Трудности воспитания современных детей продолжают увеличиваться. Запросы, с которыми обращаются родители к детским психологам, объединены следующими темами:
- дети растут несамостоятельными — ничего не хотят или не умеют делать сами;
- ребёнка трудно чем-либо заинтересовать;
- у детей «процветает» потребительское отношение друг к другу и к родителям — «Если у тебя есть классная, модная вещь — я с тобой дружу», «Больше всех я люблю бабушку, потому что она мне все покупает».
Большинство таких проблем возникают по следующим причинам:
- ребёнок с детства убежден, (а родители подтверждают это убеждение) что организовывать его досуг должны взрослые;
- дети не знают, что такое цель и не умеют достигать ее, потому что в их жизни уже есть все необходимые блага;
- ребёнок абсолютно не умеет играть и проигрывать: в игре он обязательно должен иметь главную роль, не обладая при этом авторитетом, а соревнуясь с кем-то, желает достичь победы любой ценой. В случае проигрыша он испытывает гамму неприятных, агрессивных чувств и готов бросить игру и разорвать общение, лишь бы не чувствовать себя побежденным;
- дети не знают, что такое личная эффективность и не обладают ею: они готовы получать только положительные эмоции и совсем не знают, что делать с отрицательными. Также, они не имеют опыта, который помог бы им справляться с неудачами, преодолевать препятствия, наблюдать, как благодаря собственным усилиям ситуация меняется в лучшую сторону.
Ответственность, самостоятельность, умение занять себя в свободное время, планировать и организовывать время так, чтобы оно приносило пользу — навыки не только взрослых людей, но также и детей. Они полезны подросткам, школьникам и малышам — каждый, в соответствии с возрастом, может использовать их. Как? — Вопрос к родителям, которые привили или не привили их ребёнку. Мать и отец могут формировать в нем личную эффективность не только своим примером, но и особенным подходом в воспитании. Какие принципы он включает в себя? Как нужно воспитывать детей, чтобы они могли заботиться о себе самостоятельно, умели уважать и понимать других людей, ценили нравственность в себе и окружающих, понимали ценность отношений, умели доводить начатое дело до конца, с достоинством проигрывать, достигать поставленную цель?
Кто должен развлекать ребёнка?
В настоящее время, со страниц детской психологии и телепередач о воспитании ребёнка, часто звучит: «Родители должны проводить с детьми как можно больше времени. В обратном случае, ребёнок может почувствовать себя нелюбимым, одиноким и получить психологическую травму». В результате этого убеждения мир получает взрослых, которые, боясь в чем-то провиниться перед ребёнком или стать «случайно» плохим родителем, бросают все дела, чтобы немедленно развлечь заскучавшего малыша, поднять ему настроение, найти интересное занятие.
Не стоит рассматривать данный призыв лишь с одной стороны. Проводить время с ребёнком — действительно важно и необходимо, однако, не стоит упускать из виду тот факт, что дети должны, также, уметь занимать себя самостоятельно. Если это всегда делают родители, то ребёнок может вырасти инфантильным, с полным отсутствием творческих способностей, ленивым и безынициативным. Дети должны слышать не только «да», но и «нет», чтобы у них был опыт — как справляться с отказами, потерями, неприятными чувствами.
Достижение цели — не для детей?
Достигать цели — прерогатива не только взрослого человека, но и ребёнка. Как получать желаемое — дети могут не только учиться у матери с отцом, но и на собственном опыте. Старательно готовить уроки и приносить «пятерки», много тренироваться и выиграть соревнование, заслужить доверие друзей или родителей хорошими поступками, копить деньги или зарабатывать, чтобы купить желаемую вещь — примеры того, как ребёнок даже дошкольного возраста может ставить цель и совершать действия для ее достижения.
«Деловой» ребёнок
Дела бывают не только у взрослых. Ребёнок, когда он умеет доводить начатое дело до конца, живет насыщенной жизнью, успевает сделать и узнать за день много полезного и интересного. Дети будут «деловыми», если взрослые с ранних лет станут передавать им ответственность за то, с чем они в состоянии справиться — поливать растения и ухаживать за ними, делать открытки к празднику своими руками, вышивать, мастерить, строить.
Победители и побежденные
Многим родителям знакома ситуация, когда ребёнок, если понимает, что проигрывает в игре, обижается и говорит: «Я так больше не играю!», а иногда обзывается, дерется с другими участниками. Иногда взрослые для того, чтобы избежать скандала, «поддаются» ребёнку и он всегда выходит победителем. Эта тактика приносит вред детскому развитию. Дети должны учиться проигрывать для того, чтобы знать, что, после этого с ними не случится ничего плохого, мир не «рухнет» и они не станут хуже. Уметь принимать выигрыш радостно, а проигрыш — ровно и спокойно, всегда оставляя себе шанс отыграться — прерогатива будущего победителя.
Зачем детям понимать друг друга?
Понимание — важный аспект сегодняшнего мира. Это качество необходимо для поддержания между людьми теплых и искренних отношений. Ребёнок учится пониманию в семье, когда общается с родителями, видит, как они относятся друг к другу, а также, в кругу сверстников. К сожалению, большинство сегодняшних детей дошкольного и школьного возраста имеют низкий уровень эмпатии — сопереживания другому человеку и понимания его чувств, как своих. По этой причине, увеличиваются случаи насильственных действий детей по отношению друг к другу, издевательства, унижения. Ребёнок, воспитанный в нарциссической среде — когда восхищаются внешней оболочкой и достижениями, игнорируя личность, не чувствуя души другого человека — тоже может превратиться в «нарцисса», который равнодушен к тому, что происходит с другими, а озабочен лишь своей личностью.
Сопереживанию и сочувствию нужно учить с раннего детства. Дети растут эмпатичными, если:
- родители не игнорируют их чувства;
- демонстрируют пример внимательного отношения к старшим, слабым, беспомощным.
Личная эффективность ребёнка
Если все всегда делать за детей, «спасать» их от неприятностей, то они никогда не станут высокоэффективными людьми, а это значит, что не смогут быть независимыми от родителей, ставить и достигать цели, строить отношения, в которых будут счастливы. Задумываясь о развитии навыков личной эффективности, родителям стоит начать их формирование со следующих шагов:
- не стоит делать за ребёнка то, что он в силах выполнить сам или новое для него дело. Следует показать ему один или несколько эффективных способов выполнения и передать ответственность;
- нужно искренне верить в ребёнка и своим поведением демонстрировать ему эту веру;
- стать уверенным в себе, ребёнок сможет, только, если взрослые на протяжении многих лет не сомневались в его способностях;
- слова «Ты справишься. Я верю в тебя», «У тебя все получится», «Я на твоей стороне», «Я с тобой» — должны быть главными в отношениях между детьми и родителями, пока ребёнок растет, меняется и набирается жизненного опыта.