Научиться самостоятельно надевать одежду и обувь важно для каждого ребёнка. Особенно нужным это умение становится, когда малышу пора начинать посещать детский сад. Переодеваться самостоятельно перед и после прогулок, сна, уметь натянуть кофту, брюки, колготки помогает быстрее адаптироваться к новым условиям и не ждать помощи взрослых. Родители могут значительно облегчить жизнь детям, не только подбирая удобную для надевания одежду и обувь, но и правильно обучая с ними управляться. Как это сделать?
Верхняя одежда, куртки, свитера
Если ребёнок пока не особенно хорошо справляется с пуговицами, пряжками и прочими застежками, от них по возможности стоит отказаться в пользу свитеров и толстовок и верхней одежды на безопасной молнии. Учиться надевать такую одежду надо начать с простого показа.
- Первое, что должен запомнить малыш: где ярлычок на шейной части свитера, там и спинка (если ярлычка нет, надо пометить эту часть мягким лоскутком ткани). Это поможет ребёнку на начальном этапе не запутаться.
- Второй важный момент для всей одежды, которую надо надевать через голову: в горловину просовывают не лицо, как бы ни хотелось побыстрее увидеть свет, а макушку.
- Третий шаг: демонстрация. Родитель раскладывает курточку или кофту на кровати или на полу, садится к ней спиной и показывает, как надо продевать руки в рукав, как придерживать рукава нательной одежды и как потом накидывать кофту или куртку на плечи.
Когда эти этапы будут полностью освоены, можно начинать привыкать к различным застежкам. Это не только помощь в самостоятельности, но и отличная тренировка для мелкой моторики. Недаром многие развивающие игрушки для малышей включают ткань с пуговицами и петельками или прорезями. Такой несложный «тренажер» можно легко сшить самим, а можно найти одежду, из которой малыш уже вырос, и предложить переодеть мишку или куклу.
Самое сложное для малышей: носки, колготки, гольфы, легинсы
Самое значительное количество времени при самостоятельном одевании у малышей «отбирают» колготки, рейтузы и легинсы, плотно обтягивающие ноги. В некоторых детских садах как для мальчиков, так и для девочек рекомендуются именно эти детали одежды как часть ежедневного комплекта. А быстро натянуть их сможет далеко не каждый ребёнок.
В первую очередь стоит приготовиться родителям: плотные колготки, гольфы, рейтузы и легинсы после стирки обязательно надо растягивать, просовывая в них руки. Это облегчит процесс надевания.
Второй момент — все те же ярлычки, позволяющие различать, где у одежды перед, а где задняя часть (если они отличаются).
Третье: научиться собирать колготки, длинные гольфы и т. п. перед надеванием в «гармошку» руками. Начинать учиться можно с носочков, причем для тренировки стоит взять носки на один размер больше, с плотной резинкой, чтобы не спадали, и выраженной пяткой для ориентира. Важно, чтобы ребёнок сначала научится собирать эти вещи «гармошкой» и просовывать пальцы ноги внутрь, дальше родители помогают натягивать оставшееся на ножку. Постепенно кроха учится не столько всовывать пальчики, но и всю стопу, натягивать часть одежды самостоятельно.
Это, пожалуй, самый сложный тип одежды, и полностью освоить надевание придется учиться не пару дней, а несколько недель.
Ребёнок и брюки: как не упасть при надевании?
С юбками все намного проще, особенно, если модели на резинке. Надо только рассмотреть, где передняя часть (а порой и это не нужно), и заправить футболку внутрь, а кофту оставить снаружи. Или по вкусу родителей не заправлять ничего. Другое дело — брюки. Освоить их надевание важно не только мальчикам: верхняя одежда даже для влюбленных в платья и юбки девочек зимой чаще всего состоит из комплекта «куртка и штаны» или же комбинезона, что еще сложнее. Как научиться надевать брюки?
В первую очередь, надо помнить, что малышам балансировать на одной ноге пока сложно, поэтому приступать к надеванию надо сидя. Важно, чтобы стул или табуретка были невысокими, и обе ноги доставали до пола.
Первое, что делаем: если у брюк нет застежек (а для ребёнка до 4-5 лет справиться с пуговицами на поясе может быть очень сложно, и лучше приобретать одежду на резинке), то надо найти ярлычок.
Второе: всовывать ноги надо поочередно. Пока одна нога не попала полностью в брючину и не достала до пола, вторую одевать не начинаем. Именно в нарушении этого правила причина, по которой у маленьких торопыг порой в одной штанине оказываются обе ноги.
Начинать тренировку лучше с шорт, а потом уже переходить к брюкам.
Хитрости про обувь
Уметь обуваться и уметь завязывать шнурки — два совершенно разных навыка. Со шнурками малыш в лучшем случае научится справляться к окончанию детского сада, а вот смочь правильно попасть ножкой в ботинок, а потом снять его надо научиться намного раньше.
Первое правило: различаем правый и левый ботинок (сапог, туфли и т. д.). Хорошо, если малыш уже умеет это делать, а если нет — стоит промаркировать обувь, если внешне сложно отличить, на какую ножку что надевать.
Второй этап: ступня должна полностью войти внутрь прежде, чем начнется натягивание/застегивание. Ножку надо «спрятать» целиком, а пальчики должны упираться в носок.
Снимать обувь надо, помогая себе двумя пальчиками, поддерживая задник. И это все родители должны показывать такое количество раз, сколько потребуется ребёнку для понимания и освоения.
Ошибки родителей
Самая главная ошибка — отсутствие тренировки. Если взрослые не уделяют времени показу, объяснению, обучению, а быстро-быстро одеваются перед выходом и спешно помогают натянуть куртку, колготки, завязать шарф, то у ребёнка нет ни шансов научиться одеваться, ни мотивации.
Вторая ошибка — постоянные попытки помочь, исправить неверные варианты. Не стоит бросаться на помощь, если ребёнок «застрял» в свитере или натягивает брюки задом наперед. Малыш должен сам осознать, что неправильно, понять, как удобнее справляться со сложными процессами.
Третья ошибка — ругать за неправильно надетые вещи. Даже если это происходит из раза в раз, это не повод для укоризненных возгласов. Ошибки означают, что какой-то навык не усвоен, и тренировку надо провести заново. А вот самостоятельное, путь и неверное, одевание — повод для похвалы.