Дети с первых дней жизни обладают определенным темпераментом, при этом впитывают информацию из окружающего общества и формируют собственную модель поведения. Развитие ребёнка, его эффективность и скорость, напрямую зависит от родителей, но также важны индивидуальные особенности ребёнка. Для правильного процесса обучения важно умение сконцентрироваться и быть внимательным. Одни дети, обладая спокойным темпераментом, обучаются с легкостью, а для других — это настоящая мука.
Энергичным и неусидчивым детям сложно высидеть целый урок, сконцентрировавшись на необходимой теме. Но это не значит, что на качественном развитии ребёнка нужно ставить крест, Это означает, что ему будет немного сложнее, чем остальным детям, обучаться качественно, если ему не помочь вовремя. Родители могут облегчить процесс адаптации, привив ему привычки концентрации и усидчивость.
Простая активность или нарушение здоровья?
Не стоит путать детскую энергичность с гиперактивностью. Гиперактивный ребёнок — это не просто слишком энергичный малыш. Гиперактивность — это симптом, при котором в коре головного мозга быстрее возникают нервные импульсы. Эти импульсы мешают ребёнку сосредоточиться, уснуть, сконцентрироваться на чем-то важном, переключиться быстро с истерики. Как же отличить индивидуальные особенности ребёнка от признаков гиперактивности?
Признаки гиперактивности детей
Обычному человеку без врачебного образования сложно распознать рамки яркого темперамента, за которыми скрывается детская гиперактивность. Диагностировать признаки гиперактивности может только врач-невропатолог. Давайте рассмотрим некие критерии, наличие которых у ваших детей может быть поводом для обращения к специалисту для консультации.
- Такие дети развиваются физически быстрее своих сверстников, они раньше учатся переворачиваться, вставать на ноги и ходить.
- Особенности развития детей не дают им спокойно уснуть; когда приходит время отхода ко сну, они становятся как бы активнее и капризнее.
- Такие дети с самого рождения намного больше бодрствуют. Они могут проводить в состоянии бодрости или плача около 5 ч.; их сверстники спят вдвое больше.
- Смена пейзажей, людей, громкие звуки приводят малыша в восторг или провоцируют продолжительные истерики. Он неспокойно относится к перемене обстановки.
- Ребёнок слишком быстро переключает свое внимание с одного предмета на другой, у него не получается долго держать концентрацию на чем-то одном.
- Такие дети слишком привязаны к матери, относятся к ней ревностно и достаточно болезненно реагируют на ее контакт с посторонними людьми. Они боятся незнакомцев, трудно ладят (конфликтуют) с гостями в доме.
Здесь перечислены далеко не все и признаки гиперактивности ребёнка и они не безусловны. Наличие всех этих признаков должно убедить немного внимательнее присмотреться к малышу и пройти обследование у специалиста-невропатолога для проверки состояния его здоровья .
Особенности ребёнка темпераментного и активного
В отличие от гиперактивного малыша просто активные дети обладают такими признаками.
- Такие дети склонны к активным видам игр, но после этого обязательно приходят отдохнуть, они могут самостоятельно успокоиться.
- Они спят необходимое для их возраста количество времени, явных проблем со сном не наблюдается.
- Такие дети легко просыпаются и засыпают. Это не вызывает продолжительного беспричинного плача.
- Они легко осваивают значение слова «нельзя», соприкоснувшись хоть раз с опасностью, они запоминают этот контакт и стараются его не повторять.
- Такие дети, несмотря на свою активность, легко переключаются с истерики на какой-то более интересующий их предмет.
- Они практически не проявляют агрессии.
Советы психологии для выработки усидчивости в процессе развития ребёнка
Усидчивость и концентрация — это основополагающая часть правильного усвоения новой информации. В процессе обучения важно не только умение сконцентрироваться на определенном предмете, но и уметь сохранить эту сосредоточенность на нужное количество времени. Как развить в ребёнке эти свойства, поговорим далее.
- Главное, не упустить драгоценного времени. Чем раньше вы возьметесь за развитие ребёнка, тем больших успехов вы достигнете. Также важно не перегнуть палку. Видя, что ваш малыш не заостряет внимание надолго ни на одном из предметов, не спешите усаживать его за стол Не ругайте его, если он повернет голову не в ту сторону или отвлечется. Все советы психологии потеряют смысл, потому что ребёнок будет делать это против своей воли, у него появится негативное отношение к такого рода делам, как к чему-то гарантировано неинтересному.
- Действуйте методом комплексного подхода. С младенчества приучайте малыша к определенному режиму, в котором будет место для спокойных игр и концентрации. Не оставляйте его один на один с занятием, разбирайте с ним интересные задания.
- Меняйте формат занятий со временем, так как ребёнку может стать неинтересно по мере взросления. По достижению ребёнком возраста 3 лет, можно вводить занятия. Пусть они по-прежнему будут носить игровую форму. Приступайте к заданиям, когда малыш вдоволь набегался, не голоден, здоров и не хочет спать.
- Контролируйте процесс и комментируйте происходящее. В процессе занятия, для увеличения концентрации на теме, комментируйте свои действия, просите малыша рассказать о том, что делает он, зачем он это делает. Время занятий зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
- Продумайте, чем можно занять именно вашего ребёнка. Присмотритесь к нему, проследите, какие направления ему нравятся наиболее. Может в нем затаился творческий потенциал? Или его привлекают цифры и счет?
Занятия для развития концентрации
- Моделирование при помощи конструктора,
- Рисование карандашами, красками, мелками и т. д.,
- Лепка из соленого теста и пластилина,
- Собирание пазла или мозаики,
- Домино, лото, другие настольные игры,
- Изготовление аппликаций,
- Для более старшего возраста — решение головоломок, ребусов, вышивание.