Радости первого сентября позади, у ребёнка накопилась усталость — а вместе с ней некоторые трудности. Хорошо, если первоклассник отлично адаптировался к новым условиям и ладит с ребятами, слушается педагогов и не имеет никаких проблем со здоровьем, кроме периодических ОРВИ. Но в некоторых семьях вместо подготовки к Новому году на повестке дня остро стоит вопрос — у ребёнка колет в груди, ребёнок не слушает учителя, или и вовсе наблюдаются признаки невротического состояния. Конечно, впереди каникулы, но ведь проблемы не исчезнут сами собой, а могут только усилиться с зимне-весенним авитаминозом. Как помочь родителям разобраться, где можно помочь малышу своими силами, а когда нужно бежать к детскому кардиологу, неврологу, психологу или нейропсихологу — расскажет MedAboutMe.
«Болезнь первоклассника»
Конечно, официально такой болезни не существует, однако опытными врачами четко подмечен определенный симптомокомплекс, который отражает пограничное состояние ребёнка. Детский кардиолог Егорова Т.Е. так описывает типичные жалобы ребёнка 6-8 лет:
- Колющие боли в грудной клетке слева, эпизодические, непродолжительные — могут возникать при быстрой ходьбе или беге, но быстро проходят самостоятельно в покое.
- Быстрая утомляемость ребёнка.
- Головные боли.
- Колебания артериального давления.
«Шансы» на появление таких симптомов увеличиваются у детишек хрупкого астенического телосложения, у эмоционально лабильных детей. Несколько чаще данный симптомокомплекс встречается у девочек. Летом жалобы ослабевают, а вот осень, зима и весна — то есть время привыкания, адаптации к школе и скопившаяся усталость — самое «время разгара».
Почему возникают эти жалобы? В данном возрасте дети активно и неравномерно растут: интенсивный рост наблюдается и в сердце и коронарные сосуды, питающие само сердце, могут «не поспевать» за увеличением мышечной массы. Кроме того, изменяется вегетативная регуляция, у детей и в норме в этом возрасте могут быть дыхательная аритмия, урежение сердечного ритма (брадикардия).
Конечно, необходимо исключать явную патологию сердца — врожденные пороки, миокардиты, а также проблемы с позвоночником и желудочно-кишечным трактом. Но если явной органической патологии не найдено, а жалобы имеются — пугаться не нужно. Ведь такая «болезнь» первоклассника не требует специфического лечения. Дневной и полноценный ночной сон, режим дня, полноценное питание, прогулки и свободное время — вот что необходимо малышу! Могут оказаться полезны поливитамины.
У особенно тревожных деток хороший эффект могут принести мягкие седативные препараты по типу валерианы, пустырника в таблетках, ново-пассита. Иногда необходим глицин, тенотен — назначить правильные препараты для конкретного поможет доктор на приеме. Врачи старой школы рекомендуют при приступе колющей боли понюхать корень валериалы и лечь на левый бок — «рецепт», проверенный временем!
Стоит помнить: дети не всегда могут адекватно сообщить о своем дискомфорте. Послушайте своего малыша, он может говорить о том, что его «кто-то щекочет» в определенном месте грудной клетки, или «там чешется, но родители не могут почесать», «жжет как солнышко», «кто-то меня щекочет перышком». Это все описания вполне объективного ощущения. Запишитесь к детскому кардиологу и пройдите полноценное обследование.
В этой «болезни» нет ничего страшного: первоклассник обязательно перейдет во второй класс и постепенно перерастет свои адаптационные проблемы. Но родителям стоит помочь своему чаду.
Загадочная психосоматика
Психологи не устают напоминать: маленький ребёнок не всегда умеет рассказать о своих переживаниях — порой ему не хватает слов, чтобы объяснить, что его тревожит. Дети раннего возраста и вовсе не способны порой даже идентифицировать, что именно их тревожит.
