Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Начало обучения в школе ставит перед родителями новые, особенные задачи в воспитании, где ребёнок — ученик. Этот этап развития личности качественно отличается от прошлого, дошкольного периода.

Школа — это повышение интеллектуальной нагрузки и ограничение физической активности, продолжение социализации личности и изменение социальной роли ребёнка в обществе, необходимая, осознанная совместная деятельность в школьном классе и осознание ребёнком себя как части всего школьного коллектива. Как помочь ребёнку стать учеником — ответственным, исполнительным, самостоятельным? Ответы в данной статье.

Организация дня ребёнка

Организация дня ребёнка

Для семьи первый класс становится значительным испытанием. Чтобы адаптация и социализация бывшего дошкольника прошли легко и безболезненно, ребёнку потребуется родительская помощь.

Начать придется с самого простого и одновременно важного — организации дня. Помощь родителей (обычно мамы) в организационных дневных процессах — бесценна. Ребёнок — младший школьник — еще не может самостоятельно правильно выстроить свой день. В первом классе, именно мама устанавливает время для подготовки домашнего задания, прогулок на улице, домашних дел, посещения кружков дополнительного образования и физического развития, общения с друзьями и свободных игр.

Уже в начале второго класса школьники обычно могут сами организовать свой день, а родителям остается общее, неназойливое наблюдение за процессом самоорганизации ребёнка.

Распорядок дня должен основываться на смене учебных нагрузок, физической активности и отдыха детей. Допустимы некоторые изменения в здравых пределах, но, в своей основе, цикличность повторяемых действий должна быть неизменной — это значит, что, первое время, умственную нагрузку следует чередовать с отдыхом. Благодаря этому, ребёнку станет проще подстроиться под ежедневный режим. Школьнику будет легче, день станет прогнозируемым и доступным для понимания.

Дети и домашние обязанности

Некоторые родители стараются не нагружать ребёнка домашними делами, когда он учится в начальной школе. Это ошибка. Домашние обязанности у младшего школьника должны быть. Конечно, в пределах разумного, соответственно возрасту и предпочтениям самого ученика. Постепенно, передавая ребёнку ответственность за определенную работу по дому — мытье посуды, уборку в комнате, прогулку с собакой — родители прививают основы самоорганизации и рациональной дисциплины. Принцип такой же, как с организацией дня: первое время, новое дело ребёнок учится делать совместно со взрослым, потом выполнение и ответственность за результат полностью перекладываются на школьника.

Самостоятельные родители и дети

Самостоятельные родители и дети

Повышение самостоятельности позволит вчерашнему дошкольнику ощутить свою обновленную социальную роль взрослого человека, несущего ответственность за свои действия. Разумное и постепенное приучение ребёнка самому решать поставленные задачи окажет положительное влияние на его дальнейшую школьную жизнь. Ведь школьное обучение — первая значимая активность ребёнка в социуме. В этот период детям трудно обойтись без помощи, понимания и мудрой похвалы взрослых.

Родителям важно учесть, что ребёнок вырос, и теперь, школьные достижения или провалы для него приобретают наиважнейшую ценность. Зачастую, именно отсутствие внимания и одобрения, равнодушие старших, нарушают гармоничный, исходный контакт, сложившийся в семье во время дошкольного детства.

Начальная школа — значительный шаг ребёнка из семьи в общество. Именно в это время социум начинает оказывать на воспитание школьника большее влияние, чем семья. В идеальном мире, школьная среда должна подтвердить ключевые понятия, полученные ребёнком дома и в детском саду, закрепить их в его сознании.

Однако, обычно, школьный социум может противоречить классическому воспитанию в семье — несправедливое отношение, низкие оценки не за знания, а за поведение портят настроение ребёнку и всем членам семьи. Родителям стоит помнить о том, что, поддержка и понимание детей, способность быть на их стороне — большая сила, позволяющая воспитать личность и научить преодолевать препятствия, сохраняя себя и самооценку.

Рано или поздно конфликтный период пройдет и взаимоотношения наладятся. И родители, и школьник осознают определенные качественные изменения в отношениях, научатся справляться с трудностями, приобретут бесценный опыт общения и отношений с социумом.

Общих приемов в воспитании детей, которые подойдут всем, не существует. Этот индивидуальный процесс во многом зависит от готовности родителей к переменам в своей жизни, от того, насколько они сами довольны собой и счастливы. Понимание, участие, доброта, терпение и поддержка помогут взрослым показать ребёнку этот сложный мир, полный радости и горечи, побед и поражений.

