Не секрет, что современные родители в подавляющем большинстве помогают своим детям делать домашнее задание. Однако под помощью каждый понимает свое. Кто-то решает все сам, давая ребёнку лишь переписать выполненное, а кто-то правильно организовывает, мотивирует свое чадо на успешное выполнение заданного. Как правильно делать уроки, и чем родители могут помочь учащемуся без ущерба для него самого?
За и против
На самом деле среди родителей нет единства в ответе на вопрос, надо ли помогать своему ребёнку делать уроки. Кто-то скажет, что надо. Другой ответит, что путем решения за него задач знаний в голове чада не прибавится. Как водится, истина лежит где-то посередине.
Ученые, данные исследования которых были опубликованы в журнале Psicothema, искали ответ на вопрос, должны ли родители помогать своим детям с уроками. В результате они выяснили, что студенты, которым помогали с домашним заданием, имели более низкую успеваемость. Помощь семьи не обеспечивает академических успехов учащихся, но очень большое значение имеет то, как эта помощь предоставляется, чем и в каком объёме.
Другое исследование, данные которого были опубликованы в Revista medico-chirurgicale a Societatii de Medici si Naturalisti din Iasi, ученые посвятили изучению особенностей продолжительности подготовки домашнего задания и перерывов в нем. Так, было обнаружено, что половина опрошенных учеников младших классов делает «домашку» без перерыва, а вот остальные прерываются на компьютерные игры и просмотр телевизора, что еще больше утомляет детей и является негигиеничным способом проведения перерывов при выполнении домашних заданий.
Правила выполнения домашних заданий
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главная задача родителей – это позволить ребёнку самому отработать полученные знания на практике, но создать для него все необходимые для этого условия и проследить, чтобы чадо занималось полезным для него делом, не отвлекаясь ни на что другое.
Все электронные гаджеты у ребёнка нужно изъять. Так не будет соблазна отвлечься на компьютерную игру или списать правильный ответ на заданную задачку.
Многие родители сомневаются, надо ли давать ребёнку возможность отдохнуть после школы или же сразу сажать его за уроки по возвращению домой? Конечно, если взрослых дома нет, как это бывает в семьях, где работают оба родителя, то ребёнок редко садится за уроки сам, ожидая прихода мамы и папы с работы. Это особенно касается тех детей, кому родители помогают с уроками. Если он будет знать, что может рассчитывать только на свои силы, то сможет организовать себя гораздо быстрее, особенно если в семье действует метод поощрения и запретов. Например, не сделал уроки – не поиграл в компьютерные игры.
Родитель может помочь в составлении графика домашних работ. Ребёнок должен понимать, с какой периодичностью нужно решать регулярные задачи, у каких заданий более высокий приоритет, срок сдачи. Когда школьник наглядно видит, какие уроки ему нужно сделать, это придает ему уверенность в своих силах.
Необходимо объяснить, что лучше начинать выполнять домашнее задание с самого сложного предмета и не оставлять на потом то, что можно сделать сегодня. Объёмные задания имеет смысл разбивать на части, но здесь родителям нужно следить, чтобы ученик каждый день выполнял определенную часть.
Конечно, бывают случаи, когда без помощи взрослых просто не обойтись. Если ребёнку впервые задали делать какой-то проект на компьютере, то нужно сесть вместе с ним и разобраться в технической части, ну а над заполнением он должен трудиться сам. В случае с решением сложных задач подталкивать к ответу, но не решать все за него.
Что помогает детям хорошо учиться? Мотивация и вера в силы, подбадривание и похвала. Это то, что каждый родитель может и должен давать своему ребёнку.