В начале пандемии многие радостно предсказывали увеличение рождаемости. Потому что в самом деле – ну чем еще заняться во время локдауна? Однако прогнозам помешало сразу несколько факторов. Население не спешило размножаться в нестабильных условиях – в одном только марте продажи презервативов выросли сразу на 30%. Многим парам вообще было «не до того» в период нагнетания страхов.
Однако не все хорошо складывалось и у тех, кто хотел и пытался зачать ребёнка. Как показывают исследования, стрессы тоже мешают нам размножаться. MedAboutMe рассказывает, как негативные эмоции работают внутри тела, влияя на половые гормоны, и почему психотерапевт может стать хорошим помощником гинекологу и урологу.
Стресс и фертильность
В целом ученые, да и далекие от науки люди давно подозревали, что чем спокойнее женщина, тем выше шансы на беременность. У природы все продумано: если ситуация намекает «бей или беги», то нам не до вынашивания и заботы о хрупком младенце.
С этим же связаны истории и даже советы усыновить ребёнка – это не раз способствовало зачатию при диагнозе «бесплодие неустановленной этиологии». Оно же нередко называется «психологическим бесплодием», связывается со страхами, тревогами, а порой и неосознанным нежеланием иметь детей.
В общем, психика действительно влияет на женскую фертильность. Причем не только на женскую, и теперь ученые это смогли доказать.
Больше стресса – меньше беременностей
Первое научное исследование в этой области датируется еще 2011 годом (Fertility and Sterility). Женщины с высоким уровнем гормонов, связанных со стрессом, оказались менее склонны к зачатию. Причем речь не о кортизоле – вернее, не только о нем.
Женщины, участвовавшие в исследовании реже беременели, если у них был более высокий уровень связанного со стрессом фермента, известного как альфа-амилаза. Именно этот фермент оказался «биологической основой» для общепринятой версии о том, как стрессы снижают шансы иметь ребёнка.
Исследователи из Национального института здоровья и Оксфордского университета Великобритании наблюдали за 274 парами, пытавшимися зачать ребёнка в течение шести месяцев. Ни у одной из женщин, участвовавших в исследовании, не было бесплодия в анамнезе, и все отслеживали свои месячные циклы, используя домашние наборы для определения фертильного окна.
Каждый месяц на шестой день цикла женщины сдавали образцы слюны, которые проверяли на альфа-амилазу и гормон стресса кортизол.
Альфа-амилаза больше знакома людям с панкреатитом – ее уровень резко возрастает во время приступа. Основные анализы проводят на содержание этого фермента пищеварения в моче и крови. Однако альфа-амилаза в слюне – совсем другое дело.
Количество альфа-амилазы в слюне зависит от активности симпатической нервной системы и связано с уровнем норадреналина. Это биомаркер стрессовых изменений в организме, причем его секреция отличается от секреции кортизола – этот гормон больше сигнализирует об особенностях работы гипоталамуса и гипофиза.
Уровни кортизола в слюне при этом не влияли на зачатие. Но женщины с самым высоким уровнем альфа-амилазы примерно на 12% реже беременели, чем женщины с самым низким уровнем.
Это исследование было первым и довольно немногочисленным – но за ним последовали другие. Самое продолжительное, опубликованное в Human Reproduction (2014), в течение пяти лет оценивало способность женщин и мужчин в более, чем 500 парах, зачать ребёнка. И в нем цифры были уже иные:
- Самые высокие уровни альфа-амилазы показали снижение способности к зачатию на 29%;
- Показатель в 29% при перерасчете в коэффициент риска бесплодия стал более, чем двукратным.
То есть стрессы в два раза снижали вероятность забеременеть в течение полугода.
Альфа-амилаза, давно известная как фермент, который помогает организму переваривать крахмал, только недавно была признана индикатором стресса. Она секретируется, когда нервная система вырабатывает соединения, известные как катехоламины, в ответ на стрессовые реакции «бей или беги».
Катехоламины, производимые в ответ на этот тип стресса, снижают кровоток, который замедляет перемещение оплодотворенной яйцеклетки в матку.
Это может означать, что яйцеклетка не попадает в матку вовремя для имплантации. А значит, она или погибнет, или попытается прикрепиться в маточной трубе – и вызовет опасное состояние, внематочную беременность.
Таким образом стресс у женщин более чем в два раза снижает вероятность забеременеть и повышает риск внематочной беременности. Но это еще не все.
Стрессы влияют не только на женскую плодовитость
Влияние стрессов на мужскую способность зачать связывали в основном с психологической импотенцией – когда все и так валится из рук, зачастую о постельных утехах речь не идет, и не хочется, и не можется. Однако даже если все работает по-прежнему, стрессы могут на корню загубить мечты о наследниках.
Для успешного размножения нужно, чтобы половые гормоны – и женские, и мужские – работали слаженно. А управляют их секрецией не только и не столько репродуктивные органы, сколько гипофиз и гипоталамус при помощи нейронов головного мозга.
Так, один из важнейших – лютеинизирующий гормон – синтезируется в гипофизе. У мужчин он стимулирует секрецию тестостерона, а у женщин – эстрогена и созревание фолликулов.
Хотя при стрессах наблюдаются гормональные изменения, но сами стрессовые гормоны на эти нейроны не влияют. Возникает парадокс: последствия стрессов есть, а механизм воздействия не видно. Вернее, видно не было до недавнего исследования в Университете Отаго (Новая Зеландия, 2020). Там провели эксперименты на грызунах.
Как выяснилось, посредником между гормонами стресса и нейронами, что управляют фертильностью, является нейропептид RFRP-3. Продуцирующие его нейроны у мышей активизируются при стрессах – как только повышается уровень кортизола. Причем влияет он на оба пола – у самцов из-за него позже наступает половая зрелость, а у самок нарушается репродуктивный цикл.
Вероятно, похожий механизм будет найден и для объяснения, почему женщины с депрессивными расстройствами сложнее беременеют. Этот феномен доказали при исследовании эффективности ЭКО, экстракорпорального оплодотворения – диагностированная депрессия ухудшала шансы в два раза.
Хотя эти эксперименты были проведены на мышах, видимо, подобный механизм срабатывает и у людей. И первичное бесплодие не обязательно связано с болезнями, генетическими нарушениями или иммунологией – но и с хроническими стрессами.
А это значит, что при безуспешных попытках зачать ребёнка обоим, женщине и мужчине, стоит сходить к психотерапевту, чтобы помочь гормонам и нейронам успокоиться и не мешать наступлению беременности.