Есть в обществе люди, которые нуждаются в особой заботе и со стороны любого члена общества, и со стороны государства. Для привлечения внимания здоровых людей к проблемам людей-инвалидов с различными особенностями развития, Генеральная ассамблея ООН приняла решение о ежегодном праздновании 3 декабря дня инвалидов.
Дети, родившиеся с ограниченными возможностями, особенно нуждаются в помощи и поддержке взрослых, в сочувствии, участии и достойных условиях жизни и развития. Как живут дети с ограниченными возможностями здоровья в разных странах, и где детям с инвалидностью живется легче, выясняем в обзоре на MedAboutMe.
Право на жизнь без ограничений
Социологи подсчитали: инвалидность в 21 веке составила почти 15% населения земли. В 70-е годы прошлого века количество людей, страдающих от разных нарушений и ограниченных возможностей, составляло едва ли 10%.
К сожалению, число детей-инвалидов в России не уменьшается. Согласно официальным данным, опубликованным службой государственной статистики на начало текущего года, число детей-инвалидов в Российской Федерации составляет почти 6% от общего числа инвалидов в стране. Эти дети страдают от дезадаптации вследствие врожденных или приобретенных ограничений в жизнедеятельности, нарушений развития, невозможности передвигаться самостоятельно, контролировать свое поведение. Однако это не означает, что семья, где есть ребёнок с особенностями, должна жить изолированно, замкнувшись на своих проблемах без надежды на помощь общества и государства.
Особенные дети также являются частью общества и живут в том же мире, что и другие. Дети-инвалиды способны на многое. Им просто нужно вовремя помочь. В европейских странах, например, подход к определению инвалидности отличается от принятого в России. Принципиально иное отношение к особенным детям базируется на том, что все они обладают правом на жизнь без ограничений. Иногда для этого требуется лишь поддержка, организованная квалифицированно и вовремя. Именно этим и занимаются специалисты в западных странах.
(из интервью каналу CNN)
Рождение здорового ребёнка приносит радость в семью. Родители с умилением наблюдают, как растет и развивается малыш, приобретая новые умения и навыки. Редко кто задумывается, что где-то бывает все иначе, а слезы радости сменяются слезами горя после известия о том, что ребёнок родился инвалидом. Мир мрачнеет, а непринятие ситуации становится причиной распада семей и нервных расстройств других членов семьи. Мои исследования сосредоточены на детях и молодых людях, чья жизнь нарушена инвалидностью, их сложными потребностями, а также тем, как это влияет на родителей детей-инвалидов, их братьев и сестер и семейную жизнь.
Семья переживает непростые моменты, которые нужно принять и понять:
- меняется привычный режим;
- распорядок дня родителей зависит от биоритма ребёнка-инвалида;
- праздники ограничены;
- круг общения сокращается из-за нежелания друзей общаться или из-за их боязни помешать семье;
- появление с ребёнком-инвалидом в обществе зачастую вызывает жалость или непонимание.
Ежедневно сталкиваясь с этими проблемами, родители живут с надеждой в душе на изменение в развитии, физическом состоянии и поведении ребёнка.
Как найти решение проблемы?
Мы считаем, что нельзя замыкаться на своих переживаниях, необходимо увеличивать число центров реабилитации, где встречаются (из интервью каналу CNN)
Рождение здорового ребёнка приносит радость в семью. Родители с умилением наблюдают, как растет и развивается малыш, приобретая новые умения и навыки. Редко кто задумывается, что где-то бывает все иначе, а слезы радости сменяются слезами горя после известия о том, что ребёнок родился инвалидом. Мир мрачнеет, а непринятие ситуации становится причиной распада семей и нервных расстройств других членов семьи. Мои исследования сосредоточены на детях и молодых людях, чья жизнь нарушена инвалидностью, их сложными потребностями, а также тем, как это влияет на родителей детей-инвалидов, их братьев и сестер и семейную жизнь.
Семья переживает непростые моменты, которые нужно принять и понять:
- меняется привычный режим;
- распорядок дня родителей зависит от биоритма ребёнка-инвалида;
- праздники ограничены;
- круг общения сокращается из-за нежелания друзей общаться или из-за их боязни помешать семье;
- появление с ребёнком-инвалидом в обществе зачастую вызывает жалость или непонимание.
