Многие взрослые уверены в гениальности собственных детей уже практически с грудного возраста. Некоторые родители начинают задумываться о развитии возможных детских талантов только с появлением в семье первоклассника, потому что уверены: с активным развитием спешить не стоит, чтобы не лишать ребёнка полноценного детства с его обычными играми и забавами.
В связи с этим перед родителями неизбежно встают типичные вопросы. Каким же является оптимальный, с точки зрения профессионалов, возраст детей для выявления и развития их творческого потенциала? Что советуют детские психологи? Как действовать, чтобы, с одной стороны, не перегрузить ребёнка, а с другой, не упустить время для реализации заложенных природой возможностей?
Надо честно признать, что в этом вопросе у специалистов нет единой точки зрения. Разброс мнений достаточно широк. По оценке детских психологов, начать творческое развитие ребёнка можно и в полтора года, и в пять лет. Многое зависит от индивидуальных особенностей малыша и предпочтений семьи.
Почему родители настойчиво ищут таланты своих детей?
Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, кажется очень простым — потому что они любят его и хотят ему счастливого и успешного будущего. Однако во многих ситуациях не все так просто. В стремлении взрослых разглядеть в своих детях массу талантов порой есть серьезная доля эгоизма.
Ребёнок, который обладает какими-либо способностями, с большой долей вероятности сможет успешно реализоваться в будущем, занять достойное место в обществе, быть материально обеспеченным. Это означает, что родители смогут рассчитывать на его поддержку (в том числе и финансовую).
Родительский эгоизм часто проявляется и в том, что мамам и папам хочется рассказывать о том, каких успехов достигли их дети, какими талантами отличились, насколько они успешны в учебе или творческих начинаниях. Особенно этим грешат те родители, которые в собственной жизни не достигли желаемых некогда высот. Они испытывают определенное социальное давление, справиться с которым пытаются за счет развития талантов собственного ребёнка и публичной демонстрации его успехов.
Преодолеть родительский эгоизм бывает непросто. Однако реальных успехов в творческом развитии ребёнка можно достичь только в том случае, если во главу угла ставятся именно его интересы и желания.
Как возраст детей влияет на проявление их талантов
Детские психологи при всей разности их подходов к этой проблеме все же советуют родителям не спешить с избыточными нагрузками. К каждому возрасту должен быть свой подход в зависимости от его физиологических и психологических особенностей. Специалисты определили приблизительный график детского развития, которого и стоит придерживаться взрослым.
- До двух лет.
В этот период дети только начинают проявлять свои наклонности и предпочтения. Кому-то явно нравится слушать музыку и петь, другие пускаются в пляс при любой возможности, третьих завораживает возможность получить какое-то изображение на листке бумаги. Для родителей это важный сигнал, к которому следует прислушаться.
- Три-четыре года.
В этом возрасте рекомендуется начинать постоянные творческие занятия. Естественная детская любознательность в этот период помогает усваивать все новое. Для гармоничного развития ребёнка необходимо разнообразить занятия. Должна быть и лепка из пластилина, и рисование, и танцы, и пение, и спортивные игры. Однако, если уже есть какие-то предпочтения, то таким занятиям лучше уделить больше времени.
- Пять-шесть лет.
Это период активной подготовки к школе. Как правило, в это время основное внимание уделяется общему развитию. Однако следует поддержать инициативу ребёнка, если он проявит желание посещать какой-то кружок или секцию. Так малыш учится самостоятельности и дисциплине.
- Семь-восемь лет.
Дети проходят этап адаптации к школе, и, если она успешна, у них появляется уже осознанное желание заниматься определенным видом творчества или спорта. Взрослым не стоит расстраиваться, если ребёнок сменит несколько кружков за год. Значит, он еще в поиске, не стоит ему препятствовать.
- До 14-ти лет.
В переходном возрасте детей отличает активное формирование основ характера: они стремятся проявить самостоятельность во всем. Это касается и развития творческих интересов. Присущее данному этапу бунтарство может привести к тому, что подросток вдруг откажется от любимого занятия. Задача взрослых — не позволить психологическим проблемам переходного возраста повлиять на будущее ребёнка.
Рекомендации родителям по развитию ребёнка
Каким бы ни был возраст детей, психологи дают ряд общих рекомендаций, которые будут способствовать развитию у них творческих и иных способностей.
- Поощрение интересов ребёнка. Если ему нравится танцевать, отведите его в соответствующий кружок. Если девочка в восторге от восточных единоборств, отправьте ее в спортивную секцию. Не препятствуйте детским увлечениям.
- Отказ от навязывания своей позиции. Развитие ребёнка будет более гармоничным и успешным, если он будет делать то, что нравится ему, а не его маме или папе. Не старайтесь реализовать в ребёнке свои собственные несбывшиеся мечты.
- Возможность заняться любимым увлечением. Родители должны обеспечить ребёнку все необходимое для его занятий (если это, конечно, соответствует их материальным возможностям). Но если он хочет, скажем, рисовать, нельзя отказывать ему в покупке карандашей и красок. Дети полностью зависят от взрослых в финансовом плане, нельзя манипулировать ими при помощи денег.
- Отказ от критики, тем более необоснованной. Необходимо поддержать добрым словом любые усилия ребёнка, даже если он не завоевал призов в танцевальном конкурсе или не стал чемпионом.
- Отказ от сравнения своего ребёнка с другими детьми и указаний на то, что кто-то добился больших успехов. Это может отбить у малыша всякое желание заниматься танцами, рисованием или спортом.
- Контроль занятий ребёнка. Он необходим, поскольку в любой момент может возникнуть конфликт с тренером, руководителем кружка, другими ребятами. Такое недопонимание всегда легче преодолеть, когда у ребёнка налажен тесный контакт с родителями.
Впрочем, главное правило остается неизменным при любых занятиях — творческих, спортивных, учебных. И оно гласит: просто будьте внимательны к своему ребёнку.