- Малыш помладше: совместное чтение
- Этапы приобщения малыша к книгам
- Ребёнок постарше: начитанность как преимущество в глазах сверстников
Даже в наш экстра технологичный век никто не будет оспаривать пользу чтения хорошей литературы. До настоящего времени получение информации подобным способом лидирует среди прочих, поскольку идет активная работа по осмыслению, представлению образов, анализу, сравнению с предыдущими данными, фиксированию в галерее памяти. Это высочайшая интеллектуальная работа. Но, как и любой труд, она требует постепенного приучения. Если младенцу дать «грубую пищу» — тяжелый для него текст, он не будет его воспринимать и будет всячески противиться дальнейшим предложениям родителей почитать.
Малыш помладше: совместное чтение
Дети раннего возраста, как правило, очень охотно листают книжечки с множеством ярких иллюстраций. Минимум текста предназначается для прочтения родителями. Подобное совместное чтение (малыш слушает, а взрослый рассказывает) способствует развитию речи, обогащению словарного запаса (пассивного или активного).
У ребёнка не всегда сразу возникает интерес к общению с книгой. Маме или папе нужно постараться, чтобы его увлечь: можно рассадить на диванчик рядом любимые игрушки, которые будут слушать историю вместе с малышом. Эмоциональное чтение взрослого, его искренняя заинтересованность дадут положительные результаты. Лучше, если взрослый заранее ознакомится с текстом, так будет проще обыграть сюжет. Пусть книги находятся в доступном ребёнку месте, чтобы можно было взять, полистать. Никогда не стоит отказывать малышу, если он просит вас почитать ему книжку, это крайне важно!
Время совместного чтения и уровень сложности материала увеличивается постепенно. Малыш растет, пусть с ним растет и его собственная библиотека. Список каждый год будет обновляться, расширяться, а с ним — и кругозор малыша. Книги из библиотеки должны быть разными, чтобы охватывать, по возможности, основные направления литературы и у малыша с детства сложилось полное представление об окружающем мире.
Этапы приобщения малыша к книгам
Процесс приобщения к литературе сложно (да и не нужно) построить по строгому плану. Условно можно представить его в виде определенных этапов:
- Книжки-игрушки как переход от обычной игрушки к собственно книге.
Основная цель — познакомить с форматом книжки: страницами, которые нужно перелистывать. Малыши обычно пребывают в восторге от книжек из плотного картона с сюрпризами: открывающимися частями книги или «клапанами», звуковыми эффектами, вставками из фактурных материалов. Картинки должны быть узнаваемы и просты, цвета — чистыми, а контуры — ровными. Даже если в такой книге будет минимум текста (короткие фразы или отдельные слова), книга не должна оставаться «немой», любящий родитель озвучит нарисованных персонажей и придумает короткий сюжет.
- Сборники текстов для самых маленьких.
В них содержатся потешки, стишки и адаптированные сказки.
- Книжки развивающие.
Их цель — в игре развить какой-то навык и дать новые знания об окружающем мире. Малышу предлагается что-то докрасить, дорисовать, вырезать и т. п. Например, хорошо зарекомендовали себя сборники «Школы семи гномов», а также «Умные книжки» под редакцией О.Н. Земцовой.
- Книги для чтения взрослыми детям.
Классика жанра, такие книги не только помогают усвоить новое, но и сближают семью. Когда ребёнок уже подрос, пошел в детский садик, а мама вышла на полный рабочий день, — большую часть дня они не видятся, и чтение перед сном будет отличной семейной традицией совместного времяпровождения. Малыш не только слушает, но и уже задает вопросы, обсуждает с родителями отдельные сцены. Теперь можно просить ребёнка пересказать услышанное — все или частные детали истории. Такая тактика пересказа будет способствовать запоминанию прочитанного, а также развитию интеллектуальных качеств (анализу, синтезу, осмыслению и размышлению).
Вы не только приучаете ребёнка к чтению — вы приучаете его думать. Обилие современной информации требует от каждого человека умения трезво оценивать происходящее и относится трезво и критично к поступающим сведениям.
Ребёнок постарше: начитанность как преимущество в глазах сверстников
Авторитет книги как источника знаний пока что не вызывает сомнения, несмотря на сильную конкуренцию со стороны электронных изданий, интернет-приложений и проч. Обильная видеоинформация направлена скорее на развлечение, чем на развитие. Книги же повышают грамотность за счет спонтанного восприятия правил написания многих слов во время прочтения.
Если подросток не особо любит проводить время с книгой в руках, можно привести следующий неоспоримый аргумент: знание базовых шедевров мировой литературы непременно возвысит ребёнка в кругу сверстников. При этом цитирования фрагментов из «Вконтакте» может и не хватить для поддержания разговора. Хотя бы основные значимые произведения для поддержания статуса начитанного человека прочесть придется («Грозовой перевал» Эмилии Бронте, «Великий Гэтсби» Фицджеральда, «Волшебная гора» Томаса Манна, «Нетерпение сердца» Стефана Цвейга и др.).
Комментарий эксперта
Жихарева Юлия Борисовна, психолог
Многие родители, бывает, тревожатся, что их ребёнок-школьник мало читает, больше интересуется компьютерными играми, бесцельно проводя время в соцсетях. Бесспорно, современные гаджеты очень «крадут» наше время, и тем более важно со стороны родителей подавать детям правильный пример. В данном случае вся сила — в собственном примере родителей. И никакие слова не убедят ребёнка открыть книгу, если мама и папа в свободное время «зависают» в соцсетях или онлайн-играх. В таком случае источником знаний для ребёнка становится компьютер, где сложно контролировать доступ к нежелательному контенту.
Поэтому если хотите, чтобы у ваших детей был искренний, живой интерес к книгам, приучайте их посредством собственного примера с ранних лет, тогда книга станет верным и надежным другом вашего ребёнка и его не нужно будет заставлять читать принудительно, «из-под палки». Позитивный пример родителей в данном случае лучше тысячи правильных слов о пользе чтения. Дети верят не словам, а поступкам.
Другой, не менее важный момент, — подобрать ребёнку книгу по интересам и по возрасту (для дошкольников, младшего, среднего, старшего школьного возраста). Потому что если он еще не научился бегло читать, и ему дают книгу с минимумом картинок и большим количеством текста, то интерес с его стороны к такой книге будет минимальным. Поэтому тут главный совет — быть предельно искренними и научиться слушать и слышать своего ребёнка, понимать его желания и потребности.