Выстрелы в школах: как распознать потенциального стрелка?

Каждый насильственный акт — это трагедия. Еще ужаснее, если жертвами становятся дети. Но сложнее всего укладывается в голове ситуация террора, когда ее причина — сам ребёнок, подросток или вчерашний школьник. Как показывает статистика, ученики старших классов или недавние выпускники совершают такие преступления в большинстве случаев. Хотя последний случай стрельбы в школе в Ижевске отличается — там стрелял 34-летний мужчина, который пришел в свою бывшую школу.

Детские сады и школы не должны попадать в список мест, где надо опасаться насилия с применением любого оружия, в особенности огнестрельного. Но приходится принимать тот факт, что это может произойти. Есть ли возможность как-то предупредить такие случаи? MedAboutMe рассказывает, что помогает распознать потенциального стрелка: признаки опасности и сигналы, которые покажут, что что-то происходит.

Как правильно завершать грудное вскармливание: рекомендации экспертов

Как отучить ребенка от грудного вскармливания и когда это нужно делать

Критические признаки насилия

Люди, причиняющие себе или другим вред, часто проявляют предупреждающие знаки, прежде чем совершить акт насилия. Если вы не знаете, на что обращать внимание, можно легко пропустить признаки или отбросить их как неважные.

В ходе всестороннего исследования стрельбы в школах Министерства внутренней безопасности США эксперты обнаружили, что 93% «школьных стрелков» планировали нападение заранее.

Они же выяснили, что в 77% школьных перестрелок по крайней мере еще один человек (чаще ровесник) знал о плане нападавшего, но не сообщил об этом, и 100% злоумышленников вели себя вызывающе. С целью профилактики эксперты призывают всех не молчать, а сказать хоть что-нибудь о том, что вы видите, обращаться за помощью, когда по знакомым людям становится ясно, что они могут быть в опасности или нуждаются в помощи.

Такие предупреждающие знаки могут включать разные вещи: мысли, чувства, действия и поведение. Люди из группы риска могут демонстрировать значительные или внезапные изменения в поведении или личности.

По данным организации Everytown Research & Policy, занимающейся анализом и профилактикой активных инцидентов со стрельбой в школах США, 96% стрелков в инцидентах с членовредительством и/или массовыми жертвами являлись действительными или бывшими учениками учебного заведения. В трех из четырех этих инцидентов стрелок или стрелки были школьного возраста.

Анализ, проведенный исследователями, финансируемыми Национальным институтом юстиции, также показал, что более 90% стрелков были нынешними или бывшими учащимися школы.

Критические признаки возможного насилия

Критические признаки возможного насилия

Вот список красных флажков, которые могут сигнализировать о том, что человек находится в кризисной ситуации, может совершить насилие или нуждается в помощи.

  • Внезапный уход от друзей, семьи и деятельности (в том числе в интернете или в социальных сетях).
  • Запугивание других, особенно если оно направлено на определенные группы по национальному, религиозному, половому признаку.
  • Чрезмерная раздражительность, отсутствие терпения или быстрое раздражение. Чрезмерная реакция или агрессивное поведение по кажущейся незначительной причине может сигнализировать о том, что кто-то не может самостоятельно регулировать свои эмоции или контролировать свой гнев.
  • Хроническое одиночество или социальная изоляция.
  • Выражение настойчивых мыслей о причинении вреда себе или кому-либо еще.
  • Прямые угрозы месту, другому человеку или себе.
  • Хвастовство доступом к оружию.
  • Поиск сообщников или зрителей для нападения, призывы «быть там-то во столько-то» с сокрытием цели сбора.
  • Прямое выражение угрозы в виде плана.
  • Сильное увлечение или одержимость огнестрельным оружием и/или чрезмерное изучение огнестрельного оружия и массовых расстрелов.
  • Жесты насилия, такие как агрессивный язык тела и/или грубые жесты рук, рисунки, тексты.
  • Низкая приверженность или стремления к учебе или работе, или внезапная смена успеваемости.
  • Виновные в членовредительстве или насилии по отношению к другим могут быть жертвами длительных издевательств и могут иметь реальное или мнимое чувство, что другие придираются к ним или преследуют их.
  • Жестокое обращение с животными.

Один предупреждающий знак сам по себе может не означать, что человек планирует акт насилия. Но все они должны восприниматься серьезно, особенно если засвидетельствованы множественные предупреждающие знаки.

Факт!

Помимо того факта, что все российские стрелки были мужского пола, есть и еще общие черты: все отличались замкнутостью, отсутствием социальных связей, не имели друзей и не общались с соседями. И все наблюдались у врачей по поводу психических нарушений.

Стрельба в школах не должна стать нашей «новой нормой». Всем нужно проявить внимание и бдительность — и просто сказать кому-то, если вы замечаете что-то неладное.

Факт!

Одной из распространенных причин, по которым школьники нападают на своих учителей и одноклассников, является травля. Это серьезная проблема, решать которую должны взрослые, но никак не подростки, которые «сами разберутся». От травли — или буллинга — страдают все: и агрессор, и жертва, и свидетели — об этом наша отдельная статья.

