Стресс — распространенное явление в жизни человека. Не застрахованы от него также и дети. Особенно ребёнок подвергается стрессу, когда у него происходят важные жизненные события — кризисный возраст, переезд на новое место или переход в другую школу, рождение младшего брата или сестры, болезнь, поступление в первый класс.
Дети не понимают, что у них случился стресс так, как это могут понять взрослые. Когда человек вырастает, у него за плечами скапливается определенный опыт общения, отношений, реакций и поведения. Он может управлять ими в соответствии со своими желаниями и потребностями. Люди способны контролировать внутренние и внешние процессы, которые происходят у них в жизни, а ребёнок, в силу возраста, этого делать не умеет. Часто он, подвергшись стрессу, вовсе не понимает, что с ним случилось, поэтому не может себе помочь так, как это на его месте сделал бы взрослый человек. Поэтому эту роль — следить за психическим состоянием и настроением детей и при необходимости оказывать им помощь — должны взять на себя родители.
Стресс у детей проявляется как сниженная активность, подавленное настроение, отказ от пищи и игр, нежелание общаться с друзьями и браться за любимые занятия. Также они могут потерять сон или испытывать трудности с засыпанием. Не всегда дети, на вопрос, что с ними случилось, могут дать четкий ответ и полностью объяснить ситуацию. В младшем школьном возрасте они продолжают жить чувствами, поэтому, чтобы понять, что с ребёнком, могут только родители, если отталкиваются от его эмоциональных проявлений.
Когда стресс связан с обучением, дети, как правило, отказываются вставать по утрам, испытывают напряжение, если речь заходит о школе.
О том, какие стрессы могут быть у первоклассника, пойдет речь в этой статье.
Дети и школа
Переход от дошкольного детства к школьному должен быть постепенным. Если это не так и родители резко забирают у ребёнка все игры, не позволяют проводить много времени с друзьями, ограничивают его свободу и веселье, то у него может случиться стресс. Такое подход не является бережным и заботливым для детской психики.
В каждой школе знают о том, что существует период адаптации.
Это означает, что прежде чем выставлять к первокласснику новые требования и приучать его жить по незнакомому режиму, ему нужно дать время привыкнуть к тому, что он теперь школьник. Адаптационный период длится от нескольких месяцев до года. В это время дети успевают запомнить и привыкнуть к тому, что вставать и ложиться надо в одно и то же время, выполнение уроков — теперь их основная деятельность, что у них новая социальная роль — ученик — и они должны ей соответствовать. Такой постепенный переход дает детям возможность учиться без стресса и лишних переживаний.
Отношения ребёнка и педагога
Кроме родителей ребёнок сталкивается в своей жизни с другими взрослыми, которые воспитывают его и обучают. В детском саду — это воспитатели, в школе — первая учительница. От того, какие отношения сложатся с ней, будет во многом зависеть школьная успеваемость и настроение первоклассника.
В настоящее время многие родители понимают важность первого учителя, поэтому стараются познакомиться с ним заранее, заботясь о том, чтобы ребёнок получил не только знания, но и был уважаем как личность.
Отношения с учительницей могут не сложиться по нескольким причинам: отсутствие личной симпатии, сложное поведение ребёнка, нарушения в его развитии. Общение между педагогом и учеником в классе может портиться, если они не понимают и не уважают друг друга, ребёнок не слушает, что ему говорят, а учитель не осуществляет индивидуальный подход. Тогда оба могут испытывать враждебность и негативные чувства. В таких случаях дети переживают сильный стресс.
Часто они в таком состоянии отказываются посещать школу, не желают делать уроки, могут испытывать страх перед классом или педагогом. Взрослые, чтобы предупредить подобные случаи, должны знать, что происходит у ребёнка в школе, интересоваться его делами, следить за настроением, поддерживать контакт с учителем — спрашивать, как ребёнок ведет себя, как занимается и какие есть рекомендации и пожелания для его обучения дома. Это позволит сблизиться с педагогом и заниматься развитием в одном направлении, что положительно скажется на развитии и адаптации школьника.
Уроки и стресс
Уроки в жизни ребёнка — следующий травмирующий фактор, который может вызвать стресс. Если взрослые резко приучают его к строгой дисциплине, требуют безоговорочного подчинения, хороших оценок, заставляют много писать и считать против воли, то у него могут появиться не только отрицательные эмоции, но и ненависть к учебе в целом.
Выполнение уроков, как и привыкание к школьному режиму, тоже стоит делать постепенным. Поговорите с учителем — какая нагрузка лучше всего подходит для ребёнка, и не заставляйте его делать больше, чем позволяют возрастные и психические особенности.
Во время выполнения домашнего задания, если ребёнку сложно справляться с ним, делайте перерывы. Первое время находитесь рядом, если есть такая необходимость. Меньше ругайте и больше обращайте внимание на успехи. Поощряйте детей и не сравнивайте их с другими.
Как родителям помочь ребёнку
Что делать, если стресс все-таки случился и ребёнок чувствует себя плохо, когда речь заходит о школе, плачет, отказывается посещать занятия, не хочет делать уроки или у него наблюдаются другие проявления стресса? Для начала следует выяснить, в чем причина. Однако, не стоит пытать ребёнка, добиваясь от него немедленного ответа. Спрашивайте спокойно, ровным голосом, лучше сесть рядом, смотреть прямо в глаза. Будьте сами уверены и не тревожны — ребёнок должен понимать, что он может довериться взрослому, а для этого тот должен выглядеть и быть надежным.
Не торопите детей — дайте им возможность довериться вам. Ребёнок должен понимать, что после того, как он признается, что его тревожит, ему не станет хуже, его не поругают, не накажут и так далее. Скажите, что переживаете за него, любите и вам не все равно, что с ним происходит.
Вспомогательные методы для установления причин стресса у первоклассника и помощи ему — это обращение к психологу, откровенный разговор с учительницей и искреннее, доброжелательное отношение к школьнику в семье. Если он будет чувствовать поддержку от родителей, то, во-первых, снижается риск появления стресса, а вторых, дети учатся сами говорить взрослым о том, что их расстроило и вызвало негативные эмоции.