Поэтому среди деток так распространены так называемые психосоматические заболевания — организм малыша выдает болезненную симптоматику и как бы говорит родителям «есть нерешенная проблема». Этот механизм отражает проблемы в психическом статусе ребёнка — это физический выход отрицательных эмоций, разочарования, обиды и боли. Организм как бы привлекает внимание взрослых и вступает «в диалог» с ними вместо ребёнка, который еще не умеет сформулировать и обозначить свои чувства. Важно подчеркнуть, речь идет не о симуляции, а именно о заболевании, требующем медицинского вмешательства, диагностики и лечения.
Конечно, каждый случай болезни требует тщательного рассмотрения доктором. Но если имеет место хроническая патология, — например, лидерами психосоматики среди детей являются заболевания желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, нейродермит, энурез — стоит параллельно с выполнением назначений доктора проконсультироваться с психологом, который имеет дело с детьми с психосоматическими заболеваниями. Вполне возможно, он сможет выявить «травмирующее событие» — причину болезненного состояния.
И сама мама может внимательнее понаблюдать за ребёнком: в некоторых случаях причина лежит на поверхности и недомогание начинается непосредственно перед или после повторяющейся стрессовой для малыша ситуации. К примеру, голова начинает болеть после семейных ссор или неприятностей с ребятами во дворе или в школьном классе (понравившейся девочкой/мальчиком?) А живот начинает не на шутку ныть и болеть перед контрольной работой или диктантом.
Научите слушаться
Для любого дошкольника от двух до шести лет основным видом познавательной деятельности является игра. Сроки развития у детей индивидуальны и весьма варьируют: кто-то может самостоятельно высказать интерес к чтению и письму (у таких деток раньше созревает нервная система), а у некоторых детей к семи годам не вполне сформировалась нервная система и необходимые познавательные функции.
Чем может помочь взрослый, если у ребёнка-первоклассника не вполне крепкая и устойчивая нервная система, он много «вертится» и не слушает учителя? Во многих случаях, ребёнку необходима помощь в повышении уровня произвольности поведения — так специалисты называют умение слушать и слушаться. Малышу необходимо помочь:
- Контролировать свои желания и чувства,
- Овладеть умением корректно вести себя в обществе;
- Уметь ориентироваться в ситуации.
Для этого необходимо проигрывать сценки — спорные случаи из жизни и объяснять ребёнку, как повести себя в том или ином случае.
Исключите органические заболевания
Иногда развитию ребёнка существенно мешает медицинское, непридуманное заболевание. Полистайте медицинскую карту ребёнка, проконсультируйтесь «лишний» раз с докторами — педиатром, неврологом, детским психологом и нейропсихологом — каждый даст ценные советы, и вы не пропустите (и не запустите) возможное болезненное состояние. Детский психолог И.Б. Широкова говорит, что у себя на приеме «слишком часто слышит от родителей, что они «пропустили» какой-то диагноз — в данном случае всегда лучше настоять на дополнительном, всестороннем обследовании».
Движение — жизнь!
Одним из свидетельств хорошей зрелости головного мозга является хорошая координация движений. Найдите приятный для малыша и удобный гимнастический комплекс и не забывайте про систематичность занятий! Включайте заводную, бодрую ритмичную музыку.
Научите ребёнка прыгать через скакалку — нехитрое упражнение отлично координирует руки-ноги и корпус. Позвольте ребёнку в перерыве между школьными занятиями попрыгать всласть в коридоре.
Неподвижное длительное сидение не физиологично для ребёнка 6-7 лет, еще слабые мышцы спины будут испытывать колоссальное напряжение.
Напротив, движение гораздо полезнее для общего здоровья и нервов, в частности.
Деткам нравятся упражнения, в которые включены движения двумя руками над головой — как будто ребёнок рисует радугу. Детские психологи рекомендуют сопровождать данное разводящее и сводящее движение руками позитивным настроем на успех и отличное самочувствие, например: «красная дуга для добра, оранжевая дуга — для тепла, желтая — для счастья, зеленая — для здоровья, голубая дуга — дуга чудес, синяя — для спокойствия, фиолетовая дуга — для успеха!»
