Целительная сила похвалы может направить ребёнка на многие подвиги и благие дела, а загрустившего подростка — поднять со дна уныния. Но это произойдет лишь только в случае, когда одобрение было применено правильно, в соответствии с ситуацией. Как адекватно хвалить маленького ребёнка, да не перехваливать, чтобы одобрение не обесценивалось? Как не опуститься до чисто оценочного отношения к поведению и поступкам малыша или подростка? Какие слова ожидает услышать от своих родителей каждый ребёнок? MedAboutMe разберется в этих вопросах вместе с психологом, психотерапевтом и писателем Владимиром Леви.
Первое правило одобрения
Важное правило похвалы: не сравниваем с другими, особенно с ребятами-сверстниками. Для родителей очень важно знать, что самая адекватная похвала — это признание успеха ребёнка по сравнению с его предыдущими достижениями. Сравнивать можно только с самим собой: «вот, молодец, у тебя начинает получаться», «сегодня ты хорошо справился с заданием», «ты читаешь/готовишь/шьешь уже лучше!». Взрослым стоит отличать похвалу-сравнение и не использовать одобрение, сравнивающее с другим ребёнком: «ты нарисовал лучше, чем Дима», «такого красивого платья ни у кого нет», «малыш, ты у меня самый сильный, ловкий, смелый», «у тебя вышло лучше, чем у Алены».
В действительно счастливых семьях никого из членов семьи ни с кем не сравнивают — в такой семье живут и наслаждаются жизнью вне оценок и соревнований.
За что хвалить не нужно?
Если ребёнок выделяется природным талантом, умом и сообразительностью, если он красив или имеет необычайно крепкое здоровье — это не его заслуга, не результат его труда и не заслуживает похвалы, считает Владимир Леви. Способности, которые заложила в ребёнка природа, и так отметят окружающие — что может дать повод для гордости и превозношения, родителям в этом случае стоит быть сдерживающим фактором. Сюда же можно отнести высокие оценки в школе, которые даются ребёнку легко.
Все, что не достигнуто собственным трудом, что не заработано физическими, умственными или душевными усилиями, хвалить не рекомендуется. Материальные блага: одежда, игрушки, все личные вещи не следует выделять одобрением либо неодобрением — эти эмоции ребёнок может принять на свой счет. Есть потребность в какой-то вещи, — пользуйся, содержи в чистоте и порядке — на этом все. Особенно это касается современных гаджетов, которыми так и тянет похвалиться.
Стремление подчеркнуть красоту гардероба девочки может обратиться зарождением юной «шмоточницы»: «какое у тебя прелестное платье», «ой, а бантик-то какой красивый» — маленький ребёнок переносит эту похвалу на свой счет. Может выстроиться нехорошая цепочка «если я буду некрасиво одеваться, меня не заметят и не оценят, я буду плохая».
Если ребёнок постоянно слышит от родителей или воспитателей «у сына исключительные способности, он все понимает, какой молодец!», он может к этому привыкнуть. Потом, если он не приложит должных усилий для развития таланта и его способности затормозятся на среднем уровне, самолюбию будет нанесен большой урон.
Как не стоит хвалить ребёнка?
Не следует произносить хвалебные речи многократно, более 2-х раз, по поводу одного и того же.
Иногда взрослые стремятся одобрить что-то, связанное с ребёнком, из неосознанного даже стремления понравиться или подружиться. Принесет ли такая похвала пользу ребёнку? Пожалуй, нет. Если речь о подростке, с которым необходимо наладить утерянный контакт, нужно начать с доверия. А для того, чтобы доверие воцарилось, вполне достаточно ненавязчивой доброты и уважения, без перехода личностных границ и приставаний.
Иногда родителя тянет похвалить ребёнка, чтобы его утешить, из жалости. Проблема в том, что в таком случае предмет похвалы может быть выбран неверно, и сила поощрительного слова несколько обесценится.
Хвалим за то, чего пока нет — и оно появится
Похвала является мощным инструментом родительского воспитания. Поддержка даже малюсенького начинания может принести пышные плоды.
По мнению психолога Владимира Леви, «такое внушение веры в себя, «одобрение на опережение», является одним из главных рычагов в воспитательном процессе. Дайте ребёнку аванс: «ты лучше, чем тебе кажется», «ты уже почти можешь, и я не сомневаюсь, что ты справишься».
Хвалите ребёнка за то, что будет — эта хитрость даст возможность родителям совершать чудеса. Вера в ребёнка способна превратить возможность в действительную реальность! Чему бы вы ни хотели ребёнка обучить — ходить на горшок, убирать за собой разбросанные игрушки, стирать, быть вежливым или сидеть не сутулясь, — начните с поощрения, с «пряника». Для начала покажите, что вы хотите, чтобы ребёнок сделал, и сделайте это вместе. Даже если ничего не получается — хвалите за попытку! Ну, а если наметился малейший прогресс — закрепите результат, похвалите от души».
Кого абсолютно необходимо хвалить даже за мелочи?
Детей, которых обижаю или даже травят в школе или во дворе — слабых физически или имеющих умственные недостатки. Даже если подросток стал злым или агрессивным — хвалите больше и чаще за действительные дела или поступки, хвалите активнее, убедительнее, повысьте его самооценку!
Очень нуждаются в похвале и ободрении девушки и юноши, у которых намечается или уже случилась несчастная любовь. В данный период важна любая форма поддержки.
Хвалите девочку-подростка, которая поняла, что якобы «некрасива». Хвалите в ней все без исключения — голос, улыбку, глаза или душевные качества, акцентируйте внимание на способностях.
Похвалой можно унять даже физическую боль. Хвалите ребёнка при развитии физической или психической болезни — иногда это может остановить даже развитие «болезни» в случае, если эта болезнь имеет психосоматическую природу.
Если подросток пережил провал, какую-то крупную неудачу, следует найти повод для одобрения невзначай — именно невзначай, не явно или усердно, поскольку это будет выглядеть, как милостыня — будет воспринято подростком в удрученном состоянии как оскорбление.