Ежедневно сталкиваясь с этими проблемами, родители живут с надеждой в душе на изменение в развитии, физическом состоянии и поведении ребёнка.
Как найти решение проблемы?
Мы считаем, что нельзя замыкаться на своих переживаниях, необходимо увеличивать число центров реабилитации, где встречаются дети и родители с подобными проблемами, где дети-инвалиды находятся среди таких же, как они и мир детства такой же, как и для всех остальных детей. В таких центрах реабилитации создаются условия для того, чтобы особенные дети могли петь, играть, танцевать и рисовать так, как они это умеют делать. Особенно важно общение родителей между собой, когда они обсуждают общие проблемы и помогают друг другу советом и участием.
Мы уверены, что ребёнка нужно принимать таким, какой он есть, не оценивая его, любить и понимать, помогать и поддерживать, уважая индивидуальность каждого.
Самое главное, что дает этот проект:
- возможность для ребёнка обрести в себе уверенность;
- осознать, что они такие же дети, имеющие право на образование и на занятия наравне с обычными детьми;
- адаптация в обществе.
Зачастую все дети с особенностями развития находятся дома и получают надомное обучение. Таких детей раньше просто не отдавали в школы. Оказавшись здесь в коллективе, в группе детей такого же возраста, они получают возможность общаться с ними. Это уже совсем другая форма работы. Они могут приобрести больше навыков, умений. Естественно идет развитие речи, навыков самообслуживания. Наша работа достаточно успешна, т. к. дети показывают хорошие результаты в учебе. Особо хочу отметить, что дети отлично ладят со сверстниками.
Безусловно, существуют опасения родителей, что возникнут сложности, когда дети попадают в коллектив. Этот вопрос окончательно решается после заключения специальной комиссии, которая оценит состояние здоровья ребёнка и готовность его к условиям обучения в обычной школе.
Кроме того, существуют проблемы другого плана: слабая материальная база школ, дефицит специалистов. И, все же, преимуществ у такого обучения больше, чем недостатков.
Общие заботы о детях-инвалидах
Серьезные изменения в отношении общества к детям-инвалидам начались давно во многих западноевропейских странах. Там выработаны законы и действуют специальные программы реабилитации, целью которых стало устранение дискриминации по отношению к инвалидам и помощь в их безболезненной интеграции в социум.
Германия
Любому ребёнку для полноценного развития необходимо общение со сверстниками. В Германии законодательно подтверждено право ребёнка-инвалида на выбор учебного заведения любого типа наравне со всеми. Детей примут и в обычную школу, и в специализированную. Немецкая система образования предполагает создание интегративных школ, где практикуется совместное обучение детей с особенностями и обычных детей. Законом о социальном обеспечении закреплены права детей-инвалидов на получение реабилитационной помощи. Пособие по инвалидности дети получают до 27 лет.
Великобритания
О независимой жизни детей-инвалидов на британских островах российским детям можно пока лишь мечтать. Регулирует выполнение всех законов, правил и предписаний относительно организации жизни и развития особенных детей в Британии местное самоуправление. Они обязаны обеспечить нормальную жизнь и условия для полноценного развития несовершеннолетних инвалидов. Государство в обязательном порядке поддерживает контакты с семьей особого ребёнка, создает условия для получения медицинского обслуживания и реабилитационных мероприятий. Особенно хорошо развита в Англии система помощи инвалидам, обеспечивающая личных ассистентов, т.е. помощников, которые помогают ребёнку справиться с трудностями в общественных местах и дома.
Специальный агент посоветует особому ребёнку, закончившему основной курс обучения в школе, наилучший путь продолжения учебы: здесь же в образовательном учреждении, в колледже или самостоятельно.
В Беларуси за последние годы произошли существенные изменения в сторону улучшение качества жизни детей с особыми образовательными потребностями. Это коснулось и образовательной системы. Инклюзивное образование представлено в институте в Минске и ресурсным центром в Барановичском госуниверситете. Центр призван обучить максимальное количество педагогов по специальности «Психология инклюзивного образования». Все студенты педагогических специальностей изучают «Основы инклюзивного образования». Для педагогов проводятся семинары, курсы повышения квалификации. Все больше школ и детских садов реализует модель неполной интеграции. Именно она наиболее приближена к инклюзии.
