Каждый ребёнок отличается от своих сверстников. Дети могут иметь общие черты характера и взгляды, быть похожими по интересам и темпу деятельности. Также они могут иметь весомые различия. Об этом хорошо знают воспитатели детского сада и учителя — когда одни и те же воспитательные меры воспринимаются детьми совершенно по-разному. То, что у одного вызывает слезы и протест, другой даже не заметит и на одного хорошо действуют воспитательные меры, а другой ребёнок будто не слышит их.
Учет индивидуальных особенностей в детском коллективе облегчает работу педагогов, и позволяет им подбирать ключик общения к каждому из детей.
По-другому эти особенности характера называются темпераментом. Какой он — видно уже с детства. Одни дети являются подвижными, другие медлительными, третьи впечатлительными, четвертые агрессивными. Речь идет о природных особенностях, с которыми родился ребёнок, а не те, что он приобрел в результате семейного воспитания или эмоциональной травмы. Познакомиться с типами темпераментов детей и понять, какие лучше применять методы во время общения с ними, можно узнать, прочитав эту статью.
Психология темперамента детей
Как различать темпераменты детей? Часто индивидуальные особенности характера ребёнок приобретает по наследству от родителей. Тогда, подрастая, он может быть во многом похож на мать или отца. Бывает так, что он отличается от ближайших родственников и является носителем индивидуальных и неповторимых черт.
Черты, присущие детям холерическому типу. Такие дети подвижны, эмоциональны и неуравновешенны. Они часто переживают состояние возбуждения — быстро бегают, прыгают, находятся в движении, обладают лидерскими качествами. Могут конфликтовать с детьми, отстаивая свое мнение. Неудачи и трудности их не смущают — прожив их, ребёнок продолжает свою бурную деятельность. Он легко приспосабливается к новым условиям, однако ему трудно подчиняться другим. Речь быстрая, эмоциональная, часто громкая и неразборчивая.
Ребёнок сангвинического типа тоже является подвижным, однако отличается от предыдущего тем, что более уравновешен, легко увлекается новым делом и приспосабливается к условиям. Также отличается лидерскими задатками, обладает быстрой и четкой речью.
Флегматики — это спокойные и медлительные дети. Темп их рабочей деятельности отличается от остальных. Часто им требуется больше времени, чем другим, чтобы выполнить задание. Они вдумчивы и неконфликтны, дружелюбны и рассудительны. Эти дети сложно поддаются уговорам и переубеждениям, редко проявляют бурные эмоции.
Наконец, дети-меланхолики. Самый впечатлительный тип из всех четырех. Такой ребёнок принимает все, что происходит с ним близко к сердцу, может долго переживать обиды, не является лидером. Они вдумчивы, ранимы, медлительны и загадочны.
Ребёнок-холерик
Психология ребёнка-холерика такова, что ему очень сложно приспосабливаться к новым правилам. Его природа — командовать и быть первым, однако излишняя эмоциональность часто может стать причиной испортившихся отношений с другими. Родители, общаясь с ним, должны знать, что для него потерять свою свободу — в силах, движениях, поведении — является самым страшным и тем, что трудно пережить. Поэтому им важно быть очень осторожными в этом. Если вы хотите чего-то добиться от ребёнка этого типа, то важно общаться с ним на его «волне» — быть увлеченными тем, что он рассказывает или показывает, демонстрировать свой интерес к предмету беседы и только потом, мягко, но уверенно направлять неуемную энергию в нужное русло. Например, договориться с ребёнком, пообещать ему награду за достижения.
Важно помнить, что у таких детей ярко выраженные лидерские способности. Поэтому, чтобы они чувствовали себя комфортно и могли эффективно использовать свои большие эмоциональные ресурсы, им подойдет секция активного спорта или театральный кружок. Это идеальная среда для проявления таланта, управления группой, так, чтобы можно было эффективно тратить энергетические ресурсы. Таких детей, когда они растут, нужно учить контролировать свои эмоциональные проявления. Они отличные ученики. Это могут быть техники дыхания, занятий детской йогой или танцами — контроль за телом, поможет научиться контролировать сознание.
Ребёнок-сангвиник
Психология сангвиника такова, что он часто может бросать начатое дело, увлекшись новым или потеряв интерес. Взрослым следует работать над этим качеством характера, если они хотят, чтобы в будущей жизни он все доводил до конца. Детей нужно учить слышать свои потребности, понимать, для чего они делают какое-либо дело и какой получат результат.
Таким детям нужно показывать отличия хорошего от плохого, поскольку, когда они растут, им до всего есть дело и кажется, что все по плечу. В жизни это бывает далеко не так. Маленького сангвиника нужно учить чаще отвечать на вопросы: Для чего я сейчас делаю это? И нужно ли мне это на самом деле?
Ребёнок-флегматик
Флегматиков нельзя торопить — думать быстрей, делать быстрей. Они медлительны от природы. Если родители отличаются подвижной психикой, то их могут раздражать такие привычки ребёнка. У флегматичных людей много плюсов — они вдумчивы, не принимают поспешных решений, любят, чтобы все было на своих местах — как в доме, так и в жизни. Часто могут казаться мало эмоциональными, однако это не всегда так — иногда за равнодушие себя выдает природная сдержанность. Поэтому ребёнка-флегматика нельзя ругать за медлительность, а нужно принимать таким, какой он есть. Такие дети могут быть успешны в шахматах, творческих увлечениях, гуманитарных и математических науках.
Ребёнок-меланхолик
Психология таких детей отличается повышенной тревожностью и впечатлительностью. Чтобы уберечь их от лишних переживаний, надо следить за тем, чтобы условия, в которых они развиваются, были как можно более благоприятными и менее болезненными. Их нужно поддерживать и позволять выражать чувства — плакать вместе с ними, давать понять, что вам тоже важно то, что происходит. Такие дети могут обладать слабой психикой, поэтому родители, воспитывая их, должны позаботиться о том, чтобы формировать в них сильные черты характера — силу воли, стрессоустойчивость, надежность, оптимизм.
Родителям на заметку
Каким бы темпераментом не обладали дети, взрослые должны помнить:
В каждом из них есть ресурсные качества характера, которые можно развивать.
Психология ребёнка такова, что он меняется под влиянием воспитания семьи как в лучшую, так и в худшую сторону.
О ярко выраженных качествах темперамента ребёнка лучше знать воспитателям детского сада и педагогам.
Темперамент не меняется. Если пытаться силой изменить личность, то можно нанести психологическую травму.
Каждый темперамент по-своему хорош и интересен, нужно не менять его, а создавать условия для развития более сильных и полезных качеств личности.