Когда ребёнок идет в детский сад, о том, как он будет там себя чувствовать, волнуется вся семья. Чем меньше ему лет, тем больше может быть материнская тревога. Психологи не советуют отдавать малышей в группу детского сада до исполнения трех лет — именно к этому возрасту дети обладают всеми необходимыми навыками, которые помогают им приспосабливаться к детскому коллективу и чувствовать себя там комфортно.
Однако, есть семьи, лишенные возможности сидеть с малышом дома и принимают решение отдать его в детский сад. Пребывание ребёнка там чаще всего наполнено положительными эмоциями — он знакомится с воспитателями, находит новых друзей, играет, гуляет, веселится, познает новое, о нем заботятся и следят за самочувствием. Однако, бывает так, что ребёнок подвергается обидам — со стороны воспитателей или других детей, тогда родители переживают за малыша и стремятся оградить его от негативной среды и трудностей. Как правильно решать проблемы, если они возникли в детском саду? Что следует говорить ребёнку? Как общаться с воспитателями? Как можно защитить своего малыша, когда он не находится рядом и стоит ли учить его защищаться самостоятельно? Ответы в данной статье.
Как живется ребёнку в детском саду
Родители чувствуют себя счастливыми и спокойными, когда дети приняты в детском коллективе, с удовольствием встают по утрам, любят воспитателей, общаются со сверстниками. Однако, они начинают испытывать тревогу, если ребёнок плачет, не отпускает маму от себя, не находит общего языка с педагогами и другими детьми.
Что происходит с ребёнком, если по каким-то причинам ему некомфортно в группе детского сада? Чаще всего неприятные чувства испытывают дети, которые не готовы к посещению детского коллектива, очень привязаны к родителям. Они могут тревожиться о том, что мама и папа не придут за ними, стесняются обращаться к педагогам с просьбой или жалобой, страдают от того, что дети не хотят играть с ними или делиться. Если ребёнок плачет и не хочет ходить в детский сад, скорее всего, ему там не нравится, он не привык к новым условиям или есть другие проблемы, не позволяющие ему с радостью развиваться и знакомиться.
Когда родители понимают, что ребёнок испытывает негативные чувства, им легче найти причину и помочь ему. Они не должны уговаривать его полюбить группу и детей, делать вид, что ничего страшного не происходит и убеждать в этом. Поддержка малыша, создание ему дома таких условий, в которых он может чувствовать много любви и внимания со стороны родителей — лучшее, что могут сделать взрослые, чтобы помочь привыкнуть к новому социуму.
Агрессия со стороны детей
Бывает так, что ребёнок отказывается посещать группу, потому что другие дети проявляют агрессию — дерутся, обижают его, обзывают, не принимают в игры. Родители, чаще всего, реагируют очень эмоционально на такие проблемы в общении — жалуются воспитателям, заведующей, вступают в конфликты с другими взрослыми. Их недовольство понятно и оправдано — они желают защитить своего ребёнка от нападений и трудностей, хотят быть уверены в том, что условия, в которые они отдают малыша, соответствуют его праву на неприкосновенность, безопасность и развитие. Однако, не всегда конфликты и жалобы — эффективный способ защищать ребёнка от агрессии других детей.
Прежде, чем вступать в конфликт, необходимо установить причину агрессивного поведения других детей и того, что ребёнок не строит отношения с ребятами, которые не являются агрессивными — ведь, абсолютно все дети группы не могут быть настроены враждебно. Это возможно лишь в том случае, если малыш не умеет общаться, первым провоцирует окружающих, конфликтует, обижает других. В таком случае проблему нужно решать в индивидуальном порядке с ребёнком — изучить модели поведения родителей в семье, адаптацию малыша, показать его детскому психологу. Также, полезно поговорить с воспитателями, чтобы понять, как ведет себя ребёнок в детском саду, какие ошибки он совершает, чтобы правильно скорректировать его поведение. Это будет полезно, если с педагогом сформированы доверительные отношения и он, также, «болеет» за то, чтобы все дети в группе жили дружно.
Если эти методы не приносят результата и ребёнок страдает от агрессии со стороны окружающих только в группе детского сада, а с остальными приятелями и знакомыми у него дружеские и мирные отношения — возможно, стоит задумать о переводе его в другую группу.
Отношения с воспитателем
Иногда у малыша не складываются отношения с воспитателем. Так бывает в случае трудного характера ребёнка, предвзятого отношения педагога. Когда ребёнок жалуется на то, что его не замечают, обижают или родители объективно видят непрофессионализм педагога, следует откровенно поговорить с воспитателем, возможно, обозначить рамки общения с ребёнком, попросить не использовать методы общения, которые «ранят» его — крик, наказания, манипуляции. Вместе с этим нужно прислушаться к мнению и рекомендациям педагога, о том, что ребёнок не умеет общаться с детьми, не выполняет инструкции взрослых и его поведение сложно поддается контролю.
Когда родители и педагог воспитывают малыша в одном направлении, не «воюя» друг с другом, дети гораздо быстрее идут на контакт, успокаиваются и справляются. Если просьбы не будут услышаны и воспитатель не изменит методов воспитания, следует обратиться за помощью к методисту или заведующей детского сада с просьбой решить проблему другим путем.
Должен ли ребёнок защищать себя?
В детском саду детей приучают к тому, что они не должны драться, ссориться, а решать конфликты мирно. Обиды и непонимание в коллективе — неотъемлемая часть получения ребёнком житейского опыта. Взрослые должны не запрещать ребёнку проявлять негативные чувства, а научить его выражать их безопасным для себя и других способом. В любом случае, детей нужно приучать защищать себя, когда они подвергаются нападкам или угрозам со стороны. Это формирует у ребёнка здоровое отношение к своим чувствам и здоровью, личным вещам. Оберегать себя и не позволять обижать — то, что должен усвоить малыш от родителей и воспитателей. Иногда полезно дать отпор тем, кто нарушает покой, личное пространство, делает больно. Если родители не научат этому ребёнка, его психика может пострадать, и он усвоит, что с ним можно обращаться неуважительно, причинять эмоциональный или физический вред.
Рекомендации родителям
Воспитание в семье — важное условие для того, чтобы дети чувствовали себя в группе детского сада комфортно. Чему нужно научить детей?
- каждый человек имеет право на свое мнение и чувства;
- другому ребёнку больно и плохо, когда его обижают, смеются над ним;
- если что-то не нравится — нужно сразу сказать об этом;
- всегда нужно обращаться за помощью к воспитателю;
- нельзя давать себя в обиду;
- хорошо и приятно — делиться игрушками с друзьями. Плохо — силой отбирать вещи у других детей.