17.03.2018 2891

Навыки на завтра: новые принципы воспитания детей

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Мир сегодня развивается настолько стремительно, что принципы воспитания, работавшие веками, внезапно оказались досадно несостоятельными. Устоявшаяся, выверенная и хорошо продуманная когда-то система образования больше не работает. Она больше не способна дать подрастающему поколению то, что поможет в дальнейшем успешно встраиваться в социум, делать карьеру. И дальше будет только хуже.

Что происходит с миром? Как помочь детям стать успешными в том грядущем, о котором мы, родители, не знаем практически ничего? MedAboutMe исследует проблему и ищет новые пути.

«Удочка» родителей детям не подходит

Как жили предыдущие поколения?

Родители могли передать детям свое ремесло, с детства обучая мало-помалу тому, что умели делать сами. Научившись этому у своих отцов и дедов, матерей и бабушек. Это могло быть гончарное дело — хорошие кувшины и горшки всегда находили своего покупателя. Или выделка коровьих кож, изготовление добротных башмаков, мастерская вышивка, выпечка вкусного хлеба, торговля зерном или военная служба. Сын всегда мог пойти по стопам отца, или выбрать собственный путь — размеченный теми же, общими для всех, вехами. Упорное накопление знаний, приобретение практического опыта, соединение теории и практики и, в конце концов, создание или изобретение чего-то нового. Или углубление старого.

На это уходила целая жизнь. Редко кто успевал достичь высот в нескольких специальностях или отраслях науки.

Если родители помогали отпрыску приобрести полезные, востребованные навыки и умения, это вполне могло стать делом всей жизни.

Сегодня все иначе.

Технологии развиваются так стремительно, что некоторые профессии и вещи появляются и исчезают за несколько лет. Поколение сегодняшних родителей помнит времена, когда стационарные телефоны были далеко не у всех, как и цветные телевизоры. Как потом появилась невероятная техническая новинка — пейджеры. И с какой стремительностью пейджинговые компании с сотнями операторов были оттеснены провайдерами сотовой связи, предлагавшими оставаться «в зоне доступа» где угодно. Ну, почти везде, было бы покрытие…

А сами аппараты? Первые огромные кирпичи с толстыми антеннами, крохотным экранчиком с зелеными/красными/синими угловатыми циферками. Положите такой рядом с современным смартфоном, и этот телефонный артефакт будет выглядеть почти таким же древним, как обломок зуба допотопного ящера. Но при этом на нем может стоять дата изготовления, неоспоримо свидетельствующая: этот нелепый аппарат — детище 21 века. Странно, не правда ли?

Точно так же стремительно устаревают и становятся ненужными рудиментами прошлого и профессии. Раньше девочка могла пройти курсы машинописи и зарабатывать себе на жизнь, печатая на машинке тексты. Или обучиться черчению и всю жизнь проработать за кульманом, карандашом и ластиком создавая то, что сегодня делает компьютерная программа, причем аккуратнее и точнее.

И даже хлеб сегодня можно выпечь, совершенно не будучи хлебопеком. Достаточно включить в розетку хлебопечку, загрузить в нее продукты, набрать нужную программу, и пойти спать или заниматься делами. Через несколько часов достать из чаши ароматный вкусный хлеб и даже не задуматься о том, что хлебопечению необходимо как-то специально обучаться.

Все больше вчерашних школьников и студентов с горечью сообщают: то, чему их долгие годы обучали в школах и вузах, оказалось совершенно ненужным. А нужному нигде не научили — нет методик, нет опыта, нет понимания того, чему, собственно, необходимо учить сегодня детей.

Новые пути в воспитании детей: откроем Америку?

Новые пути в воспитании детей: откроем Америку?

Многим сегодняшним родителям стоит отказаться от привычной мысли о том, что они лучше разбираются в жизни только на том основании, что они взрослые. К сожалению, опыт нынешнего взрослого принадлежит вчерашнему дню, а дети обладают сегодняшним, и гораздо лучше представляют себе день завтрашний. В котором родители вполне могут ощутить себя пришельцами из прошлого, все еще запрягающими лошадь, когда внуки уже взлетели на космическом корабле.

Прежняя система воспитания детей больше не обеспечивает достаточной подготовки к самостоятельной жизни и работе, потому что готовит их к жизни в мире, которого уже никогда не будет.

Чему же необходимо учить детей сегодня?

Если вернуться к известному принципу «удочка вместо рыбки», то можно выразить новый подход к образованию следующим образом.

Раньше рыба всегда плавала в воде. Отец или воспитатель мог дать сыну снасть, кормившую семью на протяжении долгих лет — например, донку или спиннинг.

Сегодня задача воспитателя — научить ребенка придумывать и создавать снасти для ловли самостоятельно. Потому что завтрашняя рыба может оказаться живущей вовсе не в воде, а летающей высоко в небе или роющей норы в земле. Или вообще перестать быть рыбой.

Какие же качества следует воспитывать в подрастающем поколении?

Навыки, умения и полезные привычки завтрашнего дня

Самое полезное знание для 21 века, наверное, можно сформулировать двумя словами: «Непредсказуемо все». Даже стабильность в нынешнем веке не статична, а подвижна и изменяема. Уметь быстро адаптироваться к происходящим изменениям, обучаться новому, отбрасывая старое — совершенно необходимое качество современного строителя собственного счастья. Рассчитывать на то, что всю жизнь можно будет проработать на одном месте, выполняя одну и ту же работу, больше не может никто. Даже те, чьи профессии останутся востребованными по-прежнему, а таких немного.

Итак, 10 качеств и навыков, которые будут полезны в ближайшем будущем.

  1. Гибкость и умение адаптироваться к изменениям, ловить «восходящие потоки», «оседлать волну». Творческий подход к решению любых задач. Стандартные решения пора делегировать машин