Когда в семье уже есть один ребёнок, он может не просто воспринять радостную новость о том, что у него будет братик или сестричка. Детская ревность и конкуренция, нехватка любви старшему ребёнку — довольно популярные темы в детской практической психологии. Поэтому первого ребёнка следует заранее готовить к тому, что скоро он будет не один у мамы с папой.
Как правильно это делать? Как научиться читать детские чувства? Как сделать так, чтобы после рождения малыша, любви мамы и папы хватало на обоих? Ответы на эти и другие вопросы о пополнении семьи и старших детях можно узнать из этой статьи.
Ребёнок и вторая беременность матери
Иногда родители считают, что старшим не обязательно знать о том, что мама под сердцем носит еще одного ребёнка, и не говорят ему об этом, вплоть до самых родов или даже до рождения брата или сестры. Такое поведение взрослых может привести к появлению настоящего стресса.
Информация о том, что беспомощный малыш имеет статус брата или сестры, может стать потрясением для ребёнка, который уже давно освоил свою роль в семье, живет спокойной жизнью и наслаждается тем, что мама с папой рядом, любят и ухаживают за ним.
Практика показывает, что, в большинстве случаев, если принести младшего ребёнка старшему сразу из родильного дома, то он сначала может обрадоваться. Однако, спустя несколько дней, когда почувствует, что ему стало резко не хватать внимания родителей, и оно теперь почти каждую минуту принадлежит младенцу, может потребовать, чтобы его унесли обратно.
Чем младше ребёнок, тем больше риск того, что он впадет в истерику, начнет капризничать, усложнять жизнь родителей проблемным поведением. Для того, чтобы этого не случилось, мать и отец должны заранее готовить старшего брата или сестру к тому, что скоро у него появится родной человек, который будет его любить и с которым можно будет играть.
Хорошо, если ребёнок будет «общаться» с маминым животом — гладить его, разговаривать, петь песни, фантазировать о будущем, строить планы задавать вопросы. Девять месяцев — достаточный период для того, чтобы старший окончательно привык к мысли о том, что в семье появится еще один ребёнок.
Почувствовать больше сплоченности с родителями он сможет, если они доверят ему выбрать имя будущему члену семьи, кроватку, одежду, цвет обоев в детской комнате. Так, старший ребёнок будет чувствовать свою нужность и значимость, и, когда малыш родится на свет, вместе с мамой и папой сможет искренне радоваться его появлению.
Ответы на вопросы о малыше
Чем чаще мама будет общаться с ребёнком на тему младенчества, тем больше он будет чувствовать ее любовь и доверие. Это поможет ему понимать, что появление младенца никак не отразится на их близком общении.
Вопросы о том, как рождается ребёнок, на кого он будет похож, что с ним следует делать, как он будет расти и развиваться могут возникать у детей разного возраста. Младших школьников можно посвящать в тайну деторождения, пользуясь помощью детских энциклопедий и другой литературы, в доступной форме, объясняющей детям, как происходит этот процесс. Общаясь с малышами, следует делать акцент на том, каким будет братик или сестричка, в какие игры они станут играть, какими игрушками старший ребёнок готов поделиться с ним.
Что нужно знать старшему ребёнку?
Он может знать пол малыша, если это уже известно и примерное время его рождения. Кроме того, хорошо, если родители посвятят его в особенности семейных и бытовых отношений, которые изменятся после родов. Ребёнку нужно слышать о том, что, возможно, первое время ему будет не хватает родительского внимания и общения, потому что малыш не может оставаться один даже на минуту — он слишком маленький, беспомощный и без заботы взрослых может погибнуть.
Хорошо, если старший ребёнок будет слышать о том, что мама не перестанет его любить, также будет ходить гулять с ним по выходным, посещать любимые места. Пусть подарки и мероприятия планируются для ребёнка также, как это было всегда. Если его жизнь, после появления второго ребёнка в семье, сильно не изменится, то ему не придется приспосабливаться к тому, что он теперь старший, что-то терпеть, чувствовать себя обделенным.
Снизить напряжение и ожидания старшего родители смогут, если будут почаще пересматривать с ним фотографии, на которых он сам изображен в младенческом возрасте — на руках у мамы с папой, забавный, беззащитный, маленький. Важно обсудить со старшим ребёнком то, как он будет взаимодействовать с младенцем — держать его на руках, качать, петь песни, улыбаться, заботиться о нем — купать, кормить, переодевать, гулять.
Иногда детям сложно почувствовать, какой будет их жизнь после появления в ней нового члена семьи. Родители могут помочь им, если обратят внимание ребёнка на многодетные семьи вокруг, вместе понаблюдают за ними, возможно, познакомятся поближе. Особенно полезно получить такой опыт общения детям, у которых повышенный уровень тревожности — они переживают, что родители перестанут их любить.
Пространство любовь и общение
Чтобы защитить детскую психику от переживания травматического опыта, родителям не стоит планировать серьезные жизненные перемены, которые по времени совпадают с родами. Например, не нужно переезжать в это время в другой город или район, менять ребёнку детский сад или школу. В обратном случае, сложности привыкания к новой среде совпадут с его новым жизненным статусом — старшего брата или сестры — и ему может быть трудно справиться с этими изменениями. Для того, чтобы старший ребёнок воспринял рождение младшего хорошо и спокойно, мать и отец должны позаботиться о том, чтобы в его жизни ничего сильно не поменялось.
Его пространство, личные вещи и игрушки должны остаться на прежнем месте. После рождения младшего ребёнка не стоит требовать от старшего изменения в поведении, щедрости, заботы, самостоятельности.
Малышу необходимо расти и набираться сил, а тому, кто старше, требуется время, чтобы привыкнуть к своей новой роли, маленькому человеку рядом и тому, что теперь ему придется делить с ним маму и папу. Старший ребёнок не получит психологическую травму, после появления второго в семье, если родители будут по-прежнему демонстрировать ему свою любовь, отвечать на все вопросы, обнимать и целовать, интересоваться мнением и желаниями.