Начало обучения в школе ставит перед родителями новые, особенные задачи в воспитании, где ребенок — ученик. Этот этап развития личности качественно отличается от прошлого, дошкольного периода. Школа — это повышение интеллектуальной нагрузки и ограничение физической активности, продолжение социализации личности и изменение социальной роли ребенка в обществе, необходимая, осознанная совместная деятельность в школьном классе и осознание ребенком себя как части всего школьного коллектива. Как помочь ребенку стать учеником — ответственным, исполнительным, самостоятельным? Ответы в данной статье. Организация дня ребенка Для семьи первый класс становится значительным испытанием. Чтобы адаптация и социализация бывшего дошкольника прошли легко и безболезненно, ребенку потребуется родительская помощь. Начать придется с самого простого и одновременно важного — организации дня. Помощь родителей (обычно мамы) в организационных дневных процессах — бесценна. Ребенок — младший школьник — еще не может самостоятельно правильно выстроить свой день. В первом классе, именно мама устанавливает время для подготовки домашнего задания, прогулок на улице, домашних дел, посещения кружков дополнительного образования и физического развития, общения с друзьями и свободных игр. Уже в начале второго класса школьники обычно могут сами организовать свой день, а родителям остается общее, неназойливое наблюдение за процессом самоорганизации ребенка. Распорядок дня должен основываться на смене учебных нагрузок, физической активности и отдыха детей. Допустимы некоторые изменения в здравых пределах, но, в своей основе, цикличность повторяемых действий должна быть неизменной — это значит, что, первое время, умственную нагрузку следует чередовать с отдыхом. Благодаря этому, ребенку станет проще подстроиться под ежедневный режим. Школьнику будет легче, день станет прогнозируемым и доступным для понимания. Дети и домашние обязанности Некоторые родители стараются не нагружать ребенка домашними делами, когда он учится в начальной школе. Это ошибка. Домашние обязанности у младшего школьника должны быть. Конечно, в пределах разумного, соответственно возрасту и предпочтениям самого ученика. Постепенно, передавая ребенку ответственность за определенную работу по дому — мытье посуды, уборку в комнате, прогулку с собакой — родители прививают основы самоорганизации и рациональной дисциплины. Принцип такой же, как с организацией дня: первое время, новое дело ребенок учится делать совместно со взрослым, потом выполнение и ответственность за результат полностью перекладываются на школьника. Самостоятельные родители и дети Повышение самостоятельности позволит вчерашнему дошкольнику ощутить свою обновленную социальную роль взрослого человека, несущего ответственность за свои действия. Разумное и постепенное приучение ребенка самому решать поставленные задачи окажет положительное влияние на его дальнейшую школьную жизнь. Ведь школьное обучение — первая значимая активность ребенка в социуме. В этот период детям трудно обойтись без помощи, понимания и мудрой похвалы взрослых. Родителям важно учесть, что ребенок вырос, и теперь, школьные достижения или провалы для него приобретают наиважнейшую ценность. Зачастую, именно отсутствие внимания и одобрения, равнодушие старших, нарушают гармоничный, исходный контакт, сложившийся в семье во время дошкольного детства. Начальная школа — значительный шаг ребенка из семьи в общество. Именно в это время социум начинает оказывать на воспитание школьника большее влияние, чем семья. В идеальном мире, школьная среда должна подтвердить ключевые понятия, полученные ребенком дома и в детском саду, закрепить их в его сознании. Однако, обычно, школьный социум может противоречить классическому воспитанию в семье — несправедливое отношение, низкие оценки не за знания, а за поведение портят настроение ребенку и всем членам семьи. Родителям стоит помнить о том, что, поддержка и понимание детей, способность быть на их стороне — большая сила, позволяющая воспитать личность и научить преодолевать препятствия, сохраняя себя и самооценку. Рано или поздно конфликтный период пройдет и взаимоотношения наладятся. И родители, и школьник осознают определенные качественные изменения в отношениях, научатся справляться с трудностями, приобретут бесценный опыт общения и отношений с социумом. Общих приемов в воспитании детей, которые подойдут всем, не существует. Этот индивидуальный процесс во многом зависит от готовности родителей к переменам в своей жизни, от того, насколько они сами довольны собой и счастливы. Понимание, участие, доброта, терпение и поддержка помогут взрослым показать ребенку этот сложный мир, полный радости и горечи, побед и поражений. Привычки всей семьи для успешного обучения Не стоит сажать ребенка за уроки в плохом настроении. Когда дети расстроены, злы, чувствуют усталость или тревогу, обучение не будет эффективным. Прежде чем приучать ребенка делать домашнее задание, нужно понять, каким темпераментом он обладает. Активным детям полезно отдыхать час-полтора после школы, потому что они могут быстро уставать после школы. Медлительный ребенок долго «раскачивается», поэтому не стоит торопить его садиться за уроки — иногда ему нужно долго готовиться к ним. Если в школе случаются конфликты — учительница жалуется на успеваемость или поведение ребенка — не стоит «нападать» на него, не разобравшись, в присутствии педагога и одноклассников. Следует обязательно выслушать точку зрения ребенка, чтобы понять мотивы его поведения — это поможет сохранить доверие в отношениях. Важно воспитывать в детях правильное отношение к оценке. Ученики должны знать, что школьный балл не оценивает личность, а свидетельствует о готовности к уроку и пониманию материала. Чтобы ребенок нашел друзей в классе и был принят в детском коллективе, нужно учить его быть вежливым и понимающим, прививать ценность дружбы, помогать окружающим. Родители могут делать это, показывая собственный пример такого поведения. Дети должны знать, зачем они учатся и ходят в школу — от понимания этого зависит учебная мотивация. Чем она выше, тем вероятнее то, что ребенок будет ходить в школу с удовольствием, с радостью познавать новое, экспериментировать, изучать окружающий мир, интересоваться наукой. Родителям не стоит отзываться плохо о школе или учителях, вспоминая свое детство и учебную жизнь — это не поможет ребенку успешно адаптироваться, а напротив — может вызвать страх, нежелание учиться. Крики, унижение, физическое воздействие, лишение отдыха и общения в качестве наказания за «двойки» или невыполненные уроки отрицательно сказываются на детской психике — дети становятся тревожными, начинают ненавидеть школу. Чтобы этого не случилось, родителям важно выработать привычку вести себя спокойно, терпеливо, с пониманием и участием относиться к ученику в семье. Пройдите тестГотов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Использованы фотоматериалы Shutterstock