Почему в одних семьях дети растут помощниками, а в других даже не убирают за собой постель или посуду? Какие действия родителей приводят к тому, что ребёнок не просто помогает взрослым по дому, но еще и делает это с удовольствием? Узнайте все о том, как воспитать маленького помощника, из этой статьи.
Когда пора помогать родителям?
Когда в семье появляется ребёнок, он наполняет жизнь родителей новыми красками и эмоциями. Пока малыш растет, родители могут не задумываться над тем, будет он им хорошим помощником или нет. Ведь обязанности по дому чаще всего выполняют взрослые, а дети наполняют их жизнь смыслом — дарят радость первой улыбки и первого неуверенного шага, начинают произносить новые слова, радуют успехами — красиво рисуют, танцуют, занимаются спортом, приносят хорошие оценки.
Среди этого изобилия детских достижений родители вдруг задаются вопросом: когда ребёнок начнет помогать? Ведь ему уже пять (десять или пятнадцать лет), наверное, уже пора становиться помощником матери и отцу. Обычно на этой мысли родители словно смотрят на ребёнка в первый раз, пытаясь разглядеть в нем желание трудиться на благо семьи — наводить порядок в своей комнате, выносить мусор, мыть посуду, готовить ужин, пылесосить ковры.
Сложность приучения детей к порядку зависит от того, что иногда родители задают такой вопрос в то время, когда ребёнку уже действительно пятнадцать лет. Тогда, пытаться воспитать в нем помощника и развить любовь к труду будет достаточно сложно, потому что к этому возрасту привычка ничего не делать по дому и не помогать родителям стала частью характера ребёнка.
Нет вины детей в том, что они не хотят помогать старшим, если мать и отец долгое время все делали за них и, когда ребёнок пытался проявить инициативу — помыть посуду или приготовить омлет — не позволяли ему этого и говорили «Не надо, я сам».
Когда нужно развивать в ребёнке желание помогать старшим?
Всегда, когда дети этого хотят: в полуторогодовалом возрасте, когда ребёнок хочет самостоятельно вымыть свой горшок; в три года, когда он пытается стирать свои носки; в дошкольном возрасте — пытаясь помыться самостоятельно; в младшем школьном детстве, когда он берется за пылесос, веник или половую тряпку.
Всегда, когда дети демонстрируют самостоятельное решение взять и сделать что-нибудь по дому.
Как поддерживать инициативу ребёнка?
Не всегда родители видят и замечают, что у ребёнка есть сильное желание что-то делать — приготовить еду, вымыть окна, подмести пол, погладить рубашку. Часто взрослые отказывают ему в этом, в результате чего дети постепенно теряют желание помогать или не делают этого, когда мать или отец просят. Почему родители не поддерживают детскую инициативу?
- Боятся, что ребёнок поранится, устанет или еще как-то пострадает.
- Думают, что он все испортит (испачкает одежду во время уборки или кухню во время приготовления пищи), а им потом придется за ним убирать.
- Переживают, что после того, как он что-то сделает (вымоет окна, вытрет пыль, польет цветы), им придется все переделывать за него, а значит, потерять драгоценное время.
- Считают, что ребёнок еще слишком мал.
В результате такого отношения к детской инициативе, родители рискуют вовсе остаться без помощников в семье. Детское желание помогать нужно поддерживать всегда и сразу, как только оно появилось. Да, дети могут действительно плохо вымыть посуду, не помыть окна, а размазать грязь, испачкаться в земле, пытаясь ухаживать за цветами и скорее всего, родителям придется после них снова наводить чистоту.
Однако опыт, который получит за это время малыш, является бесценным. Сделав то, о чем его просили, или что он сам хотел, ребёнок будет с радостью наблюдать результат своего труда, понимать, что он сам, что он способен и гордиться собой.
Родители должны создавать условия детям для того, чтобы они могли помогать. Чтобы ребёнок не испачкался во время уборки, стоит надеть на него домашнюю одежду, которую потом можно легко отстирать. Позаботиться о безопасности, когда он орудует ножом, пытаясь резать хлеб или сыр, можно, если находиться рядом, подсказывать и направлять.
Важно, чтобы мать и отец не только поддерживали детей, но еще и хвалили их, даже если их помощь далека от идеала.
Дети любят помогать через игру
Воспитать помощника можно даже в самом маленьком возрасте, если преподносить помощь по дому через игру. Например, можно устраивать соревнования, кто быстрее (лучше, ровнее) заправит постель, кто больше соберет кубиков в корзину, расставит игрушек, сложит карандашей и так далее.
Чем больше творческих идей есть у родителей, тем выше вероятность того, что уборка по дому, уход за своими вещами и помощь взрослым станут обычными обязанностями у детей.
Обязанности по дому как привычка
У всех членов семьи есть свои обязательства по отношению к внешнему пространству и друг к другу. Хорошо когда дети с маленького возраста понимают их и воспринимают как установленные и принятые правила. Так бывает, если взрослые с раннего детства приучают их к тому, чтобы они заботились о пространстве, которое их окружает. Если ребёнок еще маленький, можно выделять день в неделю, когда проводилась бы генеральная уборка и постепенно приобщать его к обязанностям, которые ему по силам. Идеальный вариант воспитать помощника — это когда ребёнок проявляет инициативу что-то делать по дому, а родители его в этом поддерживают и создают условия, чтобы у него все получилось. Тогда довольными в семье остаются все и дети запоминают, что помогать взрослым — их обязанность, а не ненавистное дело, от которого хочется улизнуть.
Как стать для ребёнка примером?
Трудно сделать из ребёнка помощника, если сами взрослые не следят за домом, держат его в запустении, не заботятся о себе и близких, ленятся, выполняют свои обязанности кое-как.
Воспитать в ребёнке помощника можно, если демонстрировать ему соответствующий пример. Мать и отец должны быть ответственными и обязательными, также помогать своим родителям, если они нуждаются в этом. Дети опираются на тот пример, который находится у них перед глазами, в обратном случае привлечь их к помощи может быть достаточно сложно.