Дополнительные признаки: мотивы, характеристики

Дополнительные признаки: мотивы, характеристики

В настоящее время нет психологических профилей потенциальных «стрелков». Хотя кажется, что в России можно нарисовать определенный портрет опасного человека — молодой, мужского пола, с психическими отклонениями и/или асоциальным поведением, но эксперты из США, где собрано больше печальной статистики, утверждают, что злоумышленники в прошлом варьировались в возрасте, полу, национальности, уровне обучения, успеваемости и социальных характеристик. Точно также нет особых типов школ, которые с большей вероятностью могут стать целью атаки.

Факт!

В США среднем каждый год, начиная с 2013 года, было по 49 инцидентов перестрелки на территории дошкольных учреждений и школ. А в прошлом учебном году был отмечен серьезный взлет — 193 инцидента.

У злоумышленников по анализу информации о прошлых случаях может быть несколько типов мотивов, но распространенным является проблемы с одноклассниками. Личные проблемы играют основную роль в мотивации потенциального стрелка. Романтические отношения, проблемы с одноклассниками или школьным персоналом или даже стремление к славе могут мотивировать потенциального «стрелка».

  • Большинство используют огнестрельное оружие, которое принадлежит родственнику/другу или же приобретают его сами — официально или нет.
  • Большинство имеют историю поведенческих отклонений, проблем с эмоциональным или психическим здоровьем. Так, учеными выявлено, что более половины зарегистрированных атак на школы были совершены людьми с проблемами психического здоровья. Случай в Ижевске, как утверждают СМИ — не исключение: у Артема Казанцева есть диагноз «шизофрения».
  • Половина всех злоумышленников проявляли высокий интерес к темам насилия. Необъяснимые фиксации на историях с расстрелами, террористическими актами, негативными нацистскими лидерами, могут помочь распознать потенциального «школьного стрелка».
  • Большинство также имели острую стрессовую ситуацию перед стрельбой — со сверстниками, педагогами/начальством или в романтических отношениях.
  • Почти каждый имел негативные факторы семейной жизни. Часто отмечается какая-либо форма отделения родителей, употребления наркотиков, наличия уголовных обвинений среди членов семьи, историй домашнего насилия, принадлежность к секте или иные яркие отклонения от нормы.
  • У большинства была история школьных нарушений или юридические проблемы с правоохранительными органами. Повышенное количество проблем с поведением в школе должно стать тревожным звонком для окружающих.

Как распознать стрелка на территории школы?

Как распознать стрелка на территории школы?

Это все — советы, которые должны помогать предотвратить назревающие случаи насилия. Они помогают вовремя выявлять потенциально опасного человека и принимать предупреждающие шаги. Но как распознать опасного человека, если он уже появился на территории или зашел в помещение?

По совету Сергея Саминского, президента Ассоциации «Школа без опасности», надо обращать внимание на одежду и обувь незнакомцев. Насторожить должна одежда-оверсайз, балахоны, слишком свободные куртки, длинные плащи и пальто, камуфляжная расцветка или военизированный вид — как форма в армии.

Обязательно должны насторожить большие сумки, чехлы, рюкзаки и даже кофры массивных музыкальных инструментов. И по данным российских наблюдений, практически все «стрелки» носили черные ботинки-«берцы» армейского стиля, завышенные, со шнуровкой и тяжелой, толстой подошвой.

Что делать дальше, если вы заметили подозрительного человека, и помогут ли тренинги по поведению в случае опасности? Читайте об этом в статье «Экстремальная ситуация в школе: как научиться выживать?».

Читайте далее

Ребенок-малоежка: есть ли повод для беспокойства?

По мнению родителей и бабушек, почти все дети плохо едят. Однако, с точки зрения медицины это далеко не так. Как определить истинного «малоежку»?

Синдром кошачьих царапин у детей: что это такое?

Что делать, если кошка поцарапала малыша? Симптомы и пути заражения фелинозом у детей.

Как правильно завершать грудное вскармливание: рекомендации экспертов

Как отучить ребенка от грудного вскармливания и когда это нужно делать
Опубликовано 28.09.2022 22:14
Рейтинг статьи:
2,7

Использованные источники

Impact of bullying in childhood on adult health, wealth, crime, and social outcomes / Wolke D, Copeland WE, Angold A, et al // Psychol Sci 2013
How To Stop Shootings and Gun Violence in Schools / Everytown Research & Policy // Report 2022
US Secret Service, National Threat Assessment Center Research and Publications // Mass Attacks in Public Spaces 2019

Читайте также

Буллинг в школе: чем он опасен для здоровья и будущего ребенка?
Последствия школьной травли для здоровья, карьеры, жизни: страдает не только жертва.
Как лучше учиться в школе?
Хотите, чтобы ваш ребенок стал лучше учиться? Необходимо ему помочь. Для этого наладить режим дня, заинтересовать учебой.
Как собрать ребенка в школу: чек-лист для родителей
Обзор ранцев и школьных принадлежностей: простой выбор с умом.
Работа школьного психолога
Школьный психолог очень важен для создания гармоничного климата в коллективе. Мы расскажем об основных видах его деятельности.
Занятия психолога с дошкольниками: эффективные игры
Занятия психолога с дошкольниками: простые, но эффективные игры для детей.
Праздник для Принцессы: готовимся к Выпускному в саду и школе
Как превратить обычную девочку в Принцессу? Маленькие хитрости для идеального Выпускного в школе и саду.