Кто он такой — одаренный ребёнок? Одаренными называют детей, которые отличаются выдающимися способностями, достижениями, а также имеют предпосылки к ним. При этом не является важным, в какой именно деятельности ребёнок проявляет особые таланты. Он может быть способным к музыке и спорту, творчество и науке, обладать незаурядными познавательными процессами, такими как высокий уровень развития памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия.
В настоящее время одаренность определяется специальными тестами, которые проводят в школе педагоги и психологи. Однако также признаки незаурядных способностей ребёнка могут заметить и родители дома. Занимаясь воспитанием одаренных детей, следует придерживаться определенной тактики и поведения, потому что их уровень развития и природные особенности требуют к себе специального отношения. Как воспитывать маленького гения в школе и дома? Ответы можно узнать из данной статьи.
Признаки одаренности у детей
Одаренность, если рассматривать ее как природное качество личности, может проявляться в двух крайностях. С одной стороны, по ребёнку с малых лет бывает заметно, что он более способный, чем его сверстники — он достаточно рано начинает ходить и говорить, его любопытство и неуемная энергия помогают усваивать информацию, которая другим детям непонятна и неинтересна. Одаренные дети в раннем дошкольном возрасте хорошо разбираются в географии и астрономии, технике или математике. От других детей, чей уровень мышления и восприятия находится в рамках среднего, они отличаются тем, что умеют хорошо контролировать себя, ставят цели и достигают их, интересуются знаниями больше, чем играми и общению с друзьями. Часто такие малыши похожи на маленьких взрослых — они рассудительны, внимательны и умны не по годам.
Другая сторона одаренности — это ребёнок, который, наоборот, может быть очень молчалив и сосредоточен. Иногда родители, наблюдая за ним, начинают думать, что с ним что-то не так. Однако спустя время, он демонстрирует незаурядные способности в хобби, увлечениях, науке, творчестве.
Явные признаки одаренности:
- Способность долгое время заниматься умственной деятельностью.
- Энергичность и напряженность во время выполнения интересного дела.
- Быстрые ответы на вопросы, молниеносный анализ, высокая результативность работы.
- Широкий и разнообразный круг интересов, в который ребёнок «погружается с головой», а не просто изучает на поверхности.
- Высокий уровень интеллекта.
- Нестандартное творческое мышление.
- Высокий уровень мотивации.
- Дисциплинированность и схватывание материала «на лету».
- Нестандартное решение проблем.
- Высокий уровень абстрактного мышления.
- Высокие показатели развития в одной деятельности или нескольких сразу.
Потребность детей трудиться
Одаренного ребёнка отличает высокая работоспособность, активность и целеустремленность. В результате этого родители могут замечать, что он не просто внимательно и серьезно занимается каким-либо делом, а отдает ему всего себя, свободное время и силы. К чему это приводит? К уменьшению живых контактов в жизни — например, посвятив всего себя музыке или конструированию, ребёнок перестает хотеть общаться со сверстниками и проводить с ними время.
Если детей не «переключать» с деятельности на отношения, то они рискуют остаться в одиночестве. Кроме того, их потребность в труде приводит к развитию перфекционизма. Они живут в постоянном стремлении достичь совершенства, и совершить ошибку для них является непозволительным.
Что делать родителям? Хвалить за достижения и поддерживать, однако показывать, что кроме деятельности в жизни существуют и другие сферы — общение с близкими людьми и забота о себе, ничегонеделание и активный отдых, развлечения, досуг, коллективные мероприятия, на которых можно получить заряд положительных эмоций и найти друзей.
Развитие самостоятельности у детей
Иногда одаренные дети воспринимаются как особая ценность семьи, особенно если в ней больше никто не отличается выдающимися способностями или же наоборот — мама и папа, предыдущие поколения тоже были высокообразованными и одухотворенными личностями.
Существуют побочные эффекты одаренности, такие как постоянный контроль над ребёнком и его деятельностью, детоцентричность в семье, «вознесение» маленького гения на пьедестал.
Если родители так относятся к ребёнку, то, создавая ему условия для развития способностей, они упускают из виду необходимые навыки жизнедеятельности. Так, одаренный в математике или пении малыш может вырасти несамостоятельным и неспособным позаботиться о себе без помощи взрослых. Развить чувство ответственности можно, если чаще обращать внимание и формировать такие навыки как: умение себя поддержать, обслужить, накормить, подобрать гардероб, разрешать ссоры и конфликты в обществе самостоятельно.
Одиночество одаренного ребёнка
Очень способные дети часто могут переживать чувство одиночества и повзрослев, испытать его на себе. Почему это происходит? Потому что они с детства ощущают себя не такими, как все, и в этом есть большой вклад родителей и педагогов.
Незаурядные способности часто переплетаются с непростым характером ребёнка — он может больше понимать об окружающих людях, чем его сверстники, быть слишком педантичным или скептически настроенным, серьезным и глубокомыслящим. Такая характеристика больше свойственна взрослым людям, нежели ребёнку. По этим причинам дети могут сторониться маленьких гениев только потому, что у них с ним нет общих интересов.
Чтобы оградить от одиночества, родители должны с детства обращать внимание на социальное окружение ребёнка, на то, как он общается со сверстниками. Не стоит словами или поступками возвышать маленького гения над другими — он должен ценить свою личность и способности, однако лучше, если будет чувствовать себя наравне со всеми.
Полезные рекомендации родителям
- Для того чтобы избежать скуки в школе, можно записать ребёнка на более углубленную образовательную программу — так ему будет интереснее учиться.
- Если ребёнку трудно дружить со сверстниками, нужно подумать над тем, с кем он мог бы найти общий язык и интересы.
- Не стоит «подпитывать» зацикленность маленького гения на себе.
- Не стоит поощрять в нем бесконечное стремление к совершенству.
- Одаренные дети очень впечатлительны и часто мыслят как философы. Хорошо если родители сумеют «разбавлять» их серьезность шутками и легким отношением к жизни.
- Во время воспитания стоит избегать поощрения самокритики — ребёнок должен знать, что, несмотря на свои способности, он остается таким же человеком, как и все остальные и имеет право как на выбор, так и на ошибки.