Современные родители, стремясь воспитать разностороннюю личность, могут вкладывать много времени и сил в раннее развитие ребёнка. Они могут опираться, как на готовые и проверенные временем методики, так и подбирать занятия самостоятельно, исходя из потребностей малыша. Как же правильно стимулировать развитие детей дошкольного возраста?
Участие родителей в раннем развитии ребёнка
Будущие мамы и папы считают — для того чтобы стать отличными родителями следует изучить массу специальной литературы или овладеть некими методиками воспитания. Отчасти они правы — владеть азами педагогики необходимо. Однако помогут ли эти знания творческому или другому развитию ребёнка?
Могут ли родители, которые не сомневаются в своей правоте и навязывают свою линию поведения, обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста? Такие мамы и папы всегда точно знают, что именно необходимо их детям сегодня и в будущем. Подобная гиперопека не всегда идет на пользу чаду, и зачастую приводит к появлению психологических проблем (низкой самооценке, трудностям с реализацией во взрослой жизни и т. д.).
Другой крайностью являются родители, пребывающие в бесконечных сомнениях. Они пугаются всякий раз, когда сталкиваются с новыми аспектами в поведении или развитии ребёнка. Им кажется, что они пользуются слабым авторитетом, или недостаточно любимы своими детьми. А наказав малыша, испытывают муки совести и раскаяние.
Психологи говорят, что эти две группы мам и пап сложно назвать хорошими родителями, ведь излишняя тревожность, как и полная уверенность в своей правоте мешают им рассмотреть истинные нужды ребёнка и его потенциал.
Следует понимать, что не существует абсолютной нормы или четких правил, следование которым позволит стать идеальным родителем. Каждый человек учится этому также, как и любому другому важному делу, открывая для себя новые уровни мастерства.
Родительский труд включает в себя сомнения, ошибки и неудачи, которые сменяются маленькими и большими победами. Воспитание — это глубоко индивидуальный и во многом неповторимый процесс.
Детские психологи утверждают, что гармоничное развитие ребёнка возможно лишь в семье, где родители добры, любящи и достаточно тверды в своих принципах. Доброта по отношению к детям включает в себя нежность, веру в ребёнка и в его силы, а также стремление избежать необдуманных слов или поступков, вызванных родительским гневом. Твердость в воспитании предполагает справедливые требования и контроль за их исполнением. Однако следует обязательно делать поправку на возраст малыша и его способности.
Способы развития детей раннего возраста
Многие мамы и папы задают себе вопрос, стоит ли обучать малышей раннего возраста. Готовы ли их дети к восприятию большого объёма новой информации? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, ведь каждый ребёнок уникален, а значит и подход к нему следует подбирать особый.
Необходимо также отметить, что многие родители склонны преувеличивать значение детских развивающих центров, которые обещают быстрое и всестороннее развитие ребёнка. Конечно польза от посещения подобных заведений есть — дети безусловно становятся более коммуникабельными, легче осваивают навыки чтения и письма. Однако не стоит ожидать стремительного превращения смышленого малыша в вундеркинда. Также не следует полностью перекладывать воспитательный процесс на педагогов, ведь ребёнку важно получать достаточное количество внимания и заботы от мамы и папы.
Сейчас принято начинать обучать ребёнка с первого года жизни. Справедливости ради, нужно сказать, что многие центры детского развития предлагают занятия малышам, которым едва исполнилось полгода. Ведь спрос, как известно, всегда рождает предложение.
Существует несколько базовых обучающих программ, на которые опираются, как педагоги в центрах развития, так и многие родители, самостоятельно занимающиеся с детьми. Ниже представлены самые популярные из них:
- методика Марии Монтессори;
- методика Николая Зайцева;
- методика Глена Домана;
- Вальдорфская методика;
- система Никитиных.
Все они ориентированы на раннее развитие ребёнка и позволяют найти индивидуальный подход к малышам с гуманитарным и математическим складом ума.
Творческое развитие детей дошкольного возраста
Психологи уверяют, что творческие задатки есть у каждого ребёнка. Просто необходимо вовремя их заметить и развить. Даже если малыш не вырастет известным музыкантом или художником, у него на всю жизнь останется любимое увлечение или хобби. Кроме того, творческий склад ума поможет креативно подойти к решению различных жизненных задач. Как же помочь ребёнку воспитать в себе такие способности? Ниже приведены простые рекомендации для развития детей дошкольного возраста в домашних условиях.
- Поощрять спонтанное творчество
Дети часто рисуют там, где им вздумается. Родители не всегда в восторге от разрисованных фломастерами или красками обоев, столов или зеркал. Однако всякий раз ругая и наказывая ребёнка можно отбить у него охоту к изобразительному творчеству. Необходимо научиться подавлять первый эмоциональный порыв. Психологи рекомендуют показать малышу удивление и восторг. Лишь после этого следует объяснить юному художнику, что рисовать все же нужно в альбоме. Для дальнейшего закрепления спонтанного творчества следует позаботиться, чтобы у малыша всегда под рукой были краски, карандаши, бумага, тесто для лепки и т. д. Со временем ребёнок научится творить за своим рабочим столом.
- Учить работать с различными материалами и фактурами
Не стоит ограничивать полет фантазии малыша лишь стандартным набором: бумага-карандаши-краски. Можно продолжить детям мастерить поделки из природных материалов, пуговиц, ниток, макаронных изделий, круп и многого другого. Подобные занятия развивают не только фантазию, но и мелкую моторику рук. На улице можно рисовать на снегу и лепить из него фигуры, а летом использовать для этих целей песок.
- Играть в игры, развивающие воображение
Дети могут самостоятельно придумывать новые игры, используя совершенно обыденные вещи: посуду, одежду и предметы мебели. Такие игры особенно способствуют развитию фантазии. Важно подыгрывать ребёнку, а также вместе придумывать новые сюжетные линии. Также необходимо следить, чтобы игры были максимально подвижными.