Депрессия — тяжелый и болезненный процесс для людей. Однако не только взрослые подвержены этому состоянию — ребёнок также может переживать депрессивные чувства. Не все родители знают, как вести себя в ситуации, когда дети испытывают душевные переживания. Наблюдая за этим, взрослые ведут себя, чаще всего, таким образом: стараются отвлечь ребёнка, занять его, развеселить или не обращают внимания на эмоциональное состояние. Когда ребёнок находится в депрессии, такая реакция отрицательным образом сказывается на детской психике.
По каким признакам можно понять, что дети не просто расстроены или опечалены жизненными событиями, а переживают депрессивные чувства? Что нужно делать в первую очередь, чтобы помочь ребёнку и чего нельзя делать ни в коем случае? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать из данной статьи.
Причины и проявление депрессии у ребёнка
Причины депрессии у детей:
- Развод родителей.
- Трудные отношения в семье, постоянные конфликты и ссоры.
- Переживание ребёнком эмоциональной или физической травмы насилия.
- Потеря близких людей в результате переезда, расставания, смерти.
- Необъективное и несправедливое отношение к ребёнку дома или в школе — давление на психику, травля, издевательства, насмешки.
- Отчужденность близких взрослых людей — равнодушное отношение к личности ребёнка, его потребностям и чувствам.
- Последствия психологической травмы, такой как переживание сильного страха или унижения.
Ребёнок, в отличие от взрослого человека, не обладает способностью анализировать свои чувства и состояние и не понимает, что с ним происходит. Пребывая в депрессии, он старается вести привычный образ жизни, однако все его психические и познавательные процессы в это время подвергаются захвату сильных и болезненных чувств. По каким признакам можно понять, что у ребёнка депрессия?
- Отказ от игры или отсутствие положительных эмоций во время игровой деятельности. Если понаблюдать в это время за ребёнком, то станет видно, что он манипулирует предметами — куклами, машинками, другими игрушками — автоматически. Все, во что он играет, не вызывает в нем эмоционального отклика. Ребёнка в депрессии сложно чем-то порадовать или удивить — чувства радости в нем словно заморожены.
- Наличие страхов и усиление тревожного состояния. Дети могут бояться смерти, одиночества, незнакомых людей, замкнутого пространства, темноты, тишины. Ребёнок в этом состоянии тревожится за свою жизнь и все, что связано с ним — родителей, других близких людей, свои игрушки. Это тревога имеет бессознательную природу, и родители иногда могут воспринимать ее как черту характера.
- Агрессия, направленная на внешний мир — ребёнок дерется со сверстниками или родителями, кусает их, не контролируя в это время себя — и аутоагрессия, когда дети сознательно причиняют вред себе. Последняя проявляется в нанесении себе порезов лезвием или ножом, выдергивание волос, уколы, ушибы. В младшем школьном возрасте и ближе к подростковому, ребёнок может заниматься саморазрушением через алкоголь, наркотики, и употребление других токсических веществ.
- Ребёнок — маленький взрослый. Еще одна сторона депрессивного поведения у детей — это полное отсутствие в личности детской спонтанности, свободы, активности. Такие дети напоминают маленьких взрослых или даже старичков — они всегда сосредоточены, спокойно, сдержанны. Напряжение, которое дети при этом переживают, не отпускает их ни на минуту.
- Нарушение сна — крики, бессонница, кошмары.
- Отказ от еды.
Наличие одного или нескольких из перечисленных признаков может говорить о том, что у ребёнка депрессия. В данном случае родителям необходимо обратить свое внимание на выздоровление детской психики с помощью:
- поддержки;
- любви и внимания;
- включенности в жизнь и деятельность ребёнка;
- развивающих и коррекционных занятий с психологом.
К чему приводит игнорирование депрессии?
- Остановка в развитии.
- Увеличение агрессивного состояния или аутоагрессии. В самом печальном финале — суицид или несчастный случай.
- Увеличение физических травм.
- Усугубление чувства вины.
- Рост тревоги, которая со временем заблокирует все познавательные и интеллектуальные процессы так, что ребёнок не сможет нормально жить, быть бодрым и активным, как его сверстники, учиться, увлекаться хобби, радоваться жизни.
- Тяжелые заболевания нервной системы.
- Риск возникновения психических заболеваний.
Игры с родителями
Игра для ребёнка — это средство познания окружающего мира и способ взаимодействия с ним. Это необходимо знать родителям, когда они хотят помочь ребёнку преодолеть депрессию. Однако следует понимать, что внимание и совместные игры не избавят от депрессивных проявлений, если условия, в которых проживает ребёнок не меняются — они для него небезопасны, разрушительны, он не чувствует себя любимым и нужным, чувства которые зародились в результате психологической травмы не «вышли наружу».
Чтобы понять, как игра способствует улучшению эмоционального состояния, следует определить, что именно тревожит ребёнка. Если, например он переживает из-за расставания родителей и теперь почти не видится с близким человеком, к которому очень привязан, то с ним можно играть в игру, в которой куклы и зверята по сюжету должны расстаться, однако жизнь каждого из них на этом не заканчивается: они пишут друг другу длинные письма, звонят по телефону, делают своими руками подарки и отправляют их с помощью голубиной почты, «носят» друг друга в сердце, от чего чувствуют былую близость, сочиняют печальные песни или стихи, которые помогают выразить эмоции.
Если ребёнок переживает психологическую травму в результате смерти одного из близких людей, то помочь ему преодолеть этот стресс могут занятия со специалистом — песочным терапевтом, арт-терапевтом, сказкотерапевтом. Песок, изобразительные средства — карандаши, фломастеры, краски глина — помогают выразить чувства боли, страдания, гнева. Ребёнок через них словно «вытаскивает» боль наружу, рассматривает ее, знакомится с ней поближе и со временем отпускает.
Сказкотерапия для детей
Психологическая помощь ребёнку в депрессии может быть эффективной без применения медикаментов. Для того чтобы он выздоровел, необходимо налаживание отношений в семье, эмоционального фона матери и отца, нормализация их отношения к нему. Так как родители для ребёнка — самые близкие люди, на которых он надеется и опирается на протяжении многих лет, то крепкая эмоциональная связь с ними способна оказывать целебный психотерапевтический эффект.
Не только психолог в работе с ребёнком может использовать сказкотерапию — родители также, в тандеме со специалистом, могут применять этот увлекательный и полезный метод. Слушая сказки, разыгрывая их, дети переносят на истории главных героев свой собственный опыт и, наблюдая, как тебе справляются с похожими жизненными трудностями, бессознательно пользуются их опытом. Это помогает принять факт кризиса или потери, услышать свои болезненные чувства и прожить их. Только после прохождения этого этапа дети получают возможность начать радоваться жизни и чувствовать себя по-настоящему живыми.