Привычки всей семьи для успешного обучения

  • Не стоит сажать ребёнка за уроки в плохом настроении. Когда дети расстроены, злы, чувствуют усталость или тревогу, обучение не будет эффективным.
  • Прежде чем приучать ребёнка делать домашнее задание, нужно понять, каким темпераментом он обладает. Активным детям полезно отдыхать час-полтора после школы, потому что они могут быстро уставать после школы. Медлительный ребёнок долго «раскачивается», поэтому не стоит торопить его садиться за уроки — иногда ему нужно долго готовиться к ним.
  • Если в школе случаются конфликты — учительница жалуется на успеваемость или поведение ребёнка — не стоит «нападать» на него, не разобравшись, в присутствии педагога и одноклассников. Следует обязательно выслушать точку зрения ребёнка, чтобы понять мотивы его поведения — это поможет сохранить доверие в отношениях.
  • Важно воспитывать в детях правильное отношение к оценке. Ученики должны знать, что школьный балл не оценивает личность, а свидетельствует о готовности к уроку и пониманию материала.
  • Чтобы ребёнок нашел друзей в классе и был принят в детском коллективе, нужно учить его быть вежливым и понимающим, прививать ценность дружбы, помогать окружающим. Родители могут делать это, показывая собственный пример такого поведения.
  • Дети должны знать, зачем они учатся и ходят в школу — от понимания этого зависит учебная мотивация. Чем она выше, тем вероятнее то, что ребёнок будет ходить в школу с удовольствием, с радостью познавать новое, экспериментировать, изучать окружающий мир, интересоваться наукой.
  • Родителям не стоит отзываться плохо о школе или учителях, вспоминая свое детство и учебную жизнь — это не поможет ребёнку успешно адаптироваться, а напротив — может вызвать страх, нежелание учиться.
  • Крики, унижение, физическое воздействие, лишение отдыха и общения в качестве наказания за «двойки» или невыполненные уроки отрицательно сказываются на детской психике — дети становятся тревожными, начинают ненавидеть школу. Чтобы этого не случилось, родителям важно выработать привычку вести себя спокойно, терпеливо, с пониманием и участием относиться к ученику в семье.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Упражнения для лечения простатита и аденомы простаты

Физические упражнения при аденоме простаты могут улучшить кровообращение в малом тазу. Выполнять гимнастку стоит лишь по совету врача.

Шейно-грудной остеохондроз: симптомы болей и методы лечения

Как избавиться от боли в верхних отделах позвоночника? Медикаменты, выписанные врачом, и комплекс лечебной гимнастики помогут при остеохондрозе.

Сезонный гид от дерматолога по правильному уходу за очень сухой и чувствительной кожей зимой и весной

Опасность межсезонья: чем грозит смена погоды сухой и нежной коже?

Как сохранить трезвую память до старости: топ 7 способов

У вас слабая память? Вы тяжело запоминаете лица людей, маршрут движения или стихи? Есть способы развить свою память и предотвратить появление старческой деменции.

Депрессия: причины и признаки

Узнайте о 5 причинах и 7 признаках депрессии. Зная о симптомах и истоках, легче найти эффективные способы борьбы с ней.

Пременопауза: предвестники раннего климакса

Как женщинам после сорока лет облегчить проявления раннего климакса? Какие меры следует предпринять?

Как в домашних условиях лечить заболевания органов малого таза у женщин: современный подход

Физиотерапия на страже женского здоровья: профессиональный медицинский аппарат для лечения в домашних условиях
Опубликовано 04.10.2018 10:49, обновлено 17.04.2020 18:25
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Факторы адаптации первоклассников к школе / Соловьёва Д.Ю. // Вопросы психологии 2012 №4

Читайте также

Собираем ребенка в школу
К сборам ребенка в школу родители должны подойти с большой ответственностью.
Тайланд: школьное образование в традициях королевства
Школьное образование в Таиланде: с чего начинается уважение к старшим, традиции в яслях, садах и школах.
Школьное образование в Мексике: учиться начинаем в 2 года
Россия и Мексика: чем похожи и чем отличаются наши школы, ученики и учителя?
Средний школьный возраст детей
Что в приоритете у детей средних классов? Когда пора говорить о будущей профессии?
Школы Австралии: чему и как учат за рубежом?
Школьного образование в Австралии: чему, кого и как учат на далеком континенте?
Дети и школа: сложности адаптации
Что делать, если дети не хотят рано просыпаться по утрам? Утренняя зарядка для бодрости.