Когда ребёнок становится школьником, его жизнь круто меняется. Игры и беззаботное детство постепенно уходят на второй план, в режиме дня появляются новые обязанности, требования взрослых растут, дети приобретают новых знакомых в лице одноклассников и педагогов, чем повышают уровень своей социализации.
Считается, что возраст, когда ребёнок идет в первый класс, является кризисным. На этом этапе он очень нуждается в поддержке родителей, их понимании и терпении. Выполнение домашнего задания — одно из нововведений в жизни младшего школьника. Дети могут по-разному относиться к нему — кто-то делает с легкостью, кто-то не справляется с уроками, а некоторые сопротивляются такой ежедневной учебной работе.
Испытывать трудности в освоении нового материала, не знать, как решать задачу, понимать не все, о чем говорит учительница — нормально, потому что учебная деятельность это новая сфера для ребёнка, и для того чтобы хорошо ее освоить, нужны время и опыт.
Какую роль играют родители в жизни ребёнка, когда он становится учеником? Они находятся рядом, учат и направляют его, подсказывают или критикуют. Родители также могут помогать детям с уроками. Как взрослым делать это так, чтобы не брать выполнение всего домашнего задания на себя? Не просто подсказывать ученику правильные ответы, а побуждать его думать самостоятельно? Ответы на эти и другие вопросы в данной статье.
Дети и уроки
Почему у детей появляется негативное отношение к урокам?
- Ребёнок устает, перегружен информацией, не справляется. Так бывает, когда учебная деятельность занимает большую часть свободного времени. Например, кроме школы, он посещает различные секции, учит иностранный язык, занимается творчеством. Тогда детский организм оказывается перегруженным и для того, чтобы усваивать новый материал и делать уроки с удовольствием, у ребёнка просто не остается сил. Что делать? «Разгрузить» ученика. Понять, от чего он устал. Возможно, следует отказаться от некоторых дополнительных занятий. У детей должно оставаться свободное время для того, чтобы играть, заниматься хобби, общаться с друзьями, или просто ничего не делать.
- У ребёнка проблемы или конфликты с классным руководителем или сверстниками. Когда это происходит, то негативное отношение проявляется не только к урокам, но и к школе в целом. Ученик отказывается ходить туда, часто жалуется, чувствует себя подавленным или расстроенным. Что делать? Понять, в чем заключается проблема и решить ее. Поговорить с педагогом, отвести ребёнка к школьному психологу, прислушаться к рекомендациям специалиста. Кроме этого нужно поддержать ребёнка, понять, что его не устраивает, успокоить. Если проблема конфликтов с педагогом или сверстниками не решается, можно подумать о том, чтобы сменить школу или класс.
- Ребёнок не понимает учебный материал. Так бывает, когда у детей проблемы с внимательностью, усидчивостью, поведением. Нарушение этих процессов не позволяет усваивать новые знания. Что делать? Понять, в чем причины нарушений познавательной или поведенческой сферы. В таких случаях помогают систематические занятия с психологом, на которых тренируется память, внимание, восприятие ребёнка, а также снижается агрессия, развиваются навыки коммуникации.
- Ученику не интересно делать уроки. Обычно это происходит в случае, когда с ним занимаются по упрощенной программе, а уровень его развития является высоким — тогда все, чему учит педагог, ребёнок уже знает и ему скучно. Что делать? Возможно, стоит сменить программу обучения на более сложную, или отдать ребёнка в кружок «юный гений», «шахматист» и тому подобные, на которых он мог бы развивать свою одаренность.
Скрытые манипуляции родителями
Стоит ли помогать детям выполнять домашнюю работу? В начале пути — когда ребёнок пошел в первый класс — помогать очень важно. Все, с чем сталкивается ученик в школе является для него новинкой, может вызывать сложности и тревогу. Поэтому хорошо, если в это время рядом будут родители — они помогут снять волнение, успокоить показать и рассказать, как нужно правильно готовить домашнее задание.
По мере взросления ребёнка нужно приучать его к самостоятельной учебной деятельности. Некоторые дети упорно не хотят «отпускать» родителей от себя и все время просят о помощи с уроками. Стоит ли помогать?
Помогать нужно в том случае, если ребёнок действительно затрудняется с решением задачи — это можно увидеть по его поведению. В других случаях родители могут стать жертвой детских манипуляций, когда ребёнок просит о помощи, а на самом деле хочет, чтобы задание сделали за него. Что делать в таких случаях? Задать вопрос: «что именно тебе непонятно?» и «чем я могу тебе помочь?». Это позволит разобраться, действительно ли ученик не понял материал, или же он подсознательно перекладывает ответственность за уроки на взрослых.
Что делать, когда ребёнок не справляется?
Сложности с уроками могут наступить на любом этапе обучении. Тему, непонятную для ребёнка можно разобрать подробно, используя игры, упражнения, любой наглядный материал или опыт собственного обучения. Рассказать, объяснить и показать ученику как рассчитывается формула или особенности явлений окружающего мира можно, используя информацию из интернета — обучающие фильмы и мультфильмы будут интересны и расширят кругозор.
Режим дня детей
Родителям полезно следить за режимом дня ребёнка — соблюдение правил питания, работы и отдыха во многом облегчает обучающий процесс. Если дети плохо питаются, поздно ложатся спать, мало двигаются, у них не будет сил и желания делать уроки — потому что выполнение домашнего задания это не простой, ежедневный труд, к которому надо быть готовым как физически, так и психологически.
Темперамент ребёнка и уроки
Иногда дети не справляются с уроками, если требования, предъявляемые к ним, не соответствуют темпу их рабочей деятельности и темпераменту. Так, меланхоликов и флегматиков, отличающихся медлительностью и задумчивостью, нельзя торопить — им нужно дать время для врабатываемости и сосредоточения.
Дети-сангвиники нуждаются в том, чтобы их научили доводить любое дело до конца. Для этого нужно поддерживать их интерес к делу, которое они выполняют. С холериками нужно быть спокойными и терпеливыми, не «срываться» на них, позволять двигаться во время выполнения уроков, чтобы они вовремя высвобождали энергию, когда она требует выхода.
Дети с удовольствием делают уроки, если большая часть из того, что дают им в школе, вызывает интерес и радость. В обратном случае следует обратить внимание на отношение ребёнка к учебному процессу — не нуждается ли он в коррекции поведения, познавательных функций или прояснению отношений с родителями и педагогами.