Ребёнок, который отличается замкнутостью и неразговорчивостью, требует к себе особенного внимания и подхода. Застенчивым и молчаливым детям трудно «вливаться» в коллектив, ставить перед собой цели и достигать их, быть наравне со сверстниками — знакомиться, общаться, веселиться. Замкнутость как черта характера выделяет ребёнка из толпы других детей. Данные особенности поведения часто скрывают под собой тревожность, боязливость, чувствительность, обидчивость.
Замкнутые дети не такие как все — их можно назвать особенными, поэтому они требуют к себе индивидуального подхода. Он помогает сделать эмоциональное состояние более активным, психику — гибкой, «разговорить» ребёнка, поднять его работоспособность и активность. Кроме того, если ребёнок замкнутый, то он нуждается в формировании навыков социализации. Это значит, что его необходимо учить общаться, получать опыт взаимодействия — и отрицательный в том числе. Видеть причинно-следственные связи своего поведения и окружающих, уметь делать выбор, анализировать, сравнивать и обобщать явления, события и отношения.
Когда в семье растет замкнутый ребёнок, это не говорит о том, что у него есть отклонения в развитии. Однако для того чтобы он мог реализовать в жизни свой потенциал, найти друзей, уметь проявлять истинный, искренний и открытый интерес к какой-либо деятельности, строить гармоничные отношения с другими, его развитие и рост необходимо сопровождать. В первую очередь это должны делать родители. Именно они, своим поддерживающим отношением, и, вселяя в ребёнка уверенность в собственных силах, способны помочь ему продвинуться на новый уровень развития, освободиться от замкнутости, найти себя и полноценно развиваться. Как это сделать, читайте в этой статье.
Причины замкнутости детей
Ребёнок может стать замкнутым, под влиянием разных факторов.
- Эмоциональная травма.
Бывает так, что он замолкает и «закрывается» в себе, когда сталкивается с сильным эмоциональным потрясением. Это может быть потеря кого-то из близких людей, развод родителей, переезд в другой город, испуг. Психологической травмой может послужить любая ситуация, которая, на первый взгляд, не кажется опасной, однако если ребёнок во время ее проживания испытал сильные негативные чувства, она может иметь неблагоприятные последствия для его психики.
- Слишком строгое воспитание в семье.
Если ребёнку дома вообще не позволяют шуметь, бегать, прыгать и кричать, то он привыкает к тому, что молчать и быть незаметным это не только правильно и необходимо, но в первую очередь безопасно. В семье, где детей наказывают за активность — ставят в угол, бьют, ругают, лишают чего-то — ребёнок может пребывать в состоянии постоянной эмоциональной и физической скованности. Двигаться для него означает подвергнуться агрессии со стороны взрослых и пострадать. Чтобы избежать этого дети «замирают» и прячутся в свой внутренний мир.
- Отсутствие в семье тепла и внимания со стороны родителей.
Иногда мать и отец ведут себя эмоционально отстраненно — не интересуются тем, где находится ребёнок, и что он делает, не спрашивают о его предпочтениях и интересах, не слушают его и общаются только в тех случаях, когда нужно поругать или дать указание. Как правило, в таких семьях родители слишком заняты решением своих взрослых проблем, поэтому им не до ребёнка. Он просто живет и растет рядом, но настоящего контакта между ним и родителями не существует.
Деструктивная или асоциальная семья
Характер отношений в этих семьях таков, что дети не получают там полноценного внимания, общения, любви и даже условия для жизни не всегда являются пригодными и безопасными. Это там, где родители злоупотребляют алкоголем или применяют насилие в качестве воспитательного метода, преобладают деспотичные отношения, присутствует постоянное обесценивание чувств и потребностей ребёнка, унижение его личности. Детям в таких условиях ничего не остается, как перестать проявлять активность и почти не разговаривать, потому что у них есть печальный опыт того, что за это их могут наказать.
Иногда замкнутость ребёнка является чертой характера, которая передается по наследству. Особенности темперамента родителей также могут передаваться детям. Больше всего склонны к замкнутости люди, обладающие меланхолическим или флегматическим темпераментом. Застенчивость и молчаливость в характере ребёнка не вызывают удивления, если в этом он очень похож на маму или папу. Однако взаимодействие с ним и подход к воспитанию должны отличаться своими особенностями. Застенчивый ребёнок в благополучной семье так же, как и тот, кто пережил психоэмоциональную травму, нуждается в формировании навыков социализации и получении опыта общение и активности.
Самооценка ребёнка и уверенность в себе
Родители могут помочь замкнутым детям стать более уверенными в себе, если будут как можно чаще поддерживать и хвалить их. Общаться с ними нужно с улыбкой и восхищением, постоянно поощряя и подталкивая к новой активности и проявлению способностей. Искренняя похвала и комплименты — это то что может помочь ребёнку почувствовать и развить ощущение уверенности и внутренней силы.
Развитие навыков социализации
Сделать так, чтобы ребёнок не боялся общества и компании сверстников, мог общаться с ними наравне, можно, если сформировать в нем необходимые навыки для общения. Что для этого нужно делать?
- Не «закрываться» от людей и не «прятать» ребёнка от других, потому что он необщительный.
- Посещать компании друзей, общаться с родственниками, привлекать ребёнка к диалогам или коллективным играм, но не давить на него, если он не хочет общаться или играть.
- Никогда не называть ребёнка, в присутствии других людей, молчаливым, застенчивым, стеснительным и так далее.
- Меньше критиковать и чаще хвалить.
- Делиться с ним личным опытом общения и взаимодействия — рассказывать, какие сложности и конфликты удалось преодолеть, что помогло выйти победителем в споре или защитить себя.
Дополнительное развитие ребёнка
Родители в семье могут также способствовать тому, чтобы ребёнок стал более разговорчивым и открытым. Для этого нужно:
- Чаще позволять ему делать выбор и принимать решения.
- Интересоваться его мнением.
- Вставить его в пример другим детям.
- Поддерживать любые начинания и старания.
- Застенчивые дети так же талантливы, как их общительные сверстники.
Развить способности ребёнка можно, если:
- Выбрать сферу, которая ему нравится и вызывает живой интерес.
- Создавать условия для развития способностей.
- Поддерживать в начинаниях и помогать справляться с трудностями.
- Как можно чаще играть в совместные игры — ролевые, театральные, сюжетные, подвижные. Это поможет получить опыт раскрепощения сначала дома, в семье, а затем применить его в детском коллективе.