И государственные, и общественные организации работают в этом направлении. Хорошо известны: центр развития «Левания», «Семейный инклюзив-театр».
Конечно, каждую идею продвигают люди, активные энтузиасты. Стоит назвать одного такого человека — В.В. Хитрюк — директора Института инклюзивного образования. Именно она когда-то начала свой проект, затем объединила вокруг себя единомышленников. Сейчас это тесное сотрудничество разных структур и организаций.
Конечно, не все идеально, многие идеи не получают финансирования. Такими отложенными планами стали Ресурсные инклюзивные центры во всех вузах страны (пока он один). Далеко не каждый ребёнок с инвалидностью получает сопровождающего педагога (тьюторов в нашей стране нет). Учителя с трудом принимают инклюзивные идеи. Основная масса жителей даже не слышала слово «инклюзия».
Здесь на выручку приходят волонтерские движения. Только в БарГУ около ста студентов-волонтеров. Они сопровождают детей с ОПФР в учебном процессе, проводят благотворительные акции для детей с инвалидностью, организуют совместные мероприятия для детей.
Подводя итог, стоит сказать, что идеи инклюзии в нашей стране прочно вошли как в научную, так и общественную деятельность. Это непросто, но важно. А дорогу, как известно, осилит идущий.
Швеция
Системой заботы о детях-инвалидах в Швеции можно только восхищаться.
Во-первых, здесь нет интернатов для детей-инвалидов. Сделано это с целью предоставить возможность детям с особенностями жить с родными.
Во-вторых, дети-инвалиды могут воспользоваться любой формой дошкольной подготовки:
- находиться в обычном детском саду или интегративной группе;
- воспользоваться услугами муниципальной «дневной мамы».
В-третьих, работа государства по поддержке детей-инвалидов стоит того, чтобы о ней рассказать отдельно.
Все услуги для детей-инвалидов предоставляются бесплатно.
Законом о здравоохранении Швеции отдельной главой оговорена обязанность муниципальных властей о бесплатном предоставлении технических средств для инвалидов.
В региональных советах есть специальные сотрудники, которые регулярно посещают семьи, где есть инвалиды и в журнале посещений записывают все, в чем ребёнок нуждается.
Для каждого ребёнка с ограниченными физическими возможностями создается целая группа, куда входят: психологи, терапевты, трудотерапевты, педагоги, специалисты по ЛФК. Они обязаны следить за здоровьем ребёнка и помогать ему справляться с трудностями в общении или обучении.
Дети-сироты тоже не остаются без внимания. Они живут в социальных семьях, финансируемых из бюджета муниципалитета.
Швейцария
Политика государства, обеспечивающая систему помощников семьям, где есть ребёнок-инвалид, действует в Швейцарии на государственном уровне так же, как и Нидерландах и Великобритании. Она существенно облегчила жизнь особенным детям и членам их семей. Раньше детей-инвалидов отправляли в специализированные интернаты, где они подолгу жили вдали от дома и родных. Действующая система помощников, позволила детям жить дома, учиться в школе и адаптироваться в обществе. Финансовую помощь получают дети, которые посещают школу или специализированные курсы.
Польша
Польское правительство ответственно относится к соблюдению законодательства, касающегося прав детей-инвалидов.
Общественные организации разного масштаба следят за соблюдением прав детей и всемерно помогают особенным детям, стараясь предоставить им все условия для реабилитации. Например, с ребёнком-инвалидом будет работать такое количество специалистов, которое определит лечащий врач. Это может быть 2 человека, а может и 6. Общественные организации проводят регулярные акции, демонстрирующие, что поддержка общества, государства и собственная воля человека могут помочь в реализации способностей детям с любыми физическими ограничениями.
Индия
Права инвалидов в Индии определены в Билле об инвалидах. Согласно этому документу, детям-инвалидам гарантировано право на обязательное бесплатное образование, предоставление частично оплачиваемого или бесплатного оборудования.
Дети-инвалиды есть в каждой стране и проблемы у них примерно одинаковы. Различия состоят в отношении общества и государства к особенным детям и путях создания условий для того, чтобы дети-инвалиды не чувствовали себя изолированными от всех.