отличие от элективного — это когда человек хочет говорить, но при определённых обстоятельствах не может. Полный мутизм, или полная немота — это когда человек не может говорить ни при каких обстоятельствах.
Важно отметить, что каждый тип мутизма может проявляться детей по-разному, в зависимости от степени тяжести, а также от индивидуального окружения ребёнка.
Советы родителям
Самый важный совет для родителей детей с избирательным мутизмом — поддерживать низкое давление в среде общения. Вместо того, чтобы давить и заставлять их говорить, эксперты советуют оказывать поддержку и хвалить.
Родители не должны заставлять ребёнка говорить и должны проявлять понимание на протяжении всего лечения. Также важно убедить их, что невербальное общение нормально вплоть до тех пор, пока ребёнок не почувствуют себя комфортно. Это не означает, что родители не могут поощрять своих детей на протяжении всего процесса лечения и пытаться помочь им в этом.
Главное — дать ребёнку возможность противостоять своим страхам последовательным и управляемым образом. Например, если ваш ребёнок способен разговаривать только с родителями, вы можете предложить ему попробовать помахать рукой знакомому взрослому, например, члену семьи. Как только он почувствует себя более комфортно, его можно попросить прошептать вам что-нибудь на ухо, что вы сами скажете вслух другому взрослому.
Избирательный мутизм, серьёзное детское тревожное расстройство, может проявляться по-разному. Но основная его причина — повышенная тревожность, с которой тоже придётся справляться. Об этом читайте в статье «Тревожность у детей: что нормально, а что нет?».
Использованы фотоматериалы Unsplash