Если ребёнок из тревожных, настороженных деток и у него напряжены плечи и спина, ему необходимы простенькие упражнения, которые ему следует выполнять регулярно:
- Полетать как бабочка, птичка — в вертикальной плоскости.
- Показать, как работает ветряная мельница — осуществляются круговые движения.
- А как работают ножницы? Движения в горизонтальной плоскости.
- Пусть малыш порисует на большом листе бумаги, который будет прикреплен на уровне его лица — руки высоко подняты.
Пластилин, лепка, карандаши, вырезание — все эти действия помогают укрепить мелкую мускулатуру рук и, как следствие, ребёнок будет меньше испытывать сложностей с письмом.
Школьный невроз
Это уже не безобидные прокалывающие боли в груди, или психосоматическое отражение в болезни какого-то органа-мишени малыша. Школьный невроз — это постоянная тревога, стресс, связанный с отношением к школе, устойчивые страхи, тихая паника, ужас, который испытывает малыш младшей школы.
Несовместимость особенностей склада личности ребёнка и ситуации в школьном классе требует длительной работы с психологом, невропатологом, в некоторых случаях — индивидуальная психо-коррекционная программа. Но если родители не поленятся выполнять рекомендации специалистов, ребёнок сможет адаптироваться к школе, при этом его здоровье существенно не пострадает.
Но в первую очередь, родителям стоит задуматься, какая жизненная ситуация окружает ребёнка — возможно, на ребёнка обрушивается избыток ненужной ему информации в условиях дефицита эмоционального тепла, особенно, если родители работают круглыми сутками. Кроме того, имеет значение высокие требования родителей и их мечты и надежды, связанные с будущим малыша.
Доктор-невролог, выписав необходимые лекарства, и психолог, расписав сильные стороны малыша, могут оказаться бессильны — потому что они не в силах контролировать обстановку в доме. Так что, основная работа, конечно, принадлежит родителям.
На что же нужно обратить внимание, чтобы не пропустить невроз на ранней стадии? Известно, что при начальных проявлениях школьный невроз гораздо легче поддается коррекции.
Итак, что должно насторожить родителей младшего школьника:
- Ребёнок не выполняет просьбы с первого раза, часто отвлекается во время выполнения школьных заданий.
- Он не откликается на свое имя или фамилию, хотя не имеет проблем со слухом.
- Систематически забывает дома школьные принадлежности.
- Отказывается идти в школу.
- Часто роняет вещи, «все валится из рук», в частности из-за того, что дрожат руки и его движения скованны.
- Неусидчивый, часто «возится», меняет позу, вскакивает с места, потирает лоб или руки, почесывает голову.
- Перед попыткой выполнить домашнее задание может удариться в слезы.
- На тетрадях оставляет пятна из-за влажных ладошек.
- Прячет от родителей дневник и тетрадки.
- У доски боится отвечать: у него меняется голос, который становится хриплым, сиплым, визгливым или вовсе пропадает — схожее состояние наблюдается при вопросах родителей относительно проведенного времени в школе.
Если родители замечают, что у ребёнка наблюдается половина или более симптомов — ребёнку необходима консультация психолога.
Следующие позиции отражают нарушения неврологического статуса и требуют немедленной консультации другого детского специалиста — невролога:
- Ребёнок агрессивен, портит вещи, может плеваться, пинаться. Злится и швыряет вещи (ручки, карандаши, тетради).
- Периодами задыхается, с трудом глотает слюну.
- Кусает губы, щеку с внутренней стороны, имеет привычку грызть ручки или обкусывать ногти, выдирать волосы.
- Имеет навязчивую потребность крутить волосы, одежду, теребить предметы.
- Шаркает ногами под школьной партой. Во время выполнения домашнего задания не сидит за столом, вскакивает поминутно, сидит в немыслимой позе, а то и вовсе лежит на диване или на полу.
- В школу ходит с большим нежеланием.
Любой из этих признаков должен насторожить родителей и стать поводом для записи к специалисту-неврологу.