Правильная самооценка очень важна для развития личности ребёнка, и современные родители уделяют должное внимание этому фактору. Сейчас уже не популярна педагогическая теория, согласно которой каждую похвалу дети заслуживают только по результатам тяжелого труда, физического или интеллектуального. Детство должно быть периодом радости и счастья — в этом залог успешного будущего человека. Но как быть, если ребёнок стесняется сверх меры и не очень уверен в себе?
Почему ребёнок себя не ценит?
Детство неуверенного в себе ребёнка выглядит не очень счастливым. Он сам на себя накладывает ограничения, которые мешают получать удовольствие от жизни. Отказывается от участия во многих интересных мероприятиях — а вдруг плохо получится сделать то, что нужно. Праздники в детском саду и школе — настоящее испытание нервной системы на прочность. Другие дети рвутся рассказать стишок для мамы или Деда Мороза, а этого малыша не вытащить на сцену, или он будет там молчать, потому что боится запнуться.
Позже в школе такой комплекс может развиться в самые неожиданные формы. Часто ребёнок отказывается отвечать не потому, что плохо выучил урок, а просто из страха. Нередка ситуация, когда все письменные работы написаны на отлично, а устного ответа от ученика добиться невозможно. Любые проявления инициативы отсутствуют: для неуверенного в себе ребёнка самое страшное — что его вообще заметят. Также низкая самооценка может вылиться в бравирование собственными неудачными сторонами, очень часто такие особенности личности выявляются в самых отпетых хулиганах класса.
Откуда берется эта неуверенность в себе у ребёнка? Есть разные пути, по которым восприятие ребёнком своей личности может повернуть в сторону низкой самооценки. Но главным образом это бывает следствием сильной стрессовой ситуации в раннем детстве. Предугадать, какая именно из многочисленных ситуаций станет критичной для малыша, невозможно. Очень может быть, что родители и не заметили, когда же произошло травмирующее событие. Это могут быть сугубо внутренние переживания, о которых сам ребёнок забудет уже через несколько дней, но эмоциональный опыт останется и будет влиять на детство дальше.
Родители помогут
Заинтересованные в благополучии ребёнка родители должны постараться помочь ему как можно раньше преодолеть такие проблемы. Консультация детского психолога может быть хорошим подспорьем на этом пути. Возможно, специалист посоветует стратегии, которые помогут малышу поскорее достичь гармонии с окружающим миром. Но главная роль в этом процессе в любом случае будет принадлежать родителям. Именно их позитивная оценка имеет наибольшее значение для крохи, и он такую поддержку должен получать в большом количестве. Поводов для отсутствия похвалы просто не должно быть, причем взрослым надо быть искренними, чтобы ребёнок видел — его хвалят не просто так, а обоснованно.
Именно мнение старших является решающим для маленького ребёнка в его раннем детстве. Это самые значимые взрослые, не доверять которым малыш не может, ведь он полностью зависим от них в этом мире. Позже, когда у него появится приличный запас жизненного опыта, основанный на общении с другими детьми и взрослыми, малыш может начать сравнивать слова родителей и тех людей. И именно по этой причине с проблемой заниженной самооценки лучше разобраться как можно раньше, пока у ребёнка не появился аргумент «вы так говорите только потому, что вы мои родители, а на самом деле все иначе».
Дети — герои семьи
Если ребёнок стесняется чужого внимания, если ему трудно рассказывать стихи на праздниках или отвечать у доски, то хорошим выходом для него станут занятия в театральном кружке. На первый взгляд идея выглядит парадоксально — ребёнка предлагается поместить в среду, вызывающую у него максимальное неприятие и дискомфорт. Но в действительности занятия в театральной студии состоят не только из выхода на сцену — это только верхушка айсберга, малая часть творческого процесса, итог проделанной работы.
Основные занятия будут направлены на постепенное привыкание ребёнка к публичным выступлениям. Деятельность педагога нацелена именно на то, чтобы юный актер постепенно осваивался в открытом пространстве, чтобы его дискомфорт уменьшался, уступая место раскрепощенности. Для каждого индивидуально подбирается роль в сложившемся коллективе в соответствии с личными особенностями ребёнка. Родители не должны испытывать разочарование, если первые роли будут совсем маленькими. Это пойдет на пользу преодолению комплексов: ребёнок будет двигаться от простых ситуаций к более сложным, неизменно достигая успеха на каждом этапе. А успех детских спектаклей гарантирован всегда, ведь их смотрят самые восторженные зрители — родители и друзья.
Если самооценка ребёнка настолько низка, что он приходит в ужас от самой идеи посещения любого кружка, можно театральные шоу поначалу устраивать дома. Кто-то один из родителей может составить с малышом театральную труппу, помочь разучить роли, изготовить декорации. Но не стоит в этот процесс включаться всей семье: у конечного спектакля обязательно должен быть зритель, не участвующий в постановке, только тогда его мнение будет важно для ребёнка.
На память о детстве
Хорошей идеей для поднятия самооценки ребёнка может стать его личная стена почета. Абсолютно у каждого ребёнка можно найти в жизни ситуации, когда он был на высоте. Собрался с силами и рассказал стихотворение — молодец! Исправил плохую отметку или преодолел страх и выступил у доски — замечательно! Это может быть и выставка детских поделок, рисунков, без которых не обходится детство ни одного современного ребёнка.
Если малыш занимается в какой-либо студии или кружке, почти наверняка по окончании каждого учебного периода он получает сертификаты и грамоты — педагоги часто используют такой психологический прием, даже если особых успехов не было. Эти документы обязательно должны присутствовать на стене почета, чтобы их могли видеть все, бывающие в доме. Почти наверняка такая стена привлечет внимание гостей, и они захотят отметить успехи ребёнка — это неоценимый вклад в его самооценку.