В начале нового учебного года в жизни школьника происходит много изменений — каникулы закончились и теперь ему вновь нужно привыкать к ответственному режиму обучения. Если ребёнок переходит в новую школу, то, его адаптация к учебному процессу становится еще более затрудненной. Возможно, ему даже понадобится дополнительная помощь взрослых — родителей, педагогов, детского психолога.
У взрослых намного больше жизненного опыта того, как можно приспосабливаться к новым ситуациям — переезду, смене деятельности, коллектива. У детей такого опыта нет, поэтому, если не оказывать ребёнку поддержку в это время, он может получить травмирующий опыт, замкнется в себе или станет агрессивным. Что должны знать родители о переходе ребёнка из одной школы в другую? Как помочь ему привыкнуть к новым условиям?
Возможные проблемы ребёнка
Сложности в общении с одноклассниками. Чем старше школьник, тем сложнее ему бывает привыкнуть к новой среде и ребятам. Эта проблема может стать серьезной, если старая и новая школы очень отличаются друг от друга — уставом, контингентом, направленностью. Например, переход из обычной образовательной школы в гимназию с углубленным изучением иностранного языка, или из класса, в котором обучались только мальчики, в смешанный класс.
Непонимание в отношениях с педагогом. Все дети разные. Иногда, ребёнок обладает трудным характером, который не просто понять и найти к нему подход. Когда он идет в первый класс, учитель, возможно, долгое время пытается наладить взаимодействие с ним и, благодаря затраченным усилиям, между ними появляется хороший контакт. Новичок в школе — это, по сути, чужой ребёнок, которого никто не знает и, возможно, не станет тратить много времени и сил на то, чтобы подружиться с ним. Поэтому, дети, обладающие легким нравом и спокойным характером, легче привыкают к новой атмосфере, а бунтарь, перфекционист, «маленький профессор» будут испытывать сложности во время адаптации и общения.
Психология детей и способы адаптации
Способность ребёнка интегрироваться в новую среду зависит от формы ее агрессивности. Все дети, также, имеют свои модели адаптации. Переезд и связанные с ним перемены — это стресс. Ребёнок может чувствовать себя неловко, общаясь со сверстниками, знакомясь с новыми правилами, осваивая незнакомые места.
Родители скорее помогут ему привыкнуть, если будут знать об особенностях его психологии и способах адаптации. Она делится на три типа.
- Избегающий. Дети сторонятся трудностей и проблем, возникающих на их пути. Они могут замкнуться в себе и не делиться с родителями, если в школе их дразнят, обижают, не принимают в новом классе. Поэтому, матери и отцу нужно стараться «разговорить» ребёнка, чтобы знать о том, как он себя чувствует и его делах в школьном коллективе.
- Приспосабливающийся. Ребёнок не избегает проблем — он терпит их, делая вид, что у него все хорошо. Такие дети улыбчивы и общительны, однако, на душе им часто бывает тяжело. Одноклассники могут использовать их, манипулировать. Такой способ приспособления не способствует развитию ребёнка. Родители должны научить его слышать свои чувства и желания, защищать себя.
- Бунтующий тип. В этом случае, школьник сопротивляется той системе, в которую попал. Он не молчит и, во время общения с одноклассниками и педагогами, пытается утвердить свои правила. Таким детям непросто уживаться с окружающими. Часто, они добиваются своего и становятся лидерами. Однако, когда их «несет» и они самозабвенно отстаивают мнение, то могут вести себя жестоко, эгоистично. Все, что нужно им — научиться вовремя «останавливаться» и слышать, кроме себя, других людей.
Как помочь ребёнку адаптироваться?
Исследование. Знание делает перемены в жизни простыми и понятными. В настоящее время у всех школ есть вебсайты с общей информацией. В школьном календаре содержится подробная информация о предстоящих мероприятиях, таких, как день открытых дверей, и другие — родители могут посетить их с ребёнком. Можно узнать имена учителей, найти их фотографии и биографии, познакомиться, прежде чем встречаться с ними. Еще одна тема исследования — варианты, как добраться до учебного заведения. Если школа находится рядом, и до нее можно дойти пешком, можно посмотреть с ребёнком по онлайн картам лучшие маршруты и прогуляться по ним несколько раз вместе.
Посещение. В первый день, в новой школе ребёнок, возможно, будет нервничать. Поэтому, лучше посетить школу до того дня, как он пойдет на уроки. Первое знакомство с помещением в неформальной обстановке даст возможность найти шкафчики, классные комнаты и ключевые места, например, столовую, туалеты, раздевалки.
Режим и повторения. Пока ребёнок привыкает к изменениям в школьной жизни, домашняя среда должна оставаться стабильной. Перемены для детей могут быть так же тревожны, как и для взрослых. Надо сохранить режим дня максимально привычным для ребёнка, будь то домашние дела, еженедельные, спортивные мероприятия, время в интернете, отдых, хобби, прием пищи. Чувство комфорта в домашнем окружении имеет решающее значение для знакомства с новой средой и привыкания к ней.
Советы родителям
Поощрение новых знакомств. Лучший способ для ребёнка подружиться — это взаимодействовать со сверстниками в комфортной обстановке. Главное — безопасная зона, поэтому, можно пригласить новых друзей домой. Родителям не стоит делать этого за спиной у ребёнка, а только совместно с ним. Можно организовать совместный поход в парк, кино, кафе. Если в школе задают групповые задания, или проекты, дети, объединившись в небольшую группу, могут готовиться дома у кого-то из них.
Разговоры о том, как прошел день. Обычный ответ, который родители могут получить от детей, если спросить, как у них прошел день — «Все в порядке». Поэтому, лучше задавать вопросы более определенным образом. Попросить рассказать о своих учителях. Спросить об одноклассниках. Узнать, как они относятся к отметке, которая была получена. Справедлива ли она по мнению ученика?
Нужно хорошо знать своего ребёнка, что его интересует, что беспокоит, чтобы можно было начать разговаривать и получить ценную информацию.
Важное значение имеет создание прочного фундамента для отношений с ребёнком в семье. Если он будет доверять взрослым, то, в трудных ситуациях, обратится за помощью, участием и советам к матери и отцу. Уверенные дети, чувствующие себя в безопасности, убежденные в том, что родители всегда их поймут и поддержат, лучше взаимодействуют с людьми в новых условиях и быстрее